Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:16, курсовая работа
С происхождением монополий стало естественным, что они оказывают не лишь позитивное, но и негативное воздействие на экономику страны. Исходя из этакого, страны, стараясь восполнить несовершенства базара, прибегают к разным способам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации базаров и охраны конкуренции государства:
разрабатывают законы, на базе которых разрешено обнаружить и наказывать компании, уличенные в монополизации;
создают организации, какие смотрят за формированием событий на базарах и выявляют случаи их монополизации;
помогают творению новейших фирм, которые имеют все шансы мешать монополизации рынков.
Введение 2
Глава 1 «Понятие естественной монополии» 4
Параграф 1 4
Параграф 2 6
Глава 2 «Естественные монополии: реформы и законы» 10
Параграф 1 10
Параграф 2 14
Глава3 «Перспективы развития естественных монополий» 23
Заключение 28
Список используемых источников 30
Выделение из состава естественной монополии сегмента пассажирских перевозок. С начала 2005 г. идет раздел и передача имущества от РЖД Федеральной пассажирской компании (ФПК), которая станет единичным акционерным социумом (приблизительно в 2007 г.), 100% акций которого будут иметь государству. По сути, решается вопрос о том, станет ли перекрестное авансирование (пассажирских перевозок за счет грузовых) прямым (путем субсидирования ущербов ФПК). Здесь появляется неувязка оплаты ФПК за использование инфраструктурой РЖД. Более того, в всяком случае возникают 2 ее оператора – РЖД и ФПК, что противоречит одному из главных принципов реформы железнодорожного транспорта как естественной монополии. Конечно, РЖК рентабельно избавится от бесприбыльного бизнеса пассажирских перевозок, оставив себе только доходные грузовые, тем самым, повышая свою притягательность для кредиторов и инвесторов.
Проблема регулирования тарифов. За время без помощи других хозяйственной деятельности на рынке у РЖД как коммерческой компании сформировались определенные интересы, требующие более трудных подходов, чем прямое введение гостарифов на главную активность монополии. РЖД жаждет к частичной либерализации тарифной политики и получению права самостоятельно видоизменять ставки тарифов (в сторону как повышения, так и снижения) в целях поддержания конкурентоспособности. Пока в условиях конкуренции с личными перевозчиками РЖД из-за жесткости тарифов несет утраты.
Пытаясь отыскать вывод из сложившегося расположения, РЖД разработало «Методику обоснования решений о прекращении регулирования тарифов на перевозки грузов, груза и грузобагажа. В ней предлагается позволить уменьшать тарифы или, против, ставить надбавки в спектре от -30 до +20% по решению самого ОАО. При необходимости более масштабных конфигураций оно должно получить единодушие регулирующих органов. Оперативного решения этих вопросцев и Федеральной службе по тарифам покуда не предвидится.
Проблемы ограничения конкуренции и монопольной дискриминации. В деятельности жд госкорпорации заметны симптомы дискриминации в отношении других соучастников рынка инфраструктурных услуг. Пока частных железных дорог незначительно и они в большей степени находятся в собственности или под управлением крупных индустриальных компаний, монопольная дискриминация РЖД по отношению к соперникам не имеет очевидно отрицательных последствий.Однако по мерке развития личного предпринимательства в отдельных секторах жд монополии дискриминация может увеличиваться, и госкорпорация, а еще ее филиалы будут применять родное преобладающее состояние на базаре инфраструктурных услуг в вред соперникам.
Глава3
Перспективы развития естественных монополий
За крайние годы в России сотворено некоторое количество больших компаний. По стратегии и экономическим размерам посреди их разрешено отметить " чемпионов ", таковых как русские ТНК, к примеру, ВНИК " ЛУКойл ", МФПГ " Точность", " Авто ваз ", ОАО " Газ ", подключая ее ФПГ " Нижегородские авто ", РАО " ЕЭС России ", ФПГ " Интерхимпром " и глобальная компания ОАО " Газпром ".В всякой из данных структур был сконцентрирован большущий народнохозяйственный потенциал и действовал центр стратегического управления. На их компании приходилась крупная дробь ВВП, налоговых платежей и задолженности пред бюджетом. По их состоянию можно осуждать о тенденциях развития всей экономики России в целом. От такого, как они будут действовать, зависит вся жизнеактивность страны, вся его финансовая, соц и, в окончательном счете, политическая ситуация. Эти компании неравноценны по собственным размерам, по составу компаний, структуре принадлежности, консолидации и организации, по состоянию управления и корпоративному правлению (правлению верховного уровня). В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране сотворили несколько 10-ов всесоюзных производственных соединений и возле 25 межотраслевых муниципальных объединений (МГО), таких как " Энергомаш ", " Квантэми ", " Технохим " и остальные. К лету 1991 года в России было 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли начинать основой формирования системы до 500 индустриальных корпораций, способной снабдить стабильное формирование экономики страны. Пошло бы пусть медлительно, но справедливое перемещение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого сумели жить, с тем или другим фуррором, лишь немногие компании, те, кто создал позитивный баланс:
Это относится к ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", РАО "Норильский никель", к ряду отвесно встроенных нефтяных компаний, таких как "ЛУКойл", "Сургутнефтегаз", к нескольким финансово – фабричным группам, таковым как ГКНПЦ им. Хруничева, ФПГ "Оборонительные системы" и "Точность". Немногим в сегодняшних критериях удается удачно работать. Ни одна из нынешних русских компаний, входящих в вселенские рейтинги, не сотворена незапятнанными рыночными способами, для этого было очень не достаточно времени. Иностранные компании водят свою историю из глубины веков, рыночные дела отрегулированы и, имея оконченную форму, все еще продолжают рскручиваться и улучшаться. Но российские компании демонстрируют колоссальную выносливость, способность адаптироваться в очень брутальной среде. В результате 10 лет длится ограничение масштабов государственной экономики. Состояние почти всех корпораций очень трудное.
Наши наикрупнейшие компании не имеют таких вековых обычаев как в развитых странах Запада, желая отдельные из них сделаны еще в петровские эпохи. В 1799 году была создана именитая " Трех куча, " ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет обратно начали развиваться акционерные отношения, например; в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей. И вот 2 века спустя, к 2000 году, в экономике России в среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных сообществ, 27 тыс. общих предприятий, огромного числа неразвитых маленьких предприятий возникло несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых создаются встроенные структуры.
Классическим образцом натуральных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, жд перевозки, а еще отдельные под ветви связи, а на региональном уровне – коммунальные сервисы, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли или регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует увидеть, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы муниципального регулирования значительно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новейших подходов к формированию и регулированию соответственных базаров. В России недостает не плохих моделей крупных корпораций, нет и устройств их формирования. Имеющиеся разработки являются слабо модифицированными образцами из прошедшего. Они неспособны, выжить в условиях резкого конфигурации экономического климата. В русском законодательстве зафиксировано негативное известие к соединению предприятий и сопротивление консолидации корпорации.
Это ослабляет конкурентоспособность компаний и вытесняет в среду оттеняющий экономики. Нет суровой научной базы, нет теории крупных корпораций. Имеющиеся же большие компании сложились в большей ступени подсознательно в ходе пришествия денежных средств на соцсобственность. России необходимы личные модели современных корпораций – стратегических объединений предприятий как действенных структур управления. Они нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как база практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации индустрии. В России работают различного рода корпорации: Крупные акционерные компании, сделанные с ролью стратегических предприятий и крупных банков, окружающих под имущественным муниципальным контролем. ( РАО " ЕЭС России ", РАО " Газпром "). В их числе также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний. ( " ЛУКойл ", устойчиво работающую на внутреннем и мировом базаре). ФПГ, интеллигентные по законодательному акту. На 2001 год в госреестре было записанно 76 таких групп. Некоторые из них успешно работают. Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных сообществах. Среди них есть крупные конкурентоспособные на внутреннем и наружном базарах. Они сотрудничают с водящими русскими банками. Банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база сотворения и работы крупных корпораций в России до сих пор располагаться в фазе развития. Вывод русской экономики из кризиса, творение критерий для ее взлета и развития в большей степени зависит от формирования и удачной работы крупных компаний. Проводимые поначалу 90-х годов реформы сориентировали хозяйственную систему на пути, водящему к мелкотоварному производству.
Произошел разрушение крупных производственных и научно-производственных комплексов. Образовались слабенькие хозяйственные субъекты, создавалась " мнимая " конкурентноспособная среда как последствие роста числа неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные утраты. Например, на складе " Аэрофлота " было создано более 400 самостоятельных авиакомпаний. Из них только 20 жизнеспособны, остальные, имея на балансе 1 – 3 самолета, лишены способности обычной работы. Объем перевозок снизился в несколько раз, количество работающих аэропортов сократилось в 2 раза. Намечается реформирование системы управления жд транспортом. Если это сходит по примеру " растаскивания " " Аэрофлота ", то экономика страны растеряет очень много, невозможно рушить уже существующую структуру крупных монополий. Их трудности содержатся не в нехороший работе, а в неплатежеспособности потребителей продукции. Становление корпораций проходит в обстановке – вкладывательного голода, коммерческие банки ориентируются на операции с " маленькими " средствами, налицо низкая прибыльность изготовления, идет сражение за обладание наиболее доходными долями собственности. Представление о натуральной монополии как отрасли, в которой издержки ниже, ежели создание исполняется одной компанией, а не несколькими, совсем светло. Неясно, о каком осмысливании отрасли идет стиль, о незапятанной или хозяйственной, каких издержках, о производстве, каковы рубежа компании и т.д. Формулировки закона 1995 года регламентирующего деятельность отраслей естественных монополий в России, не вносят ясности в этот вопросец. Одним из условий отнесения отрасли к сфере естественных монополий в законе принято понижение средних издержек по мерке роста размера выпуска продукции. Но это качество сберегается не постоянно, а для много продуктовых отраслей – элементарно ошибочно. Согласно закону, к деловитости субъектов натуральные монополии относятся транспортировка нефти и газа, услуги по передаче электрической и солнечный энергии, железнодорожные перевозки и т.д. таким образом, ни “Газпром”, ни РАО “ЕЭС России”, ни МПС как хозяйственные отрасли не относятся к числу естественные монополии, хотя с их деловитостью и связывают все трудности естественных монополий. О них молвят просто как о монополиях, при этом проистекает слияние мнения монополии и естественные монополии. Опасность состоит в том, что это приводит к предложениям о методах разбиения этих отраслей на части с целью обессилить администрация монополий, сотворить конкурентную среду. Но если это случится, то неминуемы нехорошие социально-экономические последствия. Если размозжить единственную сеть стальных дорог России, отдав управление ими личным личикам, то вероятное закрытие железных дорог, например, по чисто экономическим суждениям, может сорвать связность козни. Тогда, при неимении остальных видов известия, окажутся разобщенными цельные регионы страны, утрачена единство экономического места. Другие негативные последствия имеют все шансы показаться, если попробовать создать конкурентную среду, образуя параллельные стальные пути. Будет проистекать резервирование цельного ряда управленческих и хозяйственных подразделений, вырастут издержки из-за роста издержек. Вырастут и цены на транспорт. Разбиение этих отраслей может обладать для России разрушительные последствия, несостоятельный рост цен на тарифы и услуги. Принятие правительством РФ концепции реформирования этих отраслей содержат программы мероприятий, в которых сразу ограничивается монопольная власть и закрепляется власть этих отраслевых структур. Можно привести и другие образцы противоречий.Для верного их разрешения необходима отменная теоретическая база. Устойчивая натуральная монополия как оказалось неуязвимой при входе на ее базар остальных компаний, лучшая конструкция ветви продолжает быть. Такие тарифы именуются устойчивыми стоимостями. Для снабжения стойкости натуральных монополий имеют все шансы употребляться меры прямого муниципального регулирования по творению твердых барьеров входа на этот рынок. Кроме мер государственного вмешательства могут формироваться другие условия для развития и помощи естественных монополий. В отношении естественных монополий обязан учитываться целый комплект геостратегических, экономических, управленческих и других причин. Узкоэкономический подъезд бесперспективен и даже вредоносен. Расчленение таковых великанов как РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, МПС и других, не лишь не оживит конкуренцию, но и сотворит условия для образования бессчетных посреднических структур, что приведет к росту цен и разрастанию криминализации бизнеса. Возможны и другие нехорошие веяния; опосля передачи ценообразования в руки личных владельцев, управляющих муниципальных компаний, а еще отраслевых министерств и ведомств цены отправь кверху скорее, чем в немонополизированных отраслях.
Взвинчивание цен монополиями послужило решающим причиной роста издержек изготовления в других отраслях, подключая не монополизируемые. Закон “ О конкуренции и ограничении монопольной деловитости на товарных рынках” был принят 26 апреля 1990 года. Для укрепления в России массивного коллективного звена необходимо изготовить еще чрезвычайно много общими усилиями законодательных и исправных органов власти. В связи с этим растет роль страны, которое обязано надзирать эти процессы. В настоящее время (на 2002 г.) правительство владеет 4866 акций АО, величина части в уставных капиталах сообществ, окружающих в федеральной принадлежности:
50% - 831;
25 – 50% - 2004;
до 25% - 1400;
Специальное преимущество (" золотая акция ") – 631, 700 пакетов приходится на топливно-энергетический комплекс, 1300 – транспорт, 370 – на ВПК. Государство исполняет целый контроль приблизительно четверти обществ с госдолей, в остальных же действует обыденный акционер. Используется 2 способа в системе управления:
В критериях недостатка финансокапитала принципиально сосредоточить имеющиеся финансовложения на основных стратегических направленностях народнохозяйственного развития. Консолидация монополий, творение больших компаний при наличии законодательной базы, роль и контроль за данными действиями государства – таков путь развития и развития экономики России на наиблежайшее время.
Так же хотелось бы подметить, что в России станет создаваться муниципальная нефтяная фирма – государственная нефтяная компания – ННТ. Такие фирмы имеется в Бразилии, Мексике, Индонезии. Компания будет учиться реализацией общих проектов, как на собственной, так и на посторонний местности, привлечением инвестиций, сбором налогов в бюджет и т.д.
Заключение
Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались на основе зарубежного опыта, поэтому их адаптация к реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются между собой, главный принцип реформирования – та или иная организационная форма выделения инфраструктурной составляющей монополий – сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают резкого изменения структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.
В электроэнергетике России был выбран технически более сложный путь – дробление монополии на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться с быстрой либерализацией рынка электроэнергии, резким сокращениям государственного присутствия в отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере инфраструктурной составляющей. Крупный сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.
Информация о работе Естественные монополии в экономике России