Дефицит и профицит бюджета. Виды дефицита бюджета, источники покрытия дефицита бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 10:15, контрольная работа

Краткое описание

В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности, определение источников покрытия дефицита бюджета.
Экономические реформы, проводившиеся и проводящиеся в РФ на протяжении ряда лет, изменили основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма..

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджет как базовый инструмент национальной экономики.
1. Понятие госбюджета. Сущность дисбаланса бюджета, виды дефицита бюджета и причины возникновения
2. Методы и источники финансирования дефицита бюджета
Глава 2. Современная государственная политика по регулированию бюджета в РФ.
1. Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ; контроль за исполнением бюджета
2. Сеньораж как метод покрытия бюджетного дефицита
3. Параметры федерального бюджета РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

САША_КУРСОВАЯ.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

ИВАНОВСКИЙ  …………………………… 
 
 
 

Кафедра …………………………… 
 
 

Контрольная работа на тему 

Дефицит и профицит бюджета.

Виды  дефицита бюджета,

источники покрытия дефицита бюджета. 
 

                                               Слушатель:……………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иваново 2012

 

Содержание 

Введение

Глава 1. Бюджет как базовый инструмент национальной экономики.

  1. Понятие госбюджета. Сущность дисбаланса бюджета, виды дефицита бюджета и причины возникновения
  2. Методы и источники финансирования дефицита бюджета

Глава 2. Современная  государственная политика по регулированию бюджета в РФ.

  1. Бюджетная система и бюджетный процесс в РФ; контроль за исполнением бюджета
  2. Сеньораж как метод покрытия бюджетного дефицита
  3. Параметры федерального бюджета РФ

    Заключение

    Список  литературы 
 

 

Введение

    В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Бюджетное устройство имеет особую значимость для России и в силу концентрированного отражения принципа федерализма в государственном устройстве, поскольку показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджетов каждого уровня системы.

    Бюджет - это публичные экономические  отношения, опосредующие процесс образования, распределения и использования  определенного государственно-территориального или муниципального образования  централизованного денежного фонда, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом.

    С практической стороны одним из основных условий эффективной реализации бюджетно-правовой политики является включенность какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников, что актуализирует постановку и рассмотрение вопроса о бюджетном устройстве Российской Федерации. Формирование и развитие системы бюджетного устройства отнесено Правительством РФ к стратегической цели развития бюджетного федерализма в России.

    Современная экономическая теория уделяет большое  внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому является рост числа государств с огромным дефицитом бюджета, в особенности – в посткризисный период, а в последнее время – в условиях крайней неустойчивости экономик ряда крупных стран.

    На  современном этапе развития мировой  экономики нет ни одного государства, не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

    В связи с этим одной из важных задач  экономической политики государства  является поиск оптимального решения  проблем дефицитного бюджета  и его сбалансированности, определение  источников покрытия дефицита бюджета.

    Экономические реформы, проводившиеся и проводящиеся в РФ на протяжении ряда лет, изменили основы функционирования бюджетной системы страны и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.

    Сокращение  нерациональных затрат государства  приводит к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, поддержанию бездефицитного федерального бюджета, отказу от его эмиссионного финансирования. Рассмотрим в этой работе вопросы бюджетного дефицита и профицита, виды дефицита бюджета и причины его возникновения; остановимся на источниках покрытия дефицита и способах расчета бюджета, предусматривающих достижение его сбалансированности. 
 
 

    Глава 1. Бюджет как базовый  инструмент национальной экономики.

  1. Понятие госбюджета. Сущность дисбаланса бюджета, виды дефицита бюджета и причины возникновения

    В начале работы рассмотрим само понятие  бюджета как экономического инструмента в масштабах целого государства.

    Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

    При выполнении своих функций государство  несет многочисленные расходы. По целям  расходы государства могут быть разделены на расходы:

     - на политические цели: 1) расходы  на обеспечение национальной  обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством;

     - на экономические цели: 1) расходы  на содержание и обеспечение  функционирования государственного  сектора экономики, 2) расходы на  помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

     - на социальные цели: 1) расходы  на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды;

      С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

    - государственные закупки товаров  и услуг (их стоимость включается  в ВВП);

    - трансферты (их стоимость не включается  в ВВП);

    - выплаты процентов по государственным  облигациям (обслуживание государственного  долга).

      При этом основными источниками  доходов государства являются:

    - налоги (включая взносы на социальное  страхование);

    - прибыль государственных предприятий; 

    - сеньораж (доход от эмиссии денег);

    - доходы от приватизации.

    Разница между указанными доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного  бюджета. Государственный  бюджет  может находиться в трех различных состояниях:

     - когда доходы  бюджета  превышают  расходы, сальдо  бюджета  положительное,  что соответствует излишку (или профициту) государственного  бюджета;

     - когда доходы равны расходам, сальдо  бюджета  равно нулю, т.е.  бюджет  сбалансирован;

     - когда доходы  бюджета  меньше, чем расходы, сальдо  бюджета   отрицательное, т.е. имеет место  дефицит  государственного  бюджета (3, 5, 6).

      На разных фазах экономического  цикла состояние государственного  бюджета  разное. При спаде  доходы  бюджета  сокращаются  (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому  дефицит   бюджета  (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот,  дефицит   бюджета  уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы  бюджета ), а профицит увеличивается.

    Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования. В частности, созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

    Важно понять, что и бездефицитность  бюджета не означает еще «здоровья» экономики. В этой связи в экономической  теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита и самому наличию дисбаланса (9, 10).

    Каковы  же основные концепции государственного  бюджета подходы к проблеме дисбаланса? Отношение к самому дефициту  государственного  бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного  бюджета выдвигалось три концепции: 1) ежегодно сбалансированного  бюджета; 2)   бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) концепция сбалансированности не  бюджета, а экономики.

      Концепция ежегодного сбалансированного   бюджета  состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы  бюджета  должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы  бюджета  (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности  бюджета  должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов  бюджета  с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию  бюджета  достаточно очевидна.

      Концепция государственного  бюджета,  балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный  бюджет  ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет  был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы  бюджета  максимальны, должен использоваться для финансирования  дефицита   бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы  бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный  бюджет  обеспечить не удается.

      Наибольшее распространение получила  концепция, согласно которой целью  государства должна быть не  сбалансированность  бюджета, а  стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного  бюджета  (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного  бюджета  при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса основана на идее «дефицитного финансирования», в результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического  дефицита  государственного  бюджета  к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Информация о работе Дефицит и профицит бюджета. Виды дефицита бюджета, источники покрытия дефицита бюджета