Достоинства и недостатки совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:07, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике все субъекты хозяйственной деятельности действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории . Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав "социалистическим соревнованием".
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания. Она требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Иными словами, она стимулирует рациональность.
Вот почему интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, пробл

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 8
ОСНОВЫНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 13
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 14
НЕДОСТАКИ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Закревская Л. 195гр.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

"I. Отдельное лицо  свободно пересмотреть соглашение  о ценах любым из неопределенного  числа [лиц]...

II. Любое отдельное  лицо свободно заключить контракт (одновременно) с неопределенным  числом [лиц]... Это условие в сочетании  с первым вводит неопределенную  делимость каждого предмета контракта  (если Х имеет дело с неопределенным  числом Y-в, то он должен дать каждому неопределенно малую долю от X); из этого можно создать отдельное условие.

III. Любое лицо  свободно пересмотреть контракт  с другим независимо от третьей стороны...

IV. Любое лицо свободно  заключить контракт с другим независимо от третьей стороны...

Не соблюдение первого  условия влечет за собой несоблюдение второго, но не наоборот;  третье и  четвертое условия соотносятся  друг с другом аналогичным образом" (Цит. по: Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция. С. 310).

Напрашивается вопрос: являются ли эти условия необходимыми и достаточными? Ответ Эджуорта: да, являются.

Если теперь условия  Эджуорта изложить современным языком, то получится следующее. Совершенная конкуренция требует, чтобы:

    1) с обеих сторон  рынка было неопределенно большое  число участников;

    2) не было никаких  ограничений, мешающих индивидуальному  своекорыстному поведению;

    3) была полная  делимость продаваемых товаров.

Итак, круг условий  очерчен, а сами они определены строго и однозначно. И практически никто  из экономистов того периода не дополнил его.

Чтобы прийти к современной  концепции совершенной конкуренции, условиям Эджуорта недоставало двух элементов - подвижности ресурсов и модели статической экономики. Задачу эту решил Дж. Б. Кларк.

В центре его opus magnum "Распределение богатства" - статическое состояние экономики, или, как он сам пишет, "идеальное распределение элементов общества, с которыми общество совпадало бы под влиянием конкуренции, действующей на индивидуальных людей" (Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992. С. 82). Конкуренция же, говорит далее Кларк, должна "действовать с идеальным совершенством", а это в свою очередь предполагает, чтобы выполнялось условие абсолютной подвижности труда и капитала. И уточняет: когда эти ресурсы "обнаруживают совершенную подвижность, но не движение" (там же. С. 85, 90).

Именно совершенная  подвижность ресурсов была тем условием совершенной конкуренции, которое  ввел Кларк. Но объяснения этому у  него нет. Можно было бы просто убрать его динамические силы, и через  какое-то время равновесие установилось бы (даже с трением). Кларк знал это, но был краток: "лучше предположить", что трения нет (там же. С. 95).

Последнее слово  в развитии теории совершенной конкуренции  сказал Ф. Найт. В его знаменитой работе "Риск, неопределенность и прибыль", вышедшей в 1921 г., были сформулированы основные условия совершенной конкуренции. Вот они:

    • Мы предполагаем, что члены общества действуют вполне "рационально". При этом мы не считаем, что они должны быть ангелами... мы предполагаем обычные человеческие мотивы... предполагается, что они "знают, что хотят", и добиваются этого "разумно"... Предполагается, что они знают все о результатах своих действий уже тогда, когда сами действия совершаются, и что, совершая эти действия, они рассматривают их в свете возможных последствий...
    • Мы должны также предположить, что полностью отсутствуют физические препятствия для составления, выполнения и изменения планов по собственному усмотрению; иными словами, должна быть "совершенная подвижность" во всех экономических корректировках, не должно быть никаких затрат, связанных с перемещениями или изменениями. Чтобы понять этот идеал, нужно представить себе, что все элементы, входящие в экономические расчеты, - объем работ, товары и т. д. - должны обладать постоянной изменчивостью, безграничной делимостью... Обмен товаров должен быть, в сущности, мгновенным и без затратным.
    • Из пункта предыдущего пункта следует, что имеет место совершенная конкуренция. Должна быть идеальная, непрерывная, без затратная взаимосвязь между всеми отдельными членами общества. Каждый потенциальный покупатель имеет хорошие постоянные знания и свободу выбора среди предложений всех потенциальных продавцов, и наоборот. Каждый товар... делим на определенное число единиц, каждой из которых нужно владеть отдельно и которые будут эффективно конкурировать друг с другом.
    • Каждый член общества должен действовать только обособленно, полностью независимо от всех других лиц... Независимость действий индивидов исключает все формы тайных сговоров, все уровни монополии или тенденции к монополии...
    • Все установленные факторы и условия... должны оставаться абсолютно неизменными. При статических условиях каждое лицо вскоре узнает, если оно уже не знает, все о своем положении и о среде, влияющей на его поведение.
 

Предположения, приведенные выше являются идеализацией или очищением тенденций, более или менее соответствующих действительности. Они являются условиями, необходимыми для совершенной конкуренции" (Knight F. Risk, Uncertainty and Profit. Chicago ; London, 1971. P. 78-79).

Итак, группа условий, логическим следствием которых будет  совершенная конкуренция, установлена. В изложении Найта совершенная конкуренция импонирует своей простотой, отточенностью и прозрачностью. Поэтому она сразу была принята научным сообществом экономистов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  функции конкуренции.

  • обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  • стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
  • дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
  • давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  • стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
  • внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
  • роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  • зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
  • старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.
 
 
 
 
 
 

Положительные стороны совершенной  конкуренции.

В условиях совершенной  конкуренции в долгосрочном периоде  соблюдается равенство MR = МС = АС = Р

Конечно, в течение  короткого отрезка времени в  условиях совершенной конкуренции  фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного  периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком  высокая прибыль привлекает в  данную отрасль другие фирмы, а убыточные  фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция  помогает распределить ограничения  ресурсы таким образом, чтобы  достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при  условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли  издержки должны быть одинаковы. Такая  предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более  современное и эффективное оборудование, третьи - более квалифицированных  работников, четвертые - наилучших менеджеров. Да и вообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать  этот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм в условиях совершенно-конкурентной отрасли одинаковы?

В экономической  теории существует следующее объяснение этого парадокса: предполагается, что  владельцы более совершенных  ресурсов получают большее вознаграждение. Например, более квалифицированные  рабочие - большую заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и  т. д.

Таким образом, вся  экономия, полученная за счет более  эффективных ресурсов, расходуется  на их оплату. Это объясняет тенденцию  к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

Совокупность перечисленных  достоинств, бесспорно, делает совершенную  конкуренцию одним из самых эффективных  типов рынка. Собственно говоря, когда  экономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума - а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может идти о совершенной конкуренции и только о ней. Ни при каком из типов несовершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обладает перечисленным набором свойств: минимальным уровнем издержек, оптимальным распределением ресурсов, отсутствием дефицитов и избытков, отсутствием сверхприбылей и убытков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Недостатки  совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в  целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная  конкуренция обеспечивает эффективное  распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит  из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые  сложились ранее. Это создает  равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает  лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной  спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые  не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят  о побочных внешних выгодах или  издержках (положительных или отрицательных  экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

Совершенная конкуренция  не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы  каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким  общёственным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения  научно-технического прогресса. Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

Совершенная конкуренция  способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в  полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном  обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные  вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого  человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов  и услуг, что связано, однако, с  повышением издержек их производства.

Заключение.

Из всего этого  можно сделать вывод, что основу рыночной экономики составляет понятие  конкуренции (конкуренция- форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.), как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен  выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Информация о работе Достоинства и недостатки совершенной конкуренции