Динамика внешней торговли Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Начало XXI в. характеризуется не только дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом, но и расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Сегодня практически не осталось стран, которые не были бы включены в систему международных экономических отношений и взаимозависимостей.
Мировая экономика (мировое хозяйство) – это совокупность национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, находящихся во взаимосвязи и взаимовлиянии. Система отношений экономической взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы внешней торговли
1.1 Понятие торговли
1.2 Факторы роста торговли
2. Анализ внешней торговли Германии
2.1 Анализ динамики внешней торговли
2.2 Путь повышения эффективности внешней торговли
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.55 Кб (Скачать файл)

Введение

Начало XXI в. характеризуется не только дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом, но и расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Сегодня практически не осталось стран, которые не были бы включены в систему международных экономических отношений и взаимозависимостей.

Мировая экономика (мировое  хозяйство) – это совокупность национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, находящихся во взаимосвязи  и взаимовлиянии. Система отношений  экономической взаимозависимости  и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных  экономических отношений. Международные  экономические отношения – это  одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.

В середине 2009-го года Всемирная  торговая организация предрекала наступление  самого масштабного обвала в послевоенной истории Мировой торговли. Согласно прогнозам ВТО, объемы международной торговли снизились на 9 %.

Подобные прогнозы эксперты ВТО объясняют ослабевшим спросом во время тяжелейшего  экономического кризиса за несколько  десятилетий. Меньше возможностей получить кредит привело к существенному  сокращению торговли.

В развитых странах объемы экспортно-импортных потоков снизятся в наиболее значительной степени  – примерно на 10 процентов, отмечается в отчете ВТО. Однако еще больше от ослабления мировой торговли пострадают развивающиеся страны, поскольку  рост их экономики в большей степени  зависит от экспорта.

По информации ВТО, уже  во второй половине прошлого года объемы мировой торговли резко сократились. По показателям за весь год, рост международной торговли в 2008 году составил 2 процента. Для сравнения: в 2007 году этот показатель составлял 6 процентов.

Несмотря на общую рецессию Германия в 2008 году сохранила за собой  титул чемпиона мира по экспорту. Совокупный показатель ее экспортных объемов составил 1,47 триллиона долларов. Лишь немногим отстал от нее Китай. Крупнейшей страной-импортером по итогам 2008 года стали Соединенные Штаты. На втором месте по импорту в мире – опять же ФРГ.

Исторически сложилось, что  Федеративная Республика Германия является одной из важнейших промышленных стран мира. Как мы уже указали, несмотря на кризисные явления в  мировой экономике, одно из ведущих  мест данного государства в мировой  торговле слабо подвергается изменению.

В данной работе мы постараемся как можно более подробно определить позиции Германии в мировой торговле, рассмотрев как исторические посылки к современной ситуации, так и возможные угрозы настоящего положения.

1.Экономика Германии. Основные этапы развития

1.1 Динамика внешней экономики Германии

ФРГ находится в ЕС. Территория: 357 тыс. кв. км. Население: 81,8 млн. чел. (1996г.). Столица: Берлин - 3,477 млн. чел. (1994г.).

В начале октября 1990 г. произошло  объединение ФРГ и ГДР, созданных  в 1949г. по решению 4-х стран - победительниц  во Второй мировой войне. Западный Берлин существовал как самостоятельная политическая единица, имеющая особый международный статус. 18.05.1990г. между ГДР и ФРГ был подписан договор о создании валютного, экономического и социального союза, который вступил в силу 01.07.1990г. А 31.08.1990г. был подписан «Договор об объединении». 01.10.1990г. в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией и двумя германскими государствами был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Действует конституция (Основной закон) от 23 мая 1949 г. с последующими дополнениями. ФРГ состоит из 16 земель, имеющих собственные конституции, парламенты и правительства.

Таким образом, история  современной Германии ведет отчет  с 3 октября 1990 г. – Дня национального  единства – даты вступления Германской Демократической Республики в Федеративную Республику Германия. Объединение означало, что ГДР с 3 октября 1990 г. оказалась  в сфере территориального действия Основного закона ФРГ.  С этого  момента государственный и правовой порядок ГДР прекратил свое существование, а государственно-правовой порядок  ФРГ распространился на всю территорию бывшей ГДР. Другими словами, с точки  зрения конституционного права пять бывших земель ГДР стали составными частями Федеративной Республики Германия. Объединение Германии не привело  к образованию нового государства. ГДР прекратила свое существование  в качестве субъекта мирового права, а ФРГ, продолжая существовать в  качестве такового, увеличила свою территорию и численность населения.

 

1.2 Проблемы трансформации экономики ГДР в общегерманскую экономику

 

В экономику восточных  районов было вложено 1.2 трлн. DM ($540 млрд.), что более чем вдвое превышает  федеральный бюджет Германии, однако до «цветущей страны» на Востоке  пока еще далеко. После четырех  лет интенсивного роста, когда Восток существенно обгонял Запад, сегодня  рост экономики сократился там до скромных 1.2% - 2% в год. Доля ВВП на душу населения в восточных районах по-прежнему составляет всего 2/3 от значения этого показателя на Западе, а средний уровень заработной платы там меньше на 25%. Зато в восточных районах в 2 раза выше уровень безработицы, уже 3 года превышающий 17%.

Объединение проходило  в спешке и являлось скорее поглощением, чем слиянием. Резкий переход к  рыночной экономике оказал шоковое  воздействие на большинство восточных  немцев. Когда промышленные предприятия  и коллективные с/х Востока, показавшие свою полную неэффективность и погрязшие в долгах, были остановлены, 3/4 10-миллионной армии рабочих бывшей ГДР оказались на улице. В еще большей мере ситуацию осложнило решение об обмене восточногерманской марки на DM по курсу один к одному, хотя это и было оправданно с политической точки зрения. Всего за год до падения берлинской стены, официальный обменный курс валют ГДР и ФРГ составлял 9:1, а на черном рынке за одну DM давали до 20 марок ГДР. Обмен денег привел к раскручиванию спирали зарплаты и цен, вызывая еще большую неконкурентоспособность восточных товаров, традиционные рынки экспорта которых разрушились вместе с социалистическим лагерем.

Структурные преобразования в Восточных землях, порождающие  закрытие неконкурентоспособных производств, безработицу и социальную напряженность  на территории бывшей ГДР. Нужно также  довести уровень производительности труда на Востоке, до Западных стандартов, примерно в три раза его превышающих. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все это требует от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей социальной нагрузкой .

По подсчетам экономистов  Рейнско-Вестфальского института экономических исследований (г. Эссен), если исходить из того, что темпы роста ВВП в расчете на одного человека в Восточных землях будут в среднем на 2% в год выше, чем в Западных землях, то даже при этом весьма оптимистическом предположении потребуется еще 35 лет, прежде чем доходы населения на Востоке и Западе страны выйдут на сопоставимый уровень.

Германии не избежать дальнейших крупных финансовых вливаний в экономику  Восточных земель. Согласно уже принятым государственным программам («Пакт  солидарности -1» до 2004 г. и «Пакт  солидарности - 2» на 2005-2009 гг.) на повышение  конкурентоспособности экономики  Восточных земель только из средств  Федерального бюджета потребуется  еще 200 млрд. евро. На интенсивную финансовую помощь НФЗ потребуется таким образом не 6-7 лет, как полагали в 1997 г., а как минимум 30 лет. Тем не менее процесс трансформации экономики Восточной Германии идет с немалыми трудностями. Проблема заключается в обеспечении там самоподдерживающегося роста, что делает необходимым прежде всего повышение конкурентоспособности восточногерманских предприятий путем снижения издержек на заработную плату на единицу продукции и стимулирования инновационной деятельности.

ФРГ и Европейский Союз. Германия была одним из инициаторов  создания в 1957г. Европейского экономического сообщества (ныне - Европейский Союз) и в настоящее время выступает  за углубление и расширение международной  экономической интеграции на европейском  континенте.

С 01.01.1999 г. Германия, в соответствии с очередностью, выполняет функции  координатора в органах Евросоюза. Новое правительство ФРГ придает  центральное значение процессу расширения и углубления европейской интеграции. Ставится также задача дальнейшей демократизации ЕС и усиления роли Европарламента.

Новый кабинет намерен  поставить во главу угла интеграционной политики ФРГ борьбу с безработицей, добиваться заключения европейского Пакта  о занятости. В числе приоритетов правительства ФРГ: успешное введение единой европейской валюты, усиление координации экономической, финансовой и социальной политики стран ЕС, принятие обязывающих антидемпинговых норм в налоговой, социальной и экологической областях. Особый акцент делается на обеспечении за Германией ведущей роли в европейской политике по охране окружающей среды.

Германия и впредь намерена вносить соответствующий вклад  в бюджет Евросоюза. При этом в  период с 2000 по 2006 гг. с учетом расходов, связанных с расширением ЕС, взнос  ФРГ должен быть не выше, а, по возможности, ниже установленного предела в 1,27% ВНП.

Наибольший интерес представляет позиция ФРГ в рамках ЕС по отношению  к вступлению стран ЦВЕ. Необходимость  расширения на восток немецкие политики обосновывают прежде всего тем, что оно отвечает политическим и экономическим интересам как нынешних, так и будущих членов ЕС. Расширение ЕС гарантирует продолжение процессов реформ и демократизации в странах ЦВЕ, берущих на себя соответствующие обязательства, увеличивается зона стабильности, мира и безопасности в Европе.

Особый вес приобретают  факторы, способствующие непосредственному  формированию «европейского полюса силы». В результате расширения ЕС становится самым крупным внутренним рынком в мира, тем самым укрепляется конкурентоспособность европейской экономики. Расширение объединяет усилия и увеличивает возможность европейцев в решении таких общих для них проблем, как борьба с терроризмом и организованной преступностью, защита окружающей среды и т.п. Возрастает политический вес ЕС на международной арене.

После распада социалистического  блока ФРГ продолжает оставаться ведущим экономическим партнером  стран ЦВЕ. Для ФРГ этот регион так же имеет важное экономическое  значение, как перспективный рынок  сбыта. Товарная структура германского  экспорта в государства ЦВЕ почти  не отличается от торговли ФРГ странами ЕС.

Расширение ЕС на восток может принести ФРГ как существенные выгоды, так и определенные потери. Выгоды: значительно увеличивается экономическая мощь ЕС и повышается его вес на мировом рынке, появляется возможность укрепления глобальной конкурентоспособности ЕС за счет динамично развивающейся экономики стран-кандидатов; рост торговых потоков со странами ЦВЕ на тех же условиях, которые уже принесли ЕС торговые преимущества в ходе реализации Европейских соглашений.

Для ФРГ открывается  перспектива расширения гарантированных  рынков сбыта товаров и осуществления  прямых инвестиций, использования более  дешевой рабочей силы. Многие аналитики  утверждают, что Германия, может  получить в результате расширения наибольший выигрыш по сравнению с другими  странами ЕС. Предполагаемые материальные выгоды Германии от расширения ЕС должны составить с учетом всех предстоящих  затрат по меньшей мере около 19 млрд. марок (но это лишь 0,5 % германского  ВВП).

На противоположной чаше весов в качестве издержек расширения для ФРГ лежат высокие финансовые затраты, необходимые для интеграции стран ЦВЕ, возрастание импортной  конкуренции, необходимость перебазирования  производства, социальные последствия  миграции, более сложная ситуация для принятия решений, возможное  усиление разногласий по спорным  проблемам между старыми и  вновь вступившими странами-членами  ЕС.

Одной из важнейших проблем для Германии в связи с расширением ЕС на восток является возможное перераспределение ресурсов в пользу новых членов Сообщества. Резко увеличится также рост расходов на единую аграрную политику (до 8-14 млрд евро в год). Гигантские средства потребуются для структурных реформ в большинстве стран, вступающих в ЕС.

ФРГ вносит самый высокий  вклад в бюджет ЕС. На ее долю приходится почти треть всей суммы, что равно  взносам двух других крупных стран (Франции и Великобритании), вместе взятых. В то же время объем средств, поступающих в распоряжение страны, почти втрое меньше. Поэтому во время председательства в ЕС германское правительство стремилось внести коррективы в формирование новых финансовых рамок, добиться более справедливого  распределения финансового бремени  в рамках Евросоюза.

Другой проблемой является наплыв иностранной рабочей силы.

 

 

1.3 Особенности национальной экономической модели ФРГ

 

Социально-экономическая  система Федеративной республики Германии (ФРГ), известна под названием «социально-рыночное хозяйство». В ней в органическом единстве удалось совместить эффективный  конкурентный рынок с благоприятным  предпринимательским климатом и  принципы социальной справедливости. Особенностью социального рыночного  хозяйства является то, что эта  либеральная в своей основе система  предполагает сильную государственную  политику, которая, в частности, активно  участвует в его становлении. Такая политика означает не интервенционизм, не вмешательство в хозяйственные процессы и структуру, а формирование и изменение хозяйственного порядка.

Определяющее значение для разработки концепции социального  рыночного хозяйства как нового хозяйственного и социального порядка  имели теоретическое значение работы трех групп ученных:

1.          Фрайбургской школы (Вальтер Ойкен, Франц Бем). Это направление именуют также ордолиберализмом. Основопологающий принцип данной школы – неразрывная связь порядка и свободы;

2.   Неолибералов гуманистической традиции (Вильгельма Репке и Александра Рюстова), Выступали за третий путь социально-экономического развития, критикуя как капитализм так и социализм. Отстаивая идею конкурентного порядка, выступали не только против монополизации, но и крупных предприятий как таковых.

3.        Социал-либерлов (Альфред Мюллер-Армак). Главная идея – соединить принцип свободы на рынках с принципом социального выравнивания, государство наряду с политикой порядка необходимо проводить активную конъюнктурную политику, регулирующую общехозяйственный кругооборот.

Информация о работе Динамика внешней торговли Германии