Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Республики Беларусь;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
Определить источники и структуру доходов населения Республики Беларусь.
Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения Республики Беларусь.
Охарактеризовать современные направления политики доходов государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ…………………………………………………………………………5
Доходы населения как экономическая категория………………..5
Формирование доходов населения………………………………..8
Факторы, влияющие на дифференциацию доходов…………….11
АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….16
Структура денежных доходов населения Республики Беларусь.14
Оценка дифференциации и распределения доходов…………….18
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………...25
Политика установления минимального уровня
заработной платы………………………………………………………………..25
Политика льгот и компенсаций…………………………………...29
Особенности политики доходов населения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 108.14 Кб (Скачать файл)

В рыночной модели экономики  развитых стран тарифные ставки и  должностные оклады представляют собой формы проявления цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполняет свои трудовые обязанности; доля тарифной заработной платы в заработке достигает 80— 100%. В ранее действовавшей у нас модели тарифная оплата играла совершенно иную роль – не столько оплаты за выполнение трудовых обязанностей, сколько гарантированной работнику части заработка при далекой от совершенства организации производства.

Другой назревший шаг  в восстановлении покупательной  способности тарифной части оплаты труда — переход к регулированию ее доли в составе заработка работника во внебюджетном секторе экономики. Данное требование к организации заработной платы может достаточно эффективно реализовываться в различного рода территориальных соглашениях.

Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора  экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть работников государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:

а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного  сектора;

б) обесценивается инфляцией  ей гораздо значительнее, чем это  происходи во внебюджетном секторе.

При этом большинство бюджетников  не могут ответить на падение покупательной  способности своего заработка снижением  трудовой отдачи; наоборот, нагрузка таких категорий работников, как, например, врачи, учителя и воспитатели детских садов резко возросла, ибо они вынуждены выполнять работу уволившихся коллег, а нередко и искать дополнительные доходные источники, чтобы обеспечить жизнь себе и своим семьям (вторичная занятость работников бюджетной сферы достигает 50—60% и выше). В связи с этим приходится признать "ползучий" процесс разрушения всей бюджетной сферы, порождающий деградацию экономики в целом.

Второе из рассматриваемых  направлений — содействие государства  выполнению заработной платой своей стимулирующей функции. Последняя состоит:

а) в обеспечении необходимой  работодателю трудовой отдачи от наемного работника;

б) в создании определенного  стереотипа поведения работников в  процессе реализации ими в производственной деятельности своих физических и духовных способностей.

Третье направление состоит  в усилении госрегулирования макроэкономических процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной заработной платы и цен.

В программе социально-экономического развития страны на 2001-2005 года было определено увеличить среднемесячную заработную плату населения почти в 2,5 раз ( до 250$ ), а до 2010 – до 350$. Считалось, что предполагаемый рост заработной платы как основного источника доходов населения обеспечит повышение ее покупательной способности. А о самой покупательной способности МЗП нет ни слова. И предполагаемые индексы роста цен весьма непостоянны, так что делать на основе принятых методов расчёта чёткие и гарантированные выводы и прогнозы не представляется возможным.

По данным Министерства статистики и анализа в январе-ноябре 2006 г. темпы роста номинальной и реальной заработной платы в республике, ее регионах и большинстве отраслей экономики были выше прогнозных показателей на 2006 год.

Среднемесячная заработная плата в республике в январе-ноябре 2006 г. увеличилась к соответствующему периоду 2005 года на 26,5 % и составила 583,7 тыс. рублей, в том числе в ноябре соответственно – на 21,5 %, 611,5 тыс. рублей, или 285,4 доллара США в эквиваленте (по прогнозу на 2006 год ее рост должен составить 116,7-119,9 %). В бюджетном секторе экономики среднемесячная заработная плата работников выросла по сравнению с январем–ноябрем 2005 г. на 24,4 % и составила 529,2 тыс. рублей, в том числе в ноябре – 549,9 тыс. рублей, или 256,7 доллара США в эквиваленте.

Реальная заработная плата  в республике увеличилась за одиннадцать  месяцев 2006 года к соответствующему периоду 2005 года на 18,2 %. В бюджетном секторе ее рост составил  16,3 %. Покупательная способность заработной платы в январе-ноябре 2006 г. выросла по сравнению с соответствующим периодом 2005 года с 2,0 наборов товаров и услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет, до 2,3 набора, в том числе в ноябре 2006 г. – до 2,3 набора. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях черной металлургии — 932 тыс. BYR, химической промышленности — 726 тыс., электроэнергетики — 673 тыс., что в 1,4-1,9 раз выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях текстильной промышленности средняя зарплата составила 299 тыс. BYR, швейной — 320 тыс., кожевенной, меховой, обувной — 343 тыс., деревообрабатывающей — 374 тыс., стекольной и фарфорофаянсовой — 403 тыс. BYR, или на 38-16% ниже, чем в среднем по промышленности. [21]

Зарплата работников, занятых  в сельскохозяйственном производстве, в марте 2006 г. составила 232 тыс. BYR, что в 1,8 раза ниже среднего уровня. Но этот пробел пытается восполнить государство путем действия различных программ по улучшению жизни на селе.

 

 

3.2 Политика льгот и  компенсаций

Социальные трансферты –  это система мер денежной или  натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

 Государство, организуя  через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения,  создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует  ослаблению социальной напряженности  и т. д. Степень воздействия  государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Перераспределение доходов  правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты труда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

В настоящее время возрастает доля пенсионного населения , и поэтому  налоги на социальное страхование растут темпами превышающими темпы роста  собственно трансфертных выплат. К  тому же множество льгот остаются невостребованными и буквально выбрасываются на ветер средства из госбюджета. Решение этих проблем нам подсказывает весь цивилизованный мир, а с недавнего времени и РФ Законом о замене льгот на выплаты. Действительно, сложно найти страны где еще существуют, скажем, льготы на транспорт. Разработка механизмов льгот гораздо сложнее механизма выплат.

Второй вариант совершенствования  политики льгот состоит в пересмотре критериев зачисления к льготникам. Поскольку эти критерии, будучи изжитками социализма, изрядно добавляют расходов к балансу бюджета.

 

3.3 Особенности совершенствования  политики доходов в Республике Беларусь

Для выделения особенностей совершенствования политики доходов  необходимо обозначить особенности экономической ситуации в Беларуси.

Беларусь – страна с  переходной экономикой, занимающая 62- место в мире по ИРЧП, с достаточно высокой долей государственного сектора в экономике. Но, для формирования заработной платы по законам рынка  необходимо «запустить» рыночную систему, а для этого продолжать реформирование государственного устройства от административно-планового типа экономики. Здесь можно выделить несколько подпунктов:

- сокращение льготных  категорий населения;

  • усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов;
  • создание частных пенсионных фондов;
  • дифференциация пенсий по выслуге лет, по размерам внесенных средств;
  • чёткое налоговое законодательство, но без чрезмерного использования прогрессивных налоговых ставок;
  • борьба с "теневой экономикой", путём отмены лицензий, демонополизации рынка;
  • искоренение коррупции во властных структурах.

Что же касается механизма  дифференциации и формирования доходов, то можно сделать вывод о том, что определенная степень дифференциации доходов и заработков необходима экономике. Она играет роль экономического стимулятора, так как формирует материальную заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске более эффективных вариантов приложения своих возможностей. Это объясняется тем, что существует непосредственная зависимость между мерой труда, мерой его оплаты и, соответственно, мерой потребления.

В этом плане задача состоит  в том, чтобы минимизировать резкие скачки дифференциации, попытаться ее минимизировать, а также уменьшить  количественный разброс между очень богатыми слоями и очень бедными.

К предложенным выше факторам снижения напряжённости в дифференциации населения можно добавить еще один – рост реальных денежных доходов населения. На выполнение показателя роста реальных денежных доходов населения оказала влияние не только политика по формированию доходов, но и ценовая политика государства. При реализации данного шага необходимо учитывать, что на современном этапе экономического развития Республики Беларусь повышающее давление регулируемых цен и тарифов на потребительские цены составляет почти пятую часть наблюдаемого уровня инфляции. Это значит, что обеспечение роста покупательской способности населения за счет инфляции могло быть значительно меньшим, если бы отсутствовало повышающее давление со стороны органов государственного управления по пересмотру регулируемых цен и тарифов опережающими темпами.

В прогнозируемом периоде  основной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности. 

Для достижения цели необходимо:

– обеспечить рост денежных доходов населения и их реального содержания как условия повышения платежеспособного спроса населения;

– значительно повысить размер заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности населения;

– повысить роль государственных минимальных социальных гарантий, поэтапно приблизив их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию отдельных групп населения по уровню доходов на основе совершенствования налогообложения доходов граждан;

– обеспечить повышение защищенности социально уязвимых слоев населения, проведение пенсионной реформы.

Политика в области  оплаты труда будет формироваться  с учетом того, что заработная плата  должна стать важнейшим фактором экономического роста и повышения  эффективности производства. Для этого необходимо обеспечить повышение доли заработной платы в валовом внутреннем продукте и денежных доходах населения. Основными задачами реформирования оплаты труда в предстоящем пятилетии станут:

– усиление стимулирующей роли заработной платы в увеличении производства продукции, работ (услуг) и повышении его эффективности;

– значительное повышение удельного веса оплаты по тарифным ставкам и окладам в среднемесячной заработной плате;

– регулирование цены рабочей силы на основе поэтапного приближения размера тарифной ставки первого разряда к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

– обеспечение дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификации;

– повышение роли социального партнерства при регулировании оплаты труда в реальном секторе экономики;

– реализация принципа равной оплаты равносложного труда в сопоставимых условиях, устранение необоснованной дифференциации в оплате труда работников предприятий и организаций различных форм собственности.

Регулирование оплаты труда  работников бюджетной сферы государством предусматривается осуществлять путем выработки обоснованной политики в определении минимальной заработной платы, размера тарифной ставки первого разряда; упорядочения системы надтарифных выплат и совершенствования параметров Единой тарифной сетки; разработки более эффективного порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.

Информация о работе Доходы населения, их дифференциация в рыночной экономике и динамика в Республике Беларусь