Динамика внешней торговли Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Начало XXI в. характеризуется не только дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом, но и расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Сегодня практически не осталось стран, которые не были бы включены в систему международных экономических отношений и взаимозависимостей.
Мировая экономика (мировое хозяйство) – это совокупность национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, находящихся во взаимосвязи и взаимовлиянии. Система отношений экономической взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы внешней торговли
1.1 Понятие торговли
1.2 Факторы роста торговли
2. Анализ внешней торговли Германии
2.1 Анализ динамики внешней торговли
2.2 Путь повышения эффективности внешней торговли
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.55 Кб (Скачать файл)

Своеобразие ФРГ заключается  в том, что послевоенное экономическое  устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашистской Германии. Эта концепция была воплощена в жизнь под руководством послевоенного министра экономики, а позднее канцлера ФРГ, Людвига Эрхарда. В основу экономической политики Л. Эрхарда были положены идеи вышеперечисленных ученых, и, прежде всего, В. Ойкен

Основой этой политики стали следующие принципы государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основной не подверженная государственному влиянию, система цен; стабильность денежного обращения; открытые рынки, т.е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов; частная собственность; нормы ответственности и свобода заключения договоров; стабильность экономической политики в стране. Эти принципы должны были дополняться сильной социальной политикой государства, чтобы смягчить социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.

В действительности Федеративной Республикой Германией эта модель претворена в жизнь не в полном объеме. В ФРГ существуют проблемы с динамикой и структурным  приспособлением (в том числе  жесткая структура на рынке производства и рынке товаров, слишком высокие  субсидии, слишком много урегулирований, мешающих силам рынка и, в частности, слишком  широкое использование  социального продукта со стороны  государства). Поэтому постоянная задача экономической политики - направление  всех усилий не создание социально-рыночного  хозяйства и полное претворение  в жизнь присущих ему черт. Таким  образом, социально-рыночное хозяйство  как концепция экономической  политики нацелено на свободное, экономически эффективное, прочное и социально  справедливое устройство экономики  и общества.

Вместе с тем система  социального рыночного хозяйства  в конце ХХ в. столкнулась со сложными проблемами, все отчетливее стали проявляться черты ее кризиса. В условиях нарастающей глобализации и углубления европейской интеграции германская модель может сохраниться лишь в том случае, если будет проведено ее существенное реформирование.

 

 

 

 

 

 

 

2. Внешнеэкономические отношения ФРГ

2.1 Внешнеторговая политика Германии

 

Как известно, Германия является членом Европейского Союза, следовательно, она имеет общую с ним внешнеторговую политику.

Западноевропейская интеграция развивалась поэтапно, и на каждом этапе существовали свои особенности  внешнеторговой политики. Так, на первом этапе интеграции – образовании  зоны свободной торговли – между  участниками западноевропейской интеграции были отменены таможенные пошлины и  количественные ограничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна-участница  интеграционного блока сохраняла  свой национальный таможенный тариф  для третьих стран.

На этапе образования  таможенного союза страны-участницы  ввели единый таможенный тариф для  стран, согласовав при этом свои внешние  индивидуальные тарифы и приведя  их к общему знаменателю. Единый таможенный тариф является одной из наиболее важных составляющих таможенного союза  ЕС. Именно он позволил ЕЭС ввести независимую  таможенную и общую торговую поливки, а с 1975 г. доходы от единого таможенного  тарифа поступают не государствам-членам, а напрямую Сообществу, являясь одним  из важных источников бюджета ЕС. Действующий  в ЕС единый таможенный тариф (ЕТТ) применяется  в торговых отношениях стран Союза  с третьими государствами с 1968 г. Единый таможенный тариф включает ставки адвалорных и договорных (конвенционных) пошлин. Как правило, при ввозе  товаров в ЕС из третьих стран  взимаются адвалорные пошлины и  лишь в отдельных случаях –  договорные. При импорте сельскохозяйственных товаров, подпадающих под действие единой аграрной политики ЕС, берутся  компенсационные сборы или же пошлины в сочетании с такими сборами. Договорные пошлины являются результатом многосторонних соглашений и распространяются не только на страны – участницы ГАТТ, но и на государства, не участвующие в этих соглашениях (в том числе и на Россию).

Единый таможенный тариф  ЕС базируется на Брюссельской таможенной номенклатуре, которая содержит 1010 позиций и объединяет около 3 тыс. наименований товаров. Для стратегических целей используется более подробная  номенклатура, охватывающая свыше 7 тыс. наименований товаров. Страны ЕС перешли  с 1988 г. на Гармонизированную систему  описания и кодирования товаров.

Как показало исследование, таможенное обложение импорта существенно  различается по отдельным группам  товаров. Размер пошлины зависит, прежде всего, от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и  полуфабрикатов, в импорте которых  заинтересованы страны ЕС, таможенные пошлины или отсутствуют, или  их уровень незначителен. На полуфабрикаты  и готовые изделия пошлины  заметно увеличиваются. В настоящее  время среднеарифметический уровень  таможенного обложения по ЕТТ  составляет (в % от стоимости товаров): по нефти – 6,4, сырью (исключая нефть) – 1,6, полуфабрикатам – 6,2, готовым изделиям – 7. В зависимости от степени обработки сырья пошлины ЕТТ установлены на следующем уровне: хлопок-сырец – 0, хлопчатобумажная пряжа – 10, хлопчатобумажные ткани – 17 – 19% или же кожсырье – 0, выделанная кожа – 7, обувь кожаная – 16%.

Во время последнего этапа западноевропейской интеграции, который продолжается и в настоящее  время, были установлены следующие  требования:

1) полная свобода перемещения  товаров, услуг, капиталов и  рабочей силы;

2) необходимость проведения  политики поощрения конкуренции  на всем едином экономическом  пространстве, что позволяет устранить  препятствия к доступу на рынок  и нарушения в его функционировании  вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов;

3) поощрение общей политики, направленной на структурное  выравнивание и региональное  развитие, чтобы способствовать  оптимальному распределению ресурсов  и процветанию всего союзного  пространства, особенно регионов, которые  находятся в неблагоприятных  условиях;

4)координация макроэкономической  политики, в том числе применение  ограничительных правил относительно  объема и финансирования национальных  бюджетных дефицитов, а также  осуществление определенной налоговой  гармонизации;

5)преодоление различий  в разных национальных экономических  параметрах.

Что касается экспорта стран  интеграционного блока, то он по существу освобожден от пошлин и количественных ограничений. Однако экспортный контроль и количественные ограничения экспорта из стран Сообщества все же сохраняется  в следующих случаях: при ограничении  экспорта в соответствии со списками КОКОМ. КОКОМ был создан в 1949 г. по инициативе США. Английское сокращение «СоСоm» произошло от полного наименования «Coordinating Commute of East-West Trade Policy». Переводов его на русский язык в отечественных публикациях встречается несколько, например: «Координационный комитет по экспортному контролю» или «Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны», хотя в англоязычном наименовании, если его придерживаться строго, речь идет не о контроле, а о координации торговой политики между Западом (имелся в виду капиталистический мир) и Востоком (лагерь социализма). Комитет публикует следующие списки товаров, экспорт которых контролируется:

· товары и оборудование, используемые в атомной энергетике;

· военные товары (оружие и боеприпасы; товары, материалы и оборудование для их производства);

· промышленное оборудование и материалы «двойного назначения».

Экспорт товаров, включенных в первые два списка, запрещен полностью. Основной объем текущей деятельности КОКОМ приходится на последний из списков, который охватывает товары, имеющие двойное применение (в  гражданских и военных целях). Поставка товаров из этого списка может осуществляться «в порядке  исключения» по разрешению КОКОМ.

В свою очередь, он включает десять групп: металлообрабатывающее  оборудование; химическое и нефтяное оборудование; электрооборудование  и оборудование для производства электроэнергии; продукция общего машиностроения; транспортное оборудование; электронные  приборы и прецизионные инструменты; металлы, минералы и изделия из них; химикаты и металлоиды; нефтепродукты; изделия из резины). Также экспортный контроль и количественные ограничения экспорта из стран Сообщества сохраняется при ограничении экспорта при выполнении международных обязательств стран Сообщества, особенно когда это касается химических продуктов и радиоактивных отходов; при экспорте некоторых товаров, производство которых является недостаточным в рамках интеграционного блока.

Важнейшей особенностью функционирования ЕС является введение общей сельскохозяйственной политики. Главным ее элементом, по мнению Рыбалкиной В.Е., стал эффективный  механизм ценообразования, разработанный  по каждому виду сельхозпродукции и  для каждого региона. Было установлено  несколько категорий цен –  индикативные цены, определяемые Сообществом  как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые, минимальные  продажные цены, гарантированные  производителю интервенциями официальных  организаций. Существование пороговой  цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный  доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищал  производителей от резких толчков мирового рынка.

Можно прийти к выводу, что  продуманная агрополитика позволила ЕС в течение 10-15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению, и второго мирового экспортера.

Основой внешнеэкономической  политики ФРГ является развитие экономических  связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое  внимание уделяется расширению присутствия  немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной  Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной  Европы. Первостепенное значение придается  укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место.

Внешнеэкономическая политика ФРГ на современном этапе формируется  исходя из того, что отношения с  зарубежными странами играют одну из ключевых ролей в экономике Германии, которая последовательно выступает  за тесные межотраслевые связи в  мировом хозяйстве и принцип  международного разделения труда.

Важной задачей германской экономики является расширение европейского внутреннего рынка, сохранение старых и освоение новых рынков за пределами  ЕС. Такой стратегической позиции  ФРГ в рамках ее внешнеэкономической  политики отвечает либеральная внешнеторговая политика, в которой особое значение придается устранению таможенных барьеров и других торговых ограничений. Основными  принципами такой политики являются: международное разделение труда  вместо автаркии; мировая конкуренция  вместо торговых барьеров; сбалансированность интересов вместо экономической  конфронтации.

В последние годы при  проведении немецкими национальными  органами мероприятий по ограничению  или либерализации экспорта или  импорта товаров все большее  значение приобретают решения Европейского союза, которые являются для стран-участниц или непосредственно действующим  правом, или обязывающими их к трансформированию  соответствующих положений в  национальное законодательство.

Господствующая в ФРГ  официальная экономическая доктрина о свободном предпринимательстве  не означает, однако, отказ государства  от регулирования и выполнения контрольных  функций при осуществлении внешних  экономических связей. Об этом свидетельствуют  многочисленные изменения и дополнения, вносимые правительством ФРГ в основные нормативные акты в этой области, причем чаще всего это происходит во исполнение решений органов Европейского союза в рамках осуществления  единой торговой политики.

В ФРГ сложилась и  функционирует развитая система  государственного содействия национальному  экспорту. В ней участвуют государственные, общественные, частные структуры (парламенты федераций и земель, министерства, союзы, ассоциации, фирмы, институты и т. д.). Большое внимание уделяют поддержке экспорта Министерство экономики и Министерство финансов. Во многих правительственных ведомствах имеются управления или отделы, которые прямо и косвенно оказывают помощь германским экспортерам.

Помощь экспортерам оказывается  не только прямая, т.е. на стадии реализации конкретных сделок, но и косвенная  – путем предоставления им информации, консультаций, подготовки кадров. Государственные  органы оказывают финансовую помощь в реализации программ, особенно при  подготовке кадров для малых и  средних предприятий.

Наряду с государственными структурами помощь германским экспортерам  предоставляют общественные и частные  организации. Союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие подобные негосударственные  структуры нередко оказывают  на экономическое развитие ФРГ большее  влияние, чем государственные органы. Часто союзы располагают информацией, представляющей интерес для экспортеров, могут на льготных условиях оказать  консультационную или иную помощь в  реализации конкретных планов развития экспорта (финансовую, посредническую и т. д.). Особенно велико значение союзов и объединений, непосредственно  занимающихся внешнеэкономическими связями (Федеральный союз немецкой оптовой и внешней торговли, Восточный комитет немецкой экономики при Федеральном союзе немецкой промышленности, Немецкий конгресс торгово-промышленных палат, Федеральный союз мелких и средних предпринимателей и др.). Нередко союзы располагают большими материальными ресурсами (здания, коммуникации), квалифицированными сотрудниками, имеют в своем составе исследовательские группы или даже институты, издают журналы.

Информация о работе Динамика внешней торговли Германии