Дифференциация доходов и уровень жизни в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Содержание

I. Сущность и необходимость распределения и дифференциации доходов………3
II. Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов……………………………………………………………………………..4
III. Способы изменения дифференциации доходов………………………………10
Исходные положения концепции реформы распределения…………………12
.Тенденции и направления рыночной трансформации механизма
распределения доходов в РФ………………………………………………….15
IV. Дифференциация доходов и проблема бедности
в современной России……………………………………………………………18
4.1. Причины неравенства доходов……………………………………………….23
4.2. Динамика доходов и их дифференциация……………………………………24
4.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная
дифференциация…………………………………………………………………..29
Доходы населения………………………………………………………………31
V. Система социальной защиты в России и проблемы
ее реформирования………………………………………………………………..36
Система социальной защиты и ее развитие……………………………………36
Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в
постсоветский период………………………………………………………….37
Проблемы реформирования системы социальной защиты………………….43
Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов
населения и реализации принятых федеральных законов………………..48
VI. Дифференциация доходов в других странах………………………………….57
Заключение…………………………………………………………………………67
Литература………………………………………………………………………….70

Вложенные файлы: 1 файл

дифференциация доходов.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких      мотивационных      потенций     распределительного      механизма

соответствует  этапам  развития   (степени   развитости)   индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования.

Новый механизм распределения обусловливает  создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, т.к. через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения.

Но  перераспределительные процессы имеют  определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.

 

Наконец, вопрос о регулировании доходов  в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом пек, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов.

Изложенные  концептуальные положения реформы  механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.

 

3.2. Тенденции и направления рыночной  трансформации механизма распределения доходов в РФ

Доход - категория, неизвестная советской  экономике. Поэтому первое направление рыночной трансформации - легализация рыночных доходов, в т. ч., и считавшихся нетрудовыми (спекулятивных) т.е. денежного выражения результатов деятельности физического или юридического лица, регулярно и законно поступающего в его непосредственное распоряжение. Условием получения дохода становится всякое активное участие в экономической жизни, предполагающее необходимость делать нечто полезное для других людей, а не только работа на госпредприятии. В обмен на это полезное участие люди передают нам часть находящихся у них денег. Т.е. получение дохода - свидетельство участия лица в экономической жизни, а размер дохода

- показатель масштаба такого участия.

Важной  тенденцией является формирование многообразия функциональных (факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности:

  • заработная плата наемных работников;
  • жалованье служащих в госсекторе;
  • рента земельных собственников и домовладельцев;
  • доходы мелких собственников (комбинация заработной платы, прибыли, 
    ренты, процента и дивидендов).

Перераспределительное вмешательство государства также  формирует новые формы персонального (вертикального) распределения доходов, т. е. фактического распределения доходов по отдельным группам населения -домохозяйствам; которые не зависят от источников, объединяют прибыль, пособие по безработице в одно понятие дохода и устанавливают объективную имущественную иерархию в обществе:

  • пособие по безработице ( выплачивается в течение первых трех месяцев в 
    размере 75 % среднемесячной заработной платы, следующие 4 месяца - 60 %, 
    последние 5 месяцев - 45 %),
  • компенсационные выплаты - на детей, на хлеб, пенсионерам;
  • индексация доходов, вкладов;
  • установление минимальной заработной платы.

Новые способы распределения доходов формируются в соответствии с индивидуализацией присвоения через формирование частной индивидуальной собственности, выделение доли работника в имуществе предприятия и формирование корпоративной собственности. Без такой индивидуализации присвоения в рамках крупномасштабных форм собственности, как показала практика отчуждения работника от собственности на западе и востоке, положительный импульс, заложенный в коллективной собственности, реализоваться не может. Важную роль в трансформации распределительных отношений играет обособление хозяйствования, т.е. отделение дохода работника, группы от общего государственного или сверхконцентрированного коллективного «котла» (пирога). Эта тенденция характерна для всех стран, углубляющих рыночные начала. Она реализуется через приватизацию государственной собственности или выделение отдельных производств, подразделений в рамках единой фирмы с полноценным присвоением дохода в рамках ограниченного коллектива. К числу способов обособления хозяйствования  относятся приватизация, полное хозяйственное ведение, аренда, разукрупнение.

Историко-генетический анализ позволяет выделить следующие  этапы 
рыночной трансформации механизма распределения в РФ:   1.    Коллективный    подряд    (хозяйственное    ведение)    (начало    80-х    годов) представлял       собой      реализацию       государственной       собственности.

2. Аренда   имущества   государственного    или    колхозно-кооперативного 
предприятия (с середины 80-х годов) выступала как юридическая форма 
реализации    государственной    собственности    через    разделение    права 
собственности и права хозяйствования.

3. Приватизация    имущества    и    земли    в    индивидуальную    частную 
собственность (малую) и общую долевую (совместную).

 

IV. Дифференциация доходов и проблема бедности в современной России

Допущение безработицы, наряду с другими факторами  обусловливает дополнительную необходимость в переходной экономике создания механизма перераспределения доходов. Закон РФ «О занятости населения в РФ» [18 ] с мая 1991 г. легализовал статус безработного. К числу общеэкономических причин безработицы относится:

  • высокий трудосберегающий эффект новых технологий;
  • непрерывная структурная перестройка;

-потребность  в квалифицированных, творчески  мыслящих работниках. В переходной экономике добавляются дополнительные причины:

  • чрезмерная занятость в советской экономике;
  • падение производства - на 50 % в 1991-99 гг.;
  • глобальная структурная перестройка;
  • уменьшение степени государственного патернализма.

Занятость в России в условиях глубокого экономического кризиса сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. В 1992-1997 гг. на каждый процент снижения ВВП страны уменьшение численности занятых в экономике составляло в среднем 0,34%. В целом за период реформ занятость в России сократилась на 10 млн. чел. Однако при этом не произошло сколько-нибудь значительного в масштабах всей страны всплеска открытой безработицы. В результате экономических реформ к середине 1999 года общее количество безработных составило 10,4 млн. человек, из которых лишь 1,6 млн. человек являются официально зарегистрированными безработными. [13 ].

Государственные меры борьбы с безработицей:

  1. из средств Фонда занятости оплачивались на начальных этапах простои 
    предприятий;
  2. создана Служба занятости, включающая региональные Центры занятости 
    населения;

3)   поощрение   государственными   субсидиями   частичной   занятости   под заработную плату;

 

  1. разделение рабочих мест - 1 рабочее место предоставляется 2 рабочим с 
    разделением заработка — налоговые льготы таким компаниям;
  1. досрочный выход на пенсию - широко использовался в госаппарате в 
    начале переходного периода;

6) расширение    программ    переподготовки   -   по    118    профессиям    и 
специальностям в Ростовской области;

7) социальная помощь безработным - пособие, путевки детям, подарки к 
новому учебному году.

Появление такого социального феномена, как  безработица, воздействует на распределение доходов в сторону углубления дифференциации. Этому же способствует развитие предпринимательской активности населения, которой обладают не более 10% трудоспособных. Об этом свидетельствует кривая Макса Лоренца, каждая точка которой показывает, какую долю в суммарном доходе имеет тот или иной процент семей с определенным уровнем доходов.

 

          Какова же пропасть между богатыми и бедными? Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов.

 Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д.  населения не получают никакого  дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.

В реальности фактическое  распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.

Если площадь не заштрихованного  участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

;

 где G –  показатель, измеряющий степень  неравенства в доходах.

Этот показатель в экономической  теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. Интересно сравнить величину этого коэффициента в странах с развитой рыночной экономикой и в России. Так, в начале 80-х годов коэффициент составлял: в Японии - 0,270, Швеции - 0,291, ФРГ - 0,295, США - 0,329, Бразилии - 0,565. Изменения коэффициента G в России, рассчитанного на основе данных о среднедушевом доходе, видны по таблице

Разница между доходами самых низкодоходных  и высокодоходных групп населения (децильный коэффициент) составляла в 1993 г. 1:11, в 1995 г. -1:16, в 2003 г. 1:14,1.

Коэффициент К. Джини - это отношение площади  фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника OEF. Он показывает изменение в дифференциации семей по уровню получаемых доходов, степень концентрации доходов. В связи с ростом дифференциации населения по уровню получаемых доходов в переходной экономике вогнутость кривой Лоренца увеличивается и коэффициент Джини растет, достигая 39,4% в 1999г.

Традиционно население использует доходы по следующим направлениям  потребительских расходов:

  • товары кратковременного пользования (продовольствие);
  • товары длительного пользования;
  • услуги.

Рынки этих товаров различаются степенью свободы доходополучателей. Наименьшую степень свободы имеют доходополучатели на рынках товаров кратковременного пользования. Удельный вес расходов на питание в структуре личного дохода — показатель уровня жизни в стране: чем меньше -тем выше уровень благосостояния. В развитых странах - 10-12%, у нас - 56 % доля продовольствия. Особенностью переходной экономики является высокая доля расходов на продовольствие, что свидетельствует о низком уровне жизни.

Денежные  доходы 38 % россиян в 2002 г. были ниже прожиточного минимума.

Социальная  защита населения осуществляется через  механизм 
перераспределения доходов. С неравенством тесно связана проблема 
бедности. Это относительное понятие, определяется через введение черты 
бедности. Впервые механизмы социальной защиты созданы в Германии в 1883 
году Бисмарком. Государство выделяет деньги на программы, в т. ч. и по 
борьбе с бедностью: 

- трансфертные    платежи    -    пособия    по    безработице,    пенсии 
малообеспеченным слоям населения;

  • регулирование цен на социально значимую продукцию (медицинские 
    препараты);
  • индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при 
    определенном законом уровне инфляции;
  • обязательный минимум заработной платы;
  • прогрессивное налогообложение.

Государственная поддержка малоимущих - это попытка  осправедливить рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос, справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, т.к. дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных - поддержит государство, ни у богатых - все равно отнимут. Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией.

Выбор между равенством и неравенством доходов - это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью.

Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством -трудноразрешимая проблема рыночной экономики: зачем женщине работать, если она получает пособие на ребенка.

В экономической  науке сложились следующие взгляды  на социальную справедливость:

Информация о работе Дифференциация доходов и уровень жизни в России