Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 10:56, курсовая работа
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.
Введение.
1. Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов.
2. Дифференциация доходов и проблема бедности в России.
2.1. Распределение доходов.
2.2. Причины дифференциации доходов.
2.3. Критерии дифференциации доходов.
3. Социальная политика государства.
3.1 Происхождение и сущность социальной политики государства.
3.2 Функции и методы социальной политики.
Заключение.
Список литературы.
2.2 Причины дифференциации доходов.
В литературе выделяют следующие причины неравенства доходов:
· различия в способностях;
· образование и обучение;
· профессиональные вкусы и риск;
· владение собственностью;
· господство на рынке;
· удача, связи, несчастья и дискриминация.
Все эти причины присутствуют в переходный период в России. Однако наряду с ними действуют и специфические факторы углубления неравенства, такие, как неоправданно низкая цена труда на начальном этапе рыночных реформ, неотрегулированность правового поля реформ, позволяющие относительно небольшой группе россиян присваивать большие теневые доходы. Правительством предусматривается обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, введения эффективного контроля над реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам.
Какова оптимальная степень неравенства? Это самый важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого ответа на этот вопрос нет. В литературе приводятся аргументы «за» и «против» усиления неравенства. Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить
стимулы для производства продукции и дохода.
2.3. Критерии дифференциации доходов.
Нельзя не учитывать, что
восприятие рыночных преобразований у
значительной части общества связано
с обострением чувства
Коэффициент Джини (шкала степеней неравенства: высокая – свыше 31%, средняя – 26-31%, низкая – 22-26%, очень низкая – до 22%). В 1991-1993 гг. его значение в России резко возросло – с 26% до 40% (приложение I). В 2003 г. значение коэффициента в Москве достигло 61,5%. Для сравнения: в 2000 г. в Германии – 28,3%, в Италии – 36%, США – 40,8%, Швеции – 25%, Великобритании (1999 г.) – 36%, во Франции (1995 г.) – 32,7%.
Кривая Лоренца (степень неравенства в распределении доходов) демонстрирует резкое усиление дифференциации доходов в пореформенной России по сравнению с положением, отмечавшемся в 1970 г. и 1991 г. (приложение II). В 1991 г., когда действовала карточная система распределения благ, степень неравенства было самой малой.
Хотя кривая Лоренца и указывает на возрастание неравенства, но представления о нормальном уровне дифференциации не дает. Степень неравенства, существующая у нас, отмечается и в некоторых развитых странах. Так, траектория кривой Лоренца, характеризующей дифференциацию денежных доходов россиян в 2003 г., почти идентична траектории кривой, отражающей дифференциацию денежных доходов населения США.
Однако это число формальное совпадение, поскольку природа неравенства в этих странах различна. В США доходы большей части населения возрастают с опережающим повышением их у наименее обеспеченных (при этом надежно социально защищенных) групп. В нашей же стране неравенство усиливается вследствие обогащения богатых и обнищания бедных. За период с 1991 г. по 2003 г. самые богатые, представители пятой квантили, стали в 1,5 раза богаче (46,1:30,7), а остальные (с первой по третью квантили) – в 1,5 раза беднее. По данным Росстата, только за 2004 г. доходы у большинства беднейших и бедных домохозяйств сократились на 15%. Получается, что на фоне экономического роста бедные беднеют. Эта тенденция усугубляется ослаблением социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.
По оценкам специалистов, для повышения среднедушевого потребления до уровня 1970 г. необходимо увеличить денежные доходы населения в среднем в 2,36 раза (при уровне цен 2001 г.).
Коэффициент дифференциации фондов (позволяющий выявить глубину неравенства). Резкое возрастание его значений наблюдалось в 1991-1992 гг. Тогда, по официальным данным Госкомстата России, значение данного коэффициента подскочило с 4,5 до 12. В течение последующих 12 лет значение коэффициента увеличилось на 2,8, достигнув значения 14,8.
По регионам России его значение варьирует в широком диапазоне – от 8,4 в Ивановской области до 51,8 в Москве. Для сравнения: значение данного показателя в 2000 г. в США составило 15,7; Германии – 6,9; Италии – 11,7; Швеции – 6,2; Великобритании (1999 г.) – 13,6; во Франции (1995 г.) – 9,0.
Следует учитывать, что официальные данные, которыми располагают отечественные госорганы статистики, являются заниженными, поскольку не отражают доходы, скрытые от налогообложения. По результатам выборочных обследований бюджетов домохозяйств, проведенных Госкомстатом России в 1998-2001 гг., значение коэффициента дифференциации фондов составляло 21-25. По данным другого обследования – 60-79. По оценкам Ю.Сухотина, величина доходов представителей десятого дециля равна совокупному доходу 90% населения, а доля доходов 1-1,3% самых богатых представителей этого дециля – 52-70% ВВП. По данным аналитического центра ИСПИ РАН, 23 гражданина России владеют средствами, равными годовому бюджету страны.
За короткое время в материальном благосостоянии россиян возник чудо-
вищный разрыв: на одном полюсе – одна шестая часть населения, на которую приходится 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности, на другом – более 60% населения, которое согласно соответствующему международному критерию является бедным. Для сравнения: в Японии (1992 г.) – 4%, в Германии (1994 г.) – 9,1%, в США (2001 г.) – 11,7%.
По данным выборочного
обследования Госкомстата России, в
2003 г. 42,2% населения оценивали личное
материальное положение как «плохое»
и «очень плохое». Результаты социологического
опроса, проведенной группой «РАМИР-
Очевидно, что резкая поляризация
доходов не связана с эффективностью
труда. Причины ее – в несправедливом
распределении прав собственности
в процессе приватизации, а также
доходов предприятий между
90% извлекаемой природной
ренты, что примерно равно
На протяжении всего периода рыночных реформ доля средств, направляемых на оплату труда работников десятой децильной группы, неуклонно повышалась при одновременном уменьшении долей всех остальных децильных групп. В результате ухудшалось положение наименее оплачиваемых работников, заработная плата которых не превышает ПМ.
В итоге дифференциации заработной платы существенно превзошла дифференциацию денежных доходов населения (приложение III).
По данным выборочного обследования Госкомстата России, в 2003 г. значение коэффициента Джини, характеризующего неравенство оплаты труда на предприятиях, достигло 48,3%, а коэффициент дифференциации фондов – 30. Значения соответствующих показателей, характеризующих неравенство доходов, составляли 40% и 14,3.
В оплате труда возникли
необоснованно высокие
Так, в 2003 г. среднемесячная
номинальная заработная плата в
сельском хозяйстве составляла 2163,8
руб., легкой промышленности – 2782,3 руб.,
образовании – 3383,9 руб. Одновременно
в газовой отрасли она
3. Социальная политика государства.
3.1 Происхождение
и сущность социальной
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным — потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. Замечено, в рамках социально-экономической школы анализа социальной политики, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально-политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества — человек — начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед нами как конституируемые социальные права и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии. Социальные права граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта. Социальные гарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость — это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым — устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности. В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями.
Суть социальной политики
государства заключается в
Однако социальная политика
не может рассматриваться как
исключительно экономическая
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.
3.2 Функции и методы социальной политики.
Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.
Информация о работе Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства