Женщины в трудовой миграции населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование причин и последствий трудовой миграции.
Задачами данной работы являются: изучение трудовой миграции в мире, особенностей данного процесса в России, а также анализ трудовой миграции в Рязанской области, которая состоит из введения, трех глав и заключения.
Информационная база: в работе были использованы статьи «Демоскоп Weekly», "Вестник Евразии", а также другие средства периодической печати, материалы Интернет-сайтов.

Содержание

Ведение.
1. Миграция населения…………………………………………………………….5
1.1 Миграция ее причины……………………………………………………….5
1.2 Женщины в трудовой миграции………………………………………….....6
2.Россия в международных миграционных процессах…………………………10
2.1 Масштабы и организация женской трудовой миграции из России……...10
2.2 Потенциал трудовой миграции из России…………………………………11
2.3 Женская миграция в России и торговля людьми:
взаимосвязь проблем……………………………………………………………13
2.4 Женщины-мигранты в России………………………………………………16
3. Миграция Рязанской области………………………………………………….22
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Женщины в трудовой миграции населения.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

   В результате всех этих мероприятий трудовая миграция теряет свой элитарный характер, становится более массовой, доступной для представителей многих социальных и профессиональных групп. Работники массовых профессий получают возможность выезда за границу на работу: строители, рабочие, водители транспорта, медицинские работники, преподаватели, ученые, работники сферы услуг. К настоящему времени формирование нормативно-правовой и институциональной инфраструктуры временной трудовой миграции из страны еще не завершено, продолжается также расширение ее социальной базы.

   Официальными каналами трудовой миграции из России сегодня является выезд через систему фирм по трудоустройству российских граждан за рубежом, работающих по лицензии Минфедерации России, а также в рамках межгосударственных соглашений. По этим каналам в 2000 году выехало 45,8 тыс. человек, из которых только 5,8 тысячи женщин, или 12,5% от общего числа трудовых мигрантов, но в обход официальных каналов трудовой миграции ежегодно выезжает в 20 раз больше женщин, чем фиксирует статистика. [1]    

    До 90% действующих фирм-лицензиатов предоставляют женщинам гостевые или туристические визы, не дающие права на работу за рубежом.

   Таким образом, тот путь трудовой миграции, который сегодня считается легальным, на деле не является таковым. Сфера трудовой миграции в современной России - это блестящая иллюстрация к уже отмеченной специалистами особенности российской теневой экономики не только не противостоять формальной, но существовать внутри последней, опираясь на ее официальный статус. Причем теневые и неофициальные отношения и структуры работают зачастую эффективнее, чем законные механизмы.

 

2.2 Потенциал трудовой  миграции из России.

 

 

   Вместе с увеличением реальных потоков трудовой миграции из страны происходит рост миграционных намерений, то есть возрастание потенциала трудовой миграции.

   Выявлению потенциала трудовой миграции, и ее роли в процессах адаптации российских граждан к условиям рыночной экономики были посвящены два выборочных опроса 15 населения трудоспособного возраста, работающего на предприятиях и в организациях Москвы. Миграция (постоянная или временная) занимает определенное место в спектре адаптационных стратегий трудоспособного населения Москвы (таблица 1). С миграцией женщины связывают надежды на изменение социального статуса, качественный скачок в материальном благосостоянии, а иногда и смену всего образа жизни. Миграция может быть как "стратегией выживания", так и "стратегией успеха". В любом случае, трудовая миграция расширяет "поле выбора" возможных жизненных стратегий женщин, направленных на адаптацию к социально-экономическим реалиям наших дней.

 

Таблица 1. Приверженность трудоспособного населения различным адаптационным стратегиям, %

Стратегия поведения

1996

2000

мужчины

женщины

Мужчины

женщины

 

Работать, набираться профессионального  опыта

46

54

49

54

Активно пробовать новые виды деятельности

22

26

16

25

Повышать свое образование, переучиваться

14

22

16

23

«Выгодно» выйти замуж, жениться

2

14

2

8

Уехать за границу навсегда, эмигрировать

3

2

6

3

Уехать за границу на временную  работу

15

14

19

20

Меня вполне устраивает мое сегодняшнее положение

20

18

18

24

Другое

3

3

3

2


 

Примечание: общая сумма ответов  в таблице превышает 100%, так как  каждый респондент имел право указать  несколько вариантов ответа. [1]

 

    В целом мужчины более ориентированы на эмиграцию, в трудовой же миграции ориентации     практически совпадают. У женщин ориентация на временный выезд за рубеж для работы  встречается почти в 7 раз чаще, чем на эмиграцию на постоянное жительство. За 5 лет между  опросами произошло явное усиление роли миграции, как временной трудовой, так и на постоянное жительство, в спектре адаптационных стратегий населения, и в частности, женщин. В последнем случае рост составил с 14% в 1996 году до 20% в 2000 году.

Более половины потенциальных мигрантов-женщин ориентируются на краткосрочную или среднесрочную трудовую миграцию - до одного года. Причем около 20% потенциальных мигрантов настроены на миграцию на срок до трех месяцев, то есть на быстрый заработок и возврат домой. Основываясь на подобных предпочтениях, можно рекомендовать странам, осуществляющим миграционное взаимодействие, введение экспериментальных программ легальной краткосрочной трудовой миграции, обеспеченной определенной квотой рабочих виз, специально для женщин. Причем, предлагать такие или подобные программы должна Россия как более заинтересованная сторона. Принимающие страны вряд ли проявят инициативу первыми, хотя и они ищут пути снижения нелегальной миграции.          Можно сделать вывод, что созданная нормативно-правовая база и институциональная инфраструктура трудовой миграции на выезд не могут обеспечить цивилизованную реализацию сложившихся миграционных намерений. Результатом этого является практически бесконтрольная деятельность теневых структур, обеспечивающих миграцию, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде маргинализации мигрантов. В особенности эта ситуация характерна для миграции женщин.

 

 

2.3 Женская миграция в России и торговля людьми: взаимосвязь проблем.

 

 

    Принимая во внимание, что открытая секс-работа и околосексуальная занятость   обеспечивают большинство миграционных возможностей для молодых женщин, можно утверждать, что в большей своей части женская трудовая миграция является маргинальной сферой трудовых отношений. Нарушения прав человека в этой области являются массовыми и связаны не только с секс-занятостью. Четверть опрошенных женщин отметили, что вся работа за рубежом это - большой риск, еще 43% также ощущают некоторую опасность. 27% считают, что риск не больше, чем при работе в России. Менее 5% опрошенных считают себя защищенными, при выезде за рубеж на работу и почти 60% заявили о своей полной незащищенности. Более 40% опрошенных согласились с тем, что многие женщины, выехавшие на работу за рубеж, попадают в рабские условия. Примерно столько же думают, что это преувеличение. И только около 5% не согласились с этим утверждением.

     В случае возникновения конфликтов большинство потенциальных мигрантов (около 70%) надеются на помощь российского консульства в стране въезда. На полицию и другие государственные структуры принимающей страны рассчитывает половина опрошенных, 30% знают о существовании неправительственных организаций и надеются на них; 30% полагаются на друзей, родственников, знакомых; 23% - на независимых юристов, адвокатов; 18% - на своего будущего работодателя. При этом практика показывает, что в настоящее время реальную помощь женщинам-мигрантам, попавшим в кризисную ситуацию за рубежом, оказывают как раз неправительственные и международные организации, в работе которых принцип защиты прав человека является преобладающим по отношению к отстаиванию национальных интересов. Полиция же, миграционные организации, а зачастую - и российские загранучреждения чаще руководствуются узко административными взглядами, с позиции которых отсутствие легального статуса мигранта является основанием для отказа в защите его прав. [1]  

   В современной России проблема торговли людьми и сам термин впервые "легализованы" на государственном уровне в 1997 году. В 2000 году Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (САТОС) и Протокол к ней "О предупреждении, пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми". Торговля женщинами рассматривается как один из этих основных видов транснациональной организованной преступности, наряду с торговлей оружием и наркотиками.[1]

 

    Хотя проблема торговли людьми близко соприкасается с проблемами нелегальной миграции и контрабандной переправки людей через границы, эти понятия необходимо различать. В принципе торговля людьми допускает использование абсолютно легальных каналов для миграции (как с точки зрения въезда, так и пребывания в стране назначения), более того часто именно легальные каналы и инструменты используются криминальными группами. Такими инструментами являются, например, визовые схемы, используемые некоторыми странами. Заинтересованное в притоке женщин-мигрантов в индустрию развлечений, в начале 80-х годов Японское посольство в Филиппинах ввело так называемую визу работника индустрии развлечений; затем эта практика была распространена на другие страны. Это фактически предоставило легальную базу для секс-миграции. Сегодня такие визы выдаются и россиянам для работы в Японии и Швейцарии. Еще одним легальным визовым инструментом, используемым организаторами торговли для обеспечения законной основы для своего бизнеса, является "виза невесты", существующая во многих странах.          Заключение смешанных браков через систему "невест по переписке" - один из каналов торговли женщинами. Во многих случаях невеста подбирается под конкретные экономические функции, осуществляется принуждение, например, к работе на ферме или обслуживанию старых родителей "жениха", одиноких или инвалидов. Фиктивный брак может являться и способом рекрутирования женщин на нелегальную работу в секс-индустрии.

    Рассматривая женскую миграцию в рисковые сферы занятости как социальную проблему (т.е. не с точки зрения уголовного наказания, а с точки зрения принятия мер социальной политики), нельзя основываться на принципе "принуждения" и ограничиваться рассмотрением случаев насилия, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Во-первых, применение в международной трактовке понятия торговли людьми принципа принуждения к проституции как проблемообразующего признака, фактически превращает данную проблему в криминальную, уводит ее от социального контекста, который как раз и заключается в том, чтобы найти социальные причины, способствующие секс-занятости, и меры социальной политики, способные ограничить это явление.   Во-вторых, часто (например, говоря о работе в сфере развлечений) о добровольности предоставления женщиной секс-услуг можно говорить лишь относительно. Во многих случаях это "вынужденная добровольность", продиктованная установившимся режимом этой занятости, - выбор в условиях, когда нет другого выбора. В-третьих, применение "принципа насильственности" сужает контингент женщин-мигрантов, нуждающихся в особых механизмах защиты прав, например, теми мигрантами, которые были вовлечены в проституцию насильственно.

   То есть, виды современной работорговли разнообразны: наём на работу на кабальных условиях, услуги, насилие, сексуальное рабство и другие.

   Можно принимать сколько угодно законов против работорговли. Но ни один из них не изменит ситуацию, пока люди не почувствуют социальную защищенность. Возможность получить высокооплачиваемую работу, возможность дать качественное образование своим детям. Эти гарантии они должны получить в своей стране.

 

2.4 Женщины-мигранты в России.

 

   После пика вынужденной миграции в Россию в начале 1990-х состав миграционных потоков изменился. Теперь это в основном трудовые мигранты. Соответственно женщины, приезжающие в Россию сегодня, отличаются от приезжавших несколько лет назад.

   В России наиболее притягательные для жителей СНГ условия для заработков, и, хотя из-за нерациональной миграционной политики женские мигрантские потоки из стран ближнего зарубежья постепенно начинают менять направление своего движения в сторону европейских стран (особенно яркий пример тому — Республика Молдова), все-таки общее советское прошлое, прозрачность границ и другие факторы пока позволяют России сохранять приоритетное положение при выборе женщинами — потенциальными мигрантами страны въезда.

  

Таблица 2.Возрастно - половой состав мигрантов по Российской Федерации за 2009 год.

 

 

Число                                  прибывших -                                   всего

из   них

в пределах России

в том числе

из-за                                пределов России

в том числе

внутри региона

из других регионов

из стран СНГ  и Балтии

из других зарубежных стран

Всего мужчин и женщин

1 987 598      

1 707 691    

941 255    

766 436    

279 907   

270 594       

9 313         

в том числе  в возрасте:

             

моложе трудоспособного

239 300      

212 903    

125 239    

87 664    

26 397   

25 181       

1 216         

трудоспособном

1 541 576      

1 316 049    

717 897    

598 152    

225 527   

218 633       

6 894         

старше трудоспособного

206 722      

178 739    

98 119    

80 620    

27 983   

26 780       

1 203         

по возрастным группам, лет:

             

  0 - 5

112 524      

104 294    

63 119    

41 175    

8 230   

7 500       

730         

  6 - 13

93 477      

80 723    

45 077    

35 646    

12 754   

12 378       

376         

14 - 17

110 560      

99 310    

61 268    

38 042    

11 250   

11 045       

205         

18 - 19

105 896      

97 481    

57 546    

39 935    

8 415   

8 282       

133         

20 - 24

352 654      

314 264    

166 075    

148 189    

38 390   

37 770       

620         

25 - 29

309 055      

263 940    

142 101    

121 839    

45 115   

44 063       

1 052         

30 - 39

354 661      

287 656    

155 140    

132 516    

67 005   

64 705       

2 300         

40 - 49

212 187      

171 881    

94 295    

77 586    

40 306   

38 553       

1 753         

50 - 54

93 667      

78 275    

42 100    

36 175    

15 392   

14 717       

675         

55 - 59

77 151      

65 097    

33 817    

31 280    

12 054   

11 533       

521         

60 - 64

45 389      

38 767    

20 510    

18 257    

6 622   

6 297       

325         

65 и старше

120 377      

106 003    

60 207    

45 796    

14 374   

13 751       

623         

Всего  женщин

1 035 380      

905 524    

512 042    

393 482    

129 856   

126 145       

3 711         

в том числе  в возрасте:

             

моложе трудоспособного

116 508      

104 073    

61 490    

42 583    

12 435   

11 854       

581         

трудоспособном

770 000      

673 694    

381 809    

291 885    

96 306   

93 938       

2 368         

старше трудоспособного

148 872      

127 757    

68 743    

59 014    

21 115   

20 353       

762         

по возрастным группам, лет:

             

  0 - 5

54 766      

50 869    

30 940    

19 929    

3 897   

3 548       

349         

  6 - 13

45 359      

39 313    

21 941    

17 372    

6 046   

5 870       

176         

14 - 17

57 590      

52 386    

32 907    

19 479    

5 204   

5 109       

95         

18 - 19

62 466      

58 374    

35 528    

22 846    

4 092   

4 033       

59         

20 - 24

195 966      

178 832    

102 747    

76 085    

17 134   

16 887       

247         

25 - 29

159 939      

141 490    

79 019    

62 471    

18 449   

18 064       

385         

30 - 39

167 890      

139 298    

76 313    

62 985    

28 592   

27 840       

752         

40 - 49

95 024      

77 639    

42 938    

34 701    

17 385   

16 800       

585         

50 - 54

47 508      

39 566    

20 966    

18 600    

7 942   

7 641       

301         

55 - 59

40 956      

33 969    

17 402    

16 567    

6 987   

6 732       

255         

60 - 64

24 477      

20 507    

10 599    

9 908    

3 970   

3 813       

157         

65 и старше

83 439      

73 281    

40 742    

32 539    

10 158   

9 808       

350         

Информация о работе Женщины в трудовой миграции населения