Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 10:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение дифференциации доходов населения и макроэкономических инструментов их увеличения. Из данной цели вытекают следующие задачи: рассмотреть такие понятия как доход, дифференциация доходов населения, изучить причины ее возникновения и ее последствия. Также необходимо рассмотреть понятие бедности и методы ее определения.
Введение
Глава 1. Понятие и проблемы дифференциации доходов
1.1 Понятие дохода, дифференциация доходов, ее причины и последствия
1.2. Проблема бедности и методы ее определения
Глава 2. Особенности дифференциации доходов населения в России
2.1 Дифференциация населения по доходам
2.2 Социальные выплаты населению в России
Глава 3. Социальная политика как макроэкономический инструмент увеличения доходов населения
3.1 Проблемы социальной политики
3.2 Социальная политика как метод регулирования дифференциации доходов населения
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Макроэкономика
На тему: «Дифференциация доходов населения, границы бедности. Макроэкономические инструменты увеличения доходов населения.»
Тюмень-2007
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и проблемы дифференциации доходов
1.1 Понятие дохода, дифференциация доходов, ее причины и последствия
1.2. Проблема бедности и методы ее определения
Глава 2. Особенности дифференциации доходов населения в России
2.1 Дифференциация населения по доходам
2.2 Социальные выплаты населению в России
Глава 3. Социальная политика как макроэкономический инструмент увеличения доходов населения
3.1 Проблемы социальной политики
3.2 Социальная политика как метод регулирования дифференциации доходов населения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.
Наша страна идёт очень сложным путём перестраивания собственной структуры экономики и рыночных отношений. Это неизбежно сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами. Одной из них является увеличивающееся расслоение общества. Этому есть объективные причины:
После распада СССР, где все мы были в более менее равных условиях (а если не в равных, то это всеми силами скрывалось), большое количество населения попало в новые условия хозяйствования. И в результате «всеобщего передела» 1991-1993 годов большое количество предприятий перешло из государственных в частные руки. За этот период прослойка «успевших и сориентировавшихся» создала существенные причины для дальнейшего роста расслоения. В настоящий момент ситуация не является удовлетворительной, так как за последние 10 лет, помимо периодических скачков инфляции и нестабильной стоимости национальной валюты, население довольно значительно разделилось на очень бедных и очень богатых.
Целью данной работы является изучение дифференциации доходов населения и макроэкономических инструментов их увеличения. Из данной цели вытекают следующие задачи: рассмотреть такие понятия как доход, дифференциация доходов населения, изучить причины ее возникновения и ее последствия. Также необходимо рассмотреть понятие бедности и методы ее определения.
Глава 1. Понятие и проблемы дифференциации доходов
1.1 Понятие дохода, дифференциация доходов, ее причины и последствия
Как показал опыт рыночных преобразований экономики, одной из важнейших проблем является распределение доходов. Причем первые этапы становления рыночных отношений в России характеризуются чрезмерной неравномерностью в уровне доходов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества. Поэтому велика роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной разработке социальной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью.
Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи, - это доход. Доход определяет степень удовлетворения потребностей человека, его политические убеждения.
Доход представляет собой общую сумму денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода (обычно за год). [21] Доход в денежной сумме означает номинальный доход. В рыночной экономике в номинальный доход включают заработную плату, дивиденды, доход от предпринимательской деятельности, различные трансфертные платежи (пособия по социальному обеспечению, по безработице, пенсии и т.д.). В доход включают предоставление товаров и услуг по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья, продовольственную помощь, пособия на образование, доходы от увеличения сто и мости акций, облигаций, недвижимого имущества.
Реальный и номинальный доход. Реальный доход - это номинальный доход, скорректированный с учетом индекса цен на товары и услуги.
От уровня доходов зависит и качество потребления, возможности потребительских расходов населения. Если анализировать расходы населения в зависимости от уровня доходов, то можно выделить низкие, средние, выше среднего и крупные доходы. Есть еще одна классификация доходов, характеризующая принадлежность их получателей к социальным группам. Это семьи: нищие, бедные, малообеспеченные, обеспеченные, состоятельные, богатые, сверхбогатые. Все они резко различаются по направлению расходов.
Семьи с низкими доходами (нищие, бедные, малообеспеченные) в основном тратят средства на питание, самые необходимые повседневные нужды. По мере роста доходов (обеспеченные, состоятельные) в общей сумме расходов уменьшается удельный вес расходов на питание, возрастают расходы на промышленные товары. И уже совсем другими признаками характеризуются расходы богатых и сверхбогатых - особняки и недвижимость за рубежом.
Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения определяются господствующими производственными отношениями.
Степень неравенства доходов и кривая Лоренца. Какова же пропасть между богатыми и бедными? Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов. (Рис. 1)
Рис. 1. Кривая Лоренца.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного_единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ - это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
;
где G - показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов. С неравенством тесно связана проблема бедности.
Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией.
Причины дифференциации доходов населения.
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1. разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2. разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
3. разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Даже в условиях командной системы СССР государство вынуждено было отказаться от принципов полной уравнительности и перейти к формированию доходов по принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но поскольку способности у людей различны, то труд их имеет разную ценность и это влечет за собой неодинаковое вознаграждение за труд, то есть различие в доходах. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой государственного и партийного аппарата, руководство страны поощряло их сотрудников «неденежными доходами» - то есть правом на покупку дефицитных товаров по пониженным ценам в так называемых «закрытых распределителях». Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное - различие в реальных доходах и богатстве семей.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах.
Дело в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции.
Если оплачивать одинаково - «по факту труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу. А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.
Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.
В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.
1.2 Проблема бедности и методы ее определения
Бедность населения - это одна из основных глобальных проблем, которая остается нерешенной, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависимости от целей его использования. Определение уровня бедности происходит на основе различных методик и различных показателей. Существуют международные (например, методика Всемирного банка или ОЭСР) и национальные стандарты расчета уровня бедности.
Уровень бедности может быть установлен на основе различных методов. Различают следующие методы измерения уровня бедности:
Абсолютный, исходя из совокупной стоимости оценки прожиточного минимума. При использовании данного подхода уровень бедности и численность бедных зависят от границы бедности, официально установленной государством, которая, в свою очередь, зависит от финансовых возможностей государства. Таким, образом, при изучении абсолютной бедности необходимо решить 2 основные задачи:
1. Разработать показатель, который может быть использован в качестве границы бедности.
2. Выбрать систему показателей для сравнения с границей бедности.
По мнению многих авторов методы построения границы бедности могут быть объединены в 4 группы: нормативные, статистические, социологические и смешанные. Нормативные методы предполагают установление государством норм потребления в соответствии с рекомендациями экспертов и исходя из своих ресурсных возможностей. Статистические методы позволяют оценить степень расслоения по уровню жизни различных групп населения. Социологические методы основываются на обработке мнения населения о степени своей материальной недостаточности. Смешанные методы представляют собой комбинацию перечисленных выше подходов.
Абсолютной концепции измерения уровня бедности, в целом, придерживается и российская статистика. Живущими за чертой бедности считаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума в данном регионе.
Относительный, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения минимального потребительского бюджета статистическим методом. В отличие от концепции абсолютной бедности, в данной концепции, по сути, признается неустранимость бедности как социального явления. В большинстве развитых стран устанавливается именно относительная, а не абсолютная национальная граница бедности. В рамках данной концепции используется показатель среднего, или медианного, личного располагаемого дохода. Например, в США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, во многих странах Европы - 50%, в Скандинавских странах с их социально ориентированной экономикой граница бедности определяется равной 60% медианного душевого дохода. [21]