Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:03, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности функционирования денег и денежного рынка РФ.
Для решения поставленной цели, решаются следующие задачи:
− исследовать историю развития денег как экономической категории;
− рассмотреть функции денег;
− рассмотреть определения категории «денежного рынка»;
− рассмотреть структуру денежного рынка;
− проанализировать роль государства на денежном рынке.
Введение 3
1. Понятие, структура и участники денежного рынка 6
2. Государственное регулирование денежного рынка 14
3. Функционирование денежного рынка в РФ: проблемы и тенденции 21
Заключение 29
Приложения 35
Кроме того, Банком России
совместно с Минфином России будет
осуществляться разработка мер по совершенствованию
рынка государственных
В Республике Татарстан ситуация на денежном рынке развивается в позитивном направлении. Так, в прогнозе социально-экономического развития Татарстана на 2011-2013 годы рассмотрены основные показатели экономического развития республики на ближайшие годы. На основе прогноза социально-экономического развития разрабатывается проект бюджета, а также его показатели являются неким ориентиром развития Татарстана на среднесрочную перспективу.
Ожидается, что объем валового регионального продукта в 2013 году вырастет на 17,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. Прогнозируемый рост промышленности составит 16,1 процента в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. В 2011 году индекс промышленного производства составит 106,3 процента [42].
Производство
Согласно прогнозу, в 2011 году прирост инвестиций составит 8,8 процента к уровню 2010 года. В целом объем инвестиций к 2013 году вырастет на 19,6 процента в сопоставимых ценах к уровню текущего года.
Прогноз развития жилищной
сферы предусматривает на 3 года
ввод объемов жилищного
Оборот розничной торговли будет расти в среднем на 5,7 процента в год и к 2013 году увеличится в сопоставимых ценах на 18,2 процента к уровню 2010 года.
Среднедушевые денежные доходы в 2013 году по отношению к 2010 году возрастут в номинальном выражении до 24120 рублей. Реальные денежные доходы возрастут к уровню 2010 года на 16,4 процента [42].
Размер среднемесячной заработной платы в прогнозируемый период в номинальном выражении вырастет почти на 38,3 процента к уровню текущего года и к 2013 году составит 23450 руб. Прогнозируется рост величины прожиточного минимума на душу населения. В 2011 году ее рост составит 9,8 процента к уровню 2010 года, в 2013 году –31,4 процента. [42]
Банк России к концу 2010 года и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.
Заключение
В данной работе рассмотрены основные понятия денежного рынка, а также развитие основных показателей денежного рынка России за последние годы.
Количество денег измеряется с помощью группировки определенных классов ликвидных активов в денежные агрегаты, к которым относится параметр М1 , включающий наличные деньги и трансакционные депозиты, и параметр М2, включающий несколько видов активов, являющихся ликвидными средствами накопления но редко используемых в качестве средств обращения. Как было отражено выше, Центральный банк производит регулярный контроль показателей М1 М2, анализируя и контролируя неблагоприятные изменения данных показателей, впоследствии проводя меры по регулированию.
Важным доказательством
подтверждения важности и актуальности
состояния и тенденций
Так, в после мирового кризиса, имевшего место в 2008 году, по итогам доклада правительства, социально-экономическое развитие страны начинает возвращаться на прежние позиции, хотя по отдельным направлениям еще продолжается спад.
Поэтому в 2009 году Центральный банк принял следующие меры в соответствии с изменяющимися в позитивную сторону тенденциями рынка РФ.
В феврале 2009 года в целях сдерживания инфляционных тенденций и обеспечения стабильности валютного курса рубля Банк России повысил процентные ставки по своим операциям. В результате ставки по инструментам денежно-кредитной политики в указанном периоде возросли на 0,5-2%. В частности, в I квартале 2009 года ставка по кредитам «овернайт» была равна 13%, ставка по депозитным операциям по фиксированной ставке «том-некст» – 6,75-7,75%, минимальная ставка по операциям прямого РЕПО на аукционной основе на срок 1 день – 11,25-12,25 процента.
На фоне замедления темпов инфляции и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке в апреле-декабре 2009 года Банк России осуществлял последовательное снижение ставки рефинансирования и ставок по операциям денежно-кредитной политики. В этот период процентные ставки снижались 10 раз. В зависимости от инструментов денежно-кредитной политики снижение ставок составило 1,75-4,5 процентного пункта.
За январь - декабрь 2009 г. потребительская инфляция составила 8,8%, что является самым низким показателем за период с начала реформирования экономики России. Относительно показателя годом ранее (13,3%) инфляция замедлились в 1,5 раза. После усиления инфляции в I квартале 2009 г. до 5,4% (4,8% годом ранее) в связи с полуторным ослаблением курса рубля в конце 2008 - начале 2009 года (в номинальном выражении), а также традиционного масштабного роста регулируемых тарифов, начиная со II квартала, инфляция стала быстро замедляться под давлением сжатия спроса населения вследствие снижения реальных доходов населения и ухудшения потребительских настроений из-за рисков снижения доходов [41].
В связи со сложившейся
экономической ситуацией в
1. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Предлагается исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. [43]
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.
3. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. [43]
Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.
На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до 1 июля 2012 г.). [43]
4. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.
Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.
5. Повышение качества человеческого капитала.
Необходимо стремиться
к росту научного потенциала нашей
страны, накоплению объектов интеллектуальной
собственности, обеспечению в этих
целях преемственности
В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.
Таким образом, на основании проведенного анализа показателей развития денежного рынка и приоритетных задач, поставленных руководством страны, можно сделать вывод об улучшении экономического положения страны и осуществления планомерного развития как денежного рынка, так и всей экономической системы России.
Список используемой литературы
Приложение 1
Рис.1. Темпы прироста основных денежных агрегатов (месяц к предыдущему месяцу, %) [40]
Рис.2. Скорость обращения денег по агрегату М2 [40]