Доходный подход к оценке бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Оценка стоимости производится по разным причинам: при купли-продажи предприятия или его доли, для проверки целесообразности инвестиционных вложений, для разработки планов развития предприятия, оценка для судебных целей и др.

Содержание

Введение.
Метод дисконтирования денежных потоков.
Сущность метода дисконтирования денежных потоков.
Основные этапы оценки бизнеса (предприятия) методом дисконтированных денежных потоков.
Выбор модели денежного потока.
Определение длительности прогнозного периода.
Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
Анализ и прогноз расходов.
Анализ и прогноз инвестиций.
Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
Определение ставки дисконтирования.
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
Внесение итоговых поправок.
Метод капитализации доходов (прибыли).
Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация.
Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована.
Расчет ставки капитализации.
Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.47 Кб (Скачать файл)

В мировой практике длительность прогнозного периода составляет от 5 до 10 лет. При этом на ближайшие 5 лет рассчитываются конкретные показатели денежного потока, а на последующие 5 лет закладываются среднеотраслевые темпы роста.

В РФ в связи с отсутствием долгосрочных отраслевых прогнозов, достоверной статистической и оперативной информации, неразвитостью системы планирования на предприятиях длительность прогнозного периода снижается до 3-5 лет.

 

 

 

 

    1. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

Следует придерживаться общего правила, гласящего, что прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основанные на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, представляются неточными.

Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детального рассмотрения и учета целого ряда факторов, среди которых:

  • номенклатура выпускаемой продукции;
  • объемы производства и цены на продукцию;
  • ретроспективные темпы роста предприятия;
  • спрос на продукцию;
  • темпы инфляции;
  • имеющиеся производственные мощности;
  • перспективы и возможные последствия капитальных вложений;
  • общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса;
  • ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конкуренции;
  • доля оцениваемого предприятия на рынке;
  • долгосрочные темпы роста в пост прогнозный период;
  • планы менеджера данного предприятия.

В результате анализа необходимости составить таблицу, и показать динамику изменения факторов за оцениваемый период.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ и прогноз расходов.

На данном этапе оценщик должен:

• учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;

• изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;

• оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;

• изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в буду­щем не встретятся;

• определить амортизационные отчисления исходя из нынешнего нали­чия активов и из будущего их прироста и выбытия;

• рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;

• сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателя­ми для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.

Главным в отношении производственных издержек является разумная экономия. Если она систематически достигается без ущерба для качества, продукция предприятия остается конкурентоспособной. Для правильной оценки этого обстоятельства необходимо прежде всего четко выявлять и кон­тролировать причины возникновения категорий затрат.

Эффективное и постоянное управление издержками неразрывно связано с обеспечением адекватной и качественной информации о себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции и их относительной конкурентос­пособности. Умение постоянно "держать руку на пульсе" текущих издержек позволяет корректировать номенклатуру производимой продукции в пользу наиболее конкурентоспособных позиций, строить разумную ценовую поли­тику фирмы, реально оценивать отдельные структурные подразделения с точки зрения их вклада и эффективности.

Классификация затрат может производиться по нескольким признакам:

• составу: плановые, прогнозируемые или фактические;

• отношению к объему производства: переменные, постоянные, услов­но-постоянные;

• способу отнесения на себестоимость: прямые, косвенные;

• функциям управления: производственные, коммерческие, админист­ративные.

Для оценки бизнеса важны две классификации издержек. Первая - клас­сификация издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от изменения объемов производства (к примеру, административ­ные и управленческие расходы; амортизационные отчисления; расходы по сбыту за вычетом комиссионных; арендная плата; налог на имущество и т.д.). Переменные же издержки (сырье и материалы; заработная плата основного производственного персонала; расход топлива и энергии на производствен­ные нужды) обычно считают пропорциональными изменению объемов про­изводства. Классификация издержек на постоянные и переменные исполь­зуется прежде всего при проведении анализа безубыточности, а также для оптимизации структуры выпускаемой продукции. Вторая - классификация издержек на прямые и косвенные; применяется для отнесения издержек на определенный вид продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ и прогноз инвестиций.

Анализ инвестиций включает три основных компонента:

1.Собственные оборотные  средства.  Анализ собственных  оборотных средств включает: определение суммы начального собственного оборотного капитала, установление дополнительных величин, необходимых для финансирования будущего роста предприятия.

2.Капиталовложения.  Включают  инвестиции, необходимые для: замены существующих активов по мере их износа, покупки или строительства активов для увеличения производственных мощностей в будущем.

3.Потребности в финансировании. Включают: получение и погашение  долгосрочных кредитов, выпуск акций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

Существуют два основных метода расчета величины потока денежных средств: косвенный и прямой.

Косвенный метод анализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.

При расчете величины денежного потока для каждого прогнозного года можно руководствоваться следующей схемой (иллюстрирующей косвенный метод расчета ДП) (табл.4). Таблица 4 ДП от основной деятельности Прибыль (за вычетом налогов) Чистая прибыль = прибыль отчетного года за вычетом налога на прибыль плюс амортизационные отчисления Амортизационные отчисления прибавляются к сумме чистой прибыли, так как они не вызывают оттока денежных средств минус изменение суммы текущих активов Увеличение суммы текущих активов означает, что денежные средства уменьшаются за счет связывания в дебиторской задолженности и запасах • краткосрочные финансовые вложения • дебиторская задолженность • запасы • прочие текущие активы плюс изменение суммы текущих обязательств Увеличение текущих обязательств вызывает увеличение денежных средств за счет предоставления отсрочки оплаты от кредиторов, получения авансов от покупателей • кредиторская задолженность • прочие текущие обязательства плюс ДП от инвестиционной деятельности минус изменение суммы долгосрочных активов Увеличение суммы долгосрочных активов означает уменьшение денежных средств за счет инвестирования в активы долгосрочного использования.

Реализация долгосрочных активов (основных средств, акций других предприятий и пр.) увеличивает денежные средства • нематериальные активы • основные средства • незавершенные капитальные вложения • долгосрочные финансовые вложения • прочие внеоборотные активы плюс ДП от финансовой деятельности плюс изменение суммы задолженности Увеличение (уменьшение) задолженности указывает на увеличение (уменьшение) денежных средств за счет привлечения (погашения) кредитов • краткосрочных кредитов и займов • долгосрочных кредитов и займов плюс изменение величины собственных средств Увеличение собственного капитала за счет размещения дополнительных акций означает увеличение денежных средств; выкуп акций и выплата дивидендов приводят к их уменьшению• уставного капитала • накопленного капитала • целевых поступлений Суммарное изменение денежных средств.

Оно должно быть равным увеличению (уменьшению) остатка денежных средств между двумя отчетными периодами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.9.  Определение ставки дисконтирования.

С технической, т.е. математической, точки зрения ставка дисконта -это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков доходов (их может быть несколько) в единую величину текущей (сегодняшней) стоимости, являющуюся базой для определения рыночной стоимости бизнеса. В экономическом смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования, другими словами - это требуемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

Если рассматривать ставку дисконта со стороны предприятия как самостоятельного юридического лица, обособленного и от собственников (акционеров), и от кредиторов, то можно определить ее как стоимость привлечения предприятием капитала из различных источников.

Ставка дисконта или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться с учетом трех факторов. Первый - наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации.

Второй - необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени.

Третий - фактор риска. В данном контексте мы определяем риск как степень вероятности получения ожидаемых в будущем доходов. Существуют различные методики определения ставки дисконта, наиболее распространенными из которых являются: для денежного потока для собственного капитала: • модель оценки капитальных активов; • метод кумулятивного построения; для денежного потока для всего инвестированного капитала: • модель средневзвешенной стоимости капитала.

Расчет ставки дисконта зависит от того, какой тип денежного потока используется для оценки в качестве базы. Для денежного потока для собственного капитала применяется ставка дисконта, равная требуемой собственником ставке отдачи на вложенный капитал; для денежного потока для всего инвестированного капитала применяется ставка дисконта, равная сумме взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемные средства (ставка отдачи на заемные средства является процентной ставкой банка по кредитам), где в качестве весов выступают доли заемных и собственных средств в структуре капитала.

Такая ставка дисконта называется средневзвешенной стоимостью капитала (Weighted Average Cost of Capital - WACC). Средневзвешенная стоимость капитала рассчитывается по следующей формуле: где kd - стоимость привлечения заемного капитала; tc ставка налога на прибыль предприятия; kp - стоимость привлечения акционерного капитала (привилегированные акции); ks- стоимость привлечения акционерного капитала (обыкновенные акции); wd - доля заемного капитала в структуре капитала предприятия; wp - доля привилегированных акций в структуре капитала предприятия; ws - доля обыкновенных акций в структуре капитала предприятия.

В соответствии с моделью оценки капитальных активов ставка дисконта находится по формуле . где R - требуемая инвестором ставка дохода (на собственный капитал); Rf - безрисковая ставка дохода;  - коэффициент бета (является мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране); Rм - общая доходность рынка в целом (среднерыночного портфеля ценных бумаг); S1 - премия для малых предприятий; S2 - премия за риск, характерный для отдельной компании; С – страховой риск. Модель оценки капитальных активов (САРМ - в общеупотребимой аббревиатуре на английском языке) основана на анализе массивов информации фондового рынка, конкретно - изменений доходности свободно обращающихся акций.

Применение модели для вывода ставки дисконта для закрытых компаний требует внесения дополнительных корректировок.

В качестве безрисковой ставки дохода в мировой практике используется обычно ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам (облигациям или векселям); считается, что государство является самым надежным гарантом по своим обязательствам (вероятность его банкротства практически исключается). Однако, как показывает практика, государственные ценные бумаги в условиях России не воспринимаются как безрисковые.

Для определения ставки дисконта в качестве безрисковой может быть принята ставка по вложениям, характеризующимся наименьшим уровнем риска (ставка по валютным депозитам в Сбербанке или других наиболее надежных банках). Можно также основываться на безрисковой ставке для западных компаний, но в этом случае обязательно прибавление страхового риска с целью учета реальных условий инвестирования, существующих в России.

Для инвестора она представляет собой альтернативную ставку дохода, которая характеризуется практическим отсутствием риска и высокой степенью ликвидности. Безрисковая ставка используется как точка отсчета, к которой привязывается оценка различных видов риска, характеризующих вложения в данное предприятие, на основе чего и выстраивается требуемая ставка дохода.

Коэффициент бета представляет собой меру риска. На фондовом рынке выделяются два вида риска: специфический для конкретной компании, еще называемый несистематическим (определяется микроэкономическими факторами), и общерыночный, характерный для всех компаний, акции которых находятся в обращении, называемый также систематическим (определяется макроэкономическими факторами). В модели оценки капитальных активов при помощи коэффициента бета определяется величина систематического риска.

Рассчитывается коэффициент бета исходя из амплитуды колебаний общей доходности акций конкретной компании по сравнению с общей доходностью фондового рынка в целом. Общая доходность рассчитывается следующим образом: Общая доходность акции компании за период = Рыночная цена акции на конец периода – - Рыночная цена акции на начало периода +Выплаченные за период дивиденды: : Рыночная цена на начало периода (%). Инвестиции в компанию, курс акций которой, а следовательно, и общая доходность отличаются высокой изменчивостью, являются более рискованными, и наоборот.

Информация о работе Доходный подход к оценке бизнеса