Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:08, курсовая работа
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
Определить источники и структуру доходов населения Республики Беларусь.
Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения Республики Беларусь.
Охарактеризовать современные направления политики доходов государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ…………………………………………………………………………5
Доходы населения как экономическая категория………………..5
Формирование доходов населения………………………………..8
Факторы, влияющие на дифференциацию доходов…………….11
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….16
Структура денежных доходов населения Республики Беларусь.14
Оценка дифференциации и распределения доходов…………….18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………...25
Политика установления минимального уровня
заработной платы………………………………………………………………..25
Политика льгот и компенсаций…………………………………...29
Особенности политики доходов населения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
Действительная величина заработной платы как цены рабочей силы зависит и от конъюнктуры на рынке труда, то есть от отношения между спросом и предложением рабочей силы, остроты конкурентной борьбы между ее продавцами и покупателями, а также в среде самих продавцов и между покупателями.[7, с. 124]
Но следует также отметить явление называемое эффектом "храповика". Он наблюдается в случаях с нестабильной экономической ситуацией и частым изменением уровня реального дохода или реальной заработной платы. Причем не только в сторону понижения, но и повышения. Например, после планового повышения уровня минимальной заработной платы в пределах одного предприятия связанного с увеличением инфляции наступает стабилизация экономики, временное или постоянное контролирование уровня инфляции и повышение покупательной способности национальной валюты, что в свою очередь вызовет необходимость снижения как номинальной, так и реальной заработной платы. Однако понижение заработной платы не устроит работников данного предприятия, что в свою очередь вызовет изменение в предложении рабочей силы. Следовательно, заработная плата не подвержена только лишь изменениям в спросе и предложении рабочей силы, но и подвержена влиянию макроэкономических процессов. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, так называемые трансфертные платежи. За счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия.
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании основ экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.[2, с.198]
В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко формируется пассивное отношение к трудовой деятельности, психология иждивенчества.
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
1.3 Факторы дифференциации доходов
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. При переходе от административно-плановой к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются. [6, с.154]
Но всё же основными причинами дифференциации доходов считают:
Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько методов. Так, функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Распределение дохода по его величине отражает распределение созданного в стране дохода между домашними хозяйствами и отдельными лицами.
Для измерения фактического распределения доходов сегодня используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране. (Рис.1.1)
Рис 1.1 Кривая Лоренца
Абсолютное равенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения получают равные доли совокупного продукта. Прямая AP – это линия абсолютного равенства. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии AP, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника APL, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Отношение площади заштрихованного участка графика к половине площади квадрата называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965), который рассчитывается по формуле
(1.1)
где кум x yi – кумулятивная (накопленная) доля дохода.
Этот коэффициент изменяется
от 0 до 1, и чем он ближе к 1, тем
выше степень неравенства в
Кроме выше перечисленных способов расчета дифференциации населения в Республике Беларусь также широко используется децильный коэффициент дифференциации, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими доходами:
Kd = d9/d1; (1.2)
где d9 и d1 – соответственно девятый и первый сегмент населения.
.
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Структура денежных доходов населения Республики Беларусь
В 1994-2004 гг. сформировалась новая структура денежных доходов населения Республики Беларусь вследствие уменьшения удельного веса оплаты труда, увеличения доли пенсий и социальных выплат, а также других поступлений в денежных доходах.
Согласно данным баланса денежных доходов и расходов в Беларуси в 1994-2004 гг. имела место тенденция к уменьшению удельного веса оплаты труда в денежных доходах населения. Если оплата труда всех занятых в 1990 г. составляла в них примерно 73,1%, в 1995 г. – 52,6 %, то ее доля в 2004 г. равнялась 46,9 % (достигла наименьшего значения) в структуре денежных доходов. Теперь в структуре денежных доходов доля заработной платы рабочих и служащих уменьшилась с 73,1% в 1990 г. до 46,9% в 2004 г. Зато резко возросла доля доходов населения от предпринимательской деятельности – с 8,3% в 1990 г. до 36,9% в 2004 г. [Прил. 5]
Среднемесячная заработная плата в республике в январе-ноябре 2006 г. увеличилась к соответствующему периоду 2005 года на 26,5 % и составила 583,7 тыс. рублей, в том числе в ноябре соответственно – на 21,5 % 611,5 тыс. рублей, или 285,4 доллара США в эквиваленте (по прогнозу на 2006 год ее рост должен составить 116,7-119,9 %). В бюджетном секторе экономики среднемесячная заработная плата работников выросла по сравнению с январем–ноябрем 2005 г. на 24,4 % и составила 529,2 тыс. рублей, в том числе в ноябре – 549,9 тыс. рублей, или 256,7 доллара США в эквиваленте.
Реальная заработная плата в республике увеличилась за одиннадцать месяцев 2006 года к соответствующему периоду 2005 года на 18,2 %. В бюджетном секторе ее рост составил 16,3 %. Покупательная способность заработной платы в январе-ноябре 2006 г. выросла по сравнению с соответствующим периодом 2005 года с 2,0 наборов товаров и услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет, до 2,3 набора, в том числе в ноябре 2006 г. – до 2,3 набора. В отраслях бюджетной сферы средняя заработная плата в январе — марте 2005 г. составила 384 тыс. BYR, в том числе в марте — 395 тыс. BYR и увеличилась по сравнению с февралем на 12 тыс. BYR, или на 3%.
Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях черной металлургии — 932 тыс. BYR, химической промышленности — 726 тыс., электроэнергетики — 673 тыс., что в 1,4-1,9 раз выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях текстильной промышленности средняя зарплата составила 299 тыс. BYR, швейной — 320 тыс., кожевенной, меховой, обувной — 343 тыс., деревообрабатывающей — 374 тыс., стекольной и фарфорофаянсовой — 403 тыс. BYR, или на 38-16% ниже, чем в среднем по промышленности. [21]
Зарплата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, в марте 2006 г. составила 232 тыс. BYR, что в 1,8 раза ниже среднего уровня. Но этот пробел пытается восполнить государство путем действия различных программ по улучшению жизни на селе.
Реальные доходы населения можно определить и через показатель покупательной способности денег. Показатель покупательной способности денег характеризует изменение объема товаров и услуг, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в данном периоде по сравнению с предыдущим. В практике Республики Беларусь индекс потребительских цен рассчитывается за каждый месяц и за год в целом. Уровень инфляции в Республике Беларусь равен индексу покупательной способности денег, который: определяется обратной величиной индекса потребительских цен.
Таблица 2.1
Индекс потребительских цен в Республике Беларусь
Год |
Индекс потребительских цен (в процентах к предыдущему периоду) |
1998 |
281,7 |
2000 |
207,5 |
2002 |
134,8 |
2003 |
125,4 |
2004 |
114,4 |
2005 |
107,0 |
Среднедушевой
минимальный потребительский
Экономический рост и существенное снижение уровня инфляции способствуют в текущем году опережающему росту реальных денежных доходов населения. Их прирост в январе-ноябре 2006 г. составил 17% к аналогичному периоду 2005 г. (прогноз на год – 14-15%). При этом основными источниками доходов оставались заработная плата работников и социальные трансферты населению, которые составили около 81% от общего объема доходов. [20]
Но всё же для перевода уровня доходов из количественного в качественный эквивалент необходимо рассмотреть понятие уровня жизни.
Уровень жизни – это понятие, под которым подразумеваются общие условия жизни. С социально-экономической точки зрения, на уровень жизни влияют материальные, культурные и социальные условия, которые включают: условия труда, уровень доходов, величину и структуру потребления, жилищные условия, обладание постоянным имуществом, состояние здравоохранения, социальной опеки, образования и культуры, а также санитарно-техническое и прочее оборудование домашних хозяйств.
Если рассматривать качество жизни как релятивную категорию, под ним следует понимать «удовлетворение, которое получают люди в разных сферах своей жизни». Качество жизни определяется также как степень:
Обобщающим индикатором, позволяющим сравнивать уровень человеческого развития отдельных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который дает возможность комплексно оценить достижения каждого государства по трем основным направлениям: продолжительность жизни населения; уровень его образования, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; уровень жизни, оцениваемый производством ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС).
По итогам социально-экономического развития в январе-ноябре 2006 г. рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 109,9% к аналогичному периоду 2005 г. при прогнозе на год 107-108,5%.
Основной вклад в ВВП обеспечен такими отраслями, как промышленность (27,7%), транспорт и связь (9,3%), сельское хозяйство (7,9%), торговля и общественное питание (9,8%), строительство (6,9%).[20]
При подготовке Доклада в 2004 г. Всемирный Банк проводил расчет ВВП на душу населения от раунда 2003 г., а сопоставление для стран СНГ (кроме Украины) осуществляли Госкомстат России и Статкомитет СНГ. В результате такой методологии и различной структуры экономики России и Беларуси ВВП по ППС на душу населения в Беларуси в 2004 г. стал на 31% ниже, чем при сопоставлении, сделанном Австрией. По уточненным данным, в 2003 г. ВВП на душу населения по ППС в Беларуси уменьшился с 7620 долл. США до 5220, а в Российской Федерации повысился с 7100 до 7810, в Украине - с 4350 до 4630 долл.
Это существенно повлияло на ИРЧП отдельных стран и обусловило снижение ранга Беларуси уже в 2001 г. с 53 до 62 места, а ранг Российской Федерации повысился с 63 до 60, Украины - с 80 до 75 места. По данным Доклада о развитии человека 2004, в котором приведены показатели ИРЧП за 2003 г., Беларусь осталась на 62 месте, а Российская Федерация переместилась с 63 места на 57, Украина - с 75 на 70.
2.2 Оценка дифференциации и распределения доходов
В странах бывшего социалистического лагеря наблюдается резкая дифференциация доходов: быстрый рост доходов у 5-10% верхних слоев общества сопровождался ухудшением уровня жизни большинства населения. Децильный и квинтильный коэффициенты, индекс Джини, характеризующие этот процесс, в ряде стран с переходной экономикой достигли уровня стран Латинской Америки и Африки, отличающихся крайней социальной нестабильностью.