Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа
Целью данной работы является исследование причин и последствий трудовой миграции.
Задачами данной работы являются: изучение трудовой миграции в мире, особенностей данного процесса в России, а также анализ трудовой миграции в Рязанской области, которая состоит из введения, трех глав и заключения.
Информационная база: в работе были использованы статьи «Демоскоп Weekly», "Вестник Евразии", а также другие средства периодической печати, материалы Интернет-сайтов.
Ведение.
1. Миграция населения…………………………………………………………….5
1.1 Миграция ее причины……………………………………………………….5
1.2 Женщины в трудовой миграции………………………………………….....6
2.Россия в международных миграционных процессах…………………………10
2.1 Масштабы и организация женской трудовой миграции из России……...10
2.2 Потенциал трудовой миграции из России…………………………………11
2.3 Женская миграция в России и торговля людьми:
взаимосвязь проблем……………………………………………………………13
2.4 Женщины-мигранты в России………………………………………………16
3. Миграция Рязанской области………………………………………………….22
Заключение.
В результате всех этих мероприятий трудовая миграция теряет свой элитарный характер, становится более массовой, доступной для представителей многих социальных и профессиональных групп. Работники массовых профессий получают возможность выезда за границу на работу: строители, рабочие, водители транспорта, медицинские работники, преподаватели, ученые, работники сферы услуг. К настоящему времени формирование нормативно-правовой и институциональной инфраструктуры временной трудовой миграции из страны еще не завершено, продолжается также расширение ее социальной базы.
Официальными каналами трудовой миграции из России сегодня является выезд через систему фирм по трудоустройству российских граждан за рубежом, работающих по лицензии Минфедерации России, а также в рамках межгосударственных соглашений. По этим каналам в 2000 году выехало 45,8 тыс. человек, из которых только 5,8 тысячи женщин, или 12,5% от общего числа трудовых мигрантов, но в обход официальных каналов трудовой миграции ежегодно выезжает в 20 раз больше женщин, чем фиксирует статистика. [1]
До 90% действующих фирм-лицензиатов предоставляют женщинам гостевые или туристические визы, не дающие права на работу за рубежом.
Таким образом, тот путь трудовой миграции, который сегодня считается легальным, на деле не является таковым. Сфера трудовой миграции в современной России - это блестящая иллюстрация к уже отмеченной специалистами особенности российской теневой экономики не только не противостоять формальной, но существовать внутри последней, опираясь на ее официальный статус. Причем теневые и неофициальные отношения и структуры работают зачастую эффективнее, чем законные механизмы.
2.2 Потенциал трудовой миграции из России.
Вместе с увеличением реальных потоков трудовой миграции из страны происходит рост миграционных намерений, то есть возрастание потенциала трудовой миграции.
Выявлению потенциала трудовой миграции, и ее роли в процессах адаптации российских граждан к условиям рыночной экономики были посвящены два выборочных опроса 15 населения трудоспособного возраста, работающего на предприятиях и в организациях Москвы. Миграция (постоянная или временная) занимает определенное место в спектре адаптационных стратегий трудоспособного населения Москвы (таблица 1). С миграцией женщины связывают надежды на изменение социального статуса, качественный скачок в материальном благосостоянии, а иногда и смену всего образа жизни. Миграция может быть как "стратегией выживания", так и "стратегией успеха". В любом случае, трудовая миграция расширяет "поле выбора" возможных жизненных стратегий женщин, направленных на адаптацию к социально-экономическим реалиям наших дней.
Таблица 1. Приверженность трудоспособного населения различным адаптационным стратегиям, %
Стратегия поведения |
1996 |
2000 | ||
мужчины |
женщины |
Мужчины |
женщины | |
Работать, набираться профессионального опыта |
46 |
54 |
49 |
54 |
Активно пробовать новые виды деятельности |
22 |
26 |
16 |
25 |
Повышать свое образование, переучиваться |
14 |
22 |
16 |
23 |
«Выгодно» выйти замуж, жениться |
2 |
14 |
2 |
8 |
Уехать за границу навсегда, эмигрировать |
3 |
2 |
6 |
3 |
Уехать за границу на временную работу |
15 |
14 |
19 |
20 |
Меня вполне устраивает мое сегодняшнее положение |
20 |
18 |
18 |
24 |
Другое |
3 |
3 |
3 |
2 |
Примечание: общая сумма ответов в таблице превышает 100%, так как каждый респондент имел право указать несколько вариантов ответа. [1]
В целом мужчины более ориентированы на эмиграцию, в трудовой же миграции ориентации практически совпадают. У женщин ориентация на временный выезд за рубеж для работы встречается почти в 7 раз чаще, чем на эмиграцию на постоянное жительство. За 5 лет между опросами произошло явное усиление роли миграции, как временной трудовой, так и на постоянное жительство, в спектре адаптационных стратегий населения, и в частности, женщин. В последнем случае рост составил с 14% в 1996 году до 20% в 2000 году.
Более половины потенциальных мигрантов-женщин ориентируются на краткосрочную или среднесрочную трудовую миграцию - до одного года. Причем около 20% потенциальных мигрантов настроены на миграцию на срок до трех месяцев, то есть на быстрый заработок и возврат домой. Основываясь на подобных предпочтениях, можно рекомендовать странам, осуществляющим миграционное взаимодействие, введение экспериментальных программ легальной краткосрочной трудовой миграции, обеспеченной определенной квотой рабочих виз, специально для женщин. Причем, предлагать такие или подобные программы должна Россия как более заинтересованная сторона. Принимающие страны вряд ли проявят инициативу первыми, хотя и они ищут пути снижения нелегальной миграции. Можно сделать вывод, что созданная нормативно-правовая база и институциональная инфраструктура трудовой миграции на выезд не могут обеспечить цивилизованную реализацию сложившихся миграционных намерений. Результатом этого является практически бесконтрольная деятельность теневых структур, обеспечивающих миграцию, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде маргинализации мигрантов. В особенности эта ситуация характерна для миграции женщин.
2.3 Женская миграция в России и торговля людьми: взаимосвязь проблем.
Принимая во внимание, что открытая секс-работа и околосексуальная занятость обеспечивают большинство миграционных возможностей для молодых женщин, можно утверждать, что в большей своей части женская трудовая миграция является маргинальной сферой трудовых отношений. Нарушения прав человека в этой области являются массовыми и связаны не только с секс-занятостью. Четверть опрошенных женщин отметили, что вся работа за рубежом это - большой риск, еще 43% также ощущают некоторую опасность. 27% считают, что риск не больше, чем при работе в России. Менее 5% опрошенных считают себя защищенными, при выезде за рубеж на работу и почти 60% заявили о своей полной незащищенности. Более 40% опрошенных согласились с тем, что многие женщины, выехавшие на работу за рубеж, попадают в рабские условия. Примерно столько же думают, что это преувеличение. И только около 5% не согласились с этим утверждением.
В случае возникновения конфликтов большинство потенциальных мигрантов (около 70%) надеются на помощь российского консульства в стране въезда. На полицию и другие государственные структуры принимающей страны рассчитывает половина опрошенных, 30% знают о существовании неправительственных организаций и надеются на них; 30% полагаются на друзей, родственников, знакомых; 23% - на независимых юристов, адвокатов; 18% - на своего будущего работодателя. При этом практика показывает, что в настоящее время реальную помощь женщинам-мигрантам, попавшим в кризисную ситуацию за рубежом, оказывают как раз неправительственные и международные организации, в работе которых принцип защиты прав человека является преобладающим по отношению к отстаиванию национальных интересов. Полиция же, миграционные организации, а зачастую - и российские загранучреждения чаще руководствуются узко административными взглядами, с позиции которых отсутствие легального статуса мигранта является основанием для отказа в защите его прав. [1]
В современной России проблема торговли людьми и сам термин впервые "легализованы" на государственном уровне в 1997 году. В 2000 году Россия подписала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (САТОС) и Протокол к ней "О предупреждении, пресечении и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми". Торговля женщинами рассматривается как один из этих основных видов транснациональной организованной преступности, наряду с торговлей оружием и наркотиками.[1]
Хотя проблема торговли людьми близко соприкасается с проблемами нелегальной миграции и контрабандной переправки людей через границы, эти понятия необходимо различать. В принципе торговля людьми допускает использование абсолютно легальных каналов для миграции (как с точки зрения въезда, так и пребывания в стране назначения), более того часто именно легальные каналы и инструменты используются криминальными группами. Такими инструментами являются, например, визовые схемы, используемые некоторыми странами. Заинтересованное в притоке женщин-мигрантов в индустрию развлечений, в начале 80-х годов Японское посольство в Филиппинах ввело так называемую визу работника индустрии развлечений; затем эта практика была распространена на другие страны. Это фактически предоставило легальную базу для секс-миграции. Сегодня такие визы выдаются и россиянам для работы в Японии и Швейцарии. Еще одним легальным визовым инструментом, используемым организаторами торговли для обеспечения законной основы для своего бизнеса, является "виза невесты", существующая во многих странах. Заключение смешанных браков через систему "невест по переписке" - один из каналов торговли женщинами. Во многих случаях невеста подбирается под конкретные экономические функции, осуществляется принуждение, например, к работе на ферме или обслуживанию старых родителей "жениха", одиноких или инвалидов. Фиктивный брак может являться и способом рекрутирования женщин на нелегальную работу в секс-индустрии.
Рассматривая женскую миграцию в рисковые сферы занятости как социальную проблему (т.е. не с точки зрения уголовного наказания, а с точки зрения принятия мер социальной политики), нельзя основываться на принципе "принуждения" и ограничиваться рассмотрением случаев насилия, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Во-первых, применение в международной трактовке понятия торговли людьми принципа принуждения к проституции как проблемообразующего признака, фактически превращает данную проблему в криминальную, уводит ее от социального контекста, который как раз и заключается в том, чтобы найти социальные причины, способствующие секс-занятости, и меры социальной политики, способные ограничить это явление. Во-вторых, часто (например, говоря о работе в сфере развлечений) о добровольности предоставления женщиной секс-услуг можно говорить лишь относительно. Во многих случаях это "вынужденная добровольность", продиктованная установившимся режимом этой занятости, - выбор в условиях, когда нет другого выбора. В-третьих, применение "принципа насильственности" сужает контингент женщин-мигрантов, нуждающихся в особых механизмах защиты прав, например, теми мигрантами, которые были вовлечены в проституцию насильственно.
То есть, виды современной работорговли разнообразны: наём на работу на кабальных условиях, услуги, насилие, сексуальное рабство и другие.
Можно принимать сколько угодно законов против работорговли. Но ни один из них не изменит ситуацию, пока люди не почувствуют социальную защищенность. Возможность получить высокооплачиваемую работу, возможность дать качественное образование своим детям. Эти гарантии они должны получить в своей стране.
2.4 Женщины-мигранты в России.
После пика вынужденной миграции в Россию в начале 1990-х состав миграционных потоков изменился. Теперь это в основном трудовые мигранты. Соответственно женщины, приезжающие в Россию сегодня, отличаются от приезжавших несколько лет назад.
В России наиболее притягательные для жителей СНГ условия для заработков, и, хотя из-за нерациональной миграционной политики женские мигрантские потоки из стран ближнего зарубежья постепенно начинают менять направление своего движения в сторону европейских стран (особенно яркий пример тому — Республика Молдова), все-таки общее советское прошлое, прозрачность границ и другие факторы пока позволяют России сохранять приоритетное положение при выборе женщинами — потенциальными мигрантами страны въезда.
Таблица 2.Возрастно - половой состав мигрантов по Российской Федерации за 2009 год.
Число |
из них | ||||||
в пределах России |
в том числе |
из-за пределов России |
в том числе | ||||
внутри региона |
из других регионов |
из стран СНГ и Балтии |
из других зарубежных стран | ||||
Всего мужчин и женщин |
1 987 598 |
1 707 691 |
941 255 |
766 436 |
279 907 |
270 594 |
9 313 |
в том числе в возрасте: |
|||||||
моложе трудоспособного |
239 300 |
212 903 |
125 239 |
87 664 |
26 397 |
25 181 |
1 216 |
трудоспособном |
1 541 576 |
1 316 049 |
717 897 |
598 152 |
225 527 |
218 633 |
6 894 |
старше трудоспособного |
206 722 |
178 739 |
98 119 |
80 620 |
27 983 |
26 780 |
1 203 |
по возрастным группам, лет: |
|||||||
0 - 5 |
112 524 |
104 294 |
63 119 |
41 175 |
8 230 |
7 500 |
730 |
6 - 13 |
93 477 |
80 723 |
45 077 |
35 646 |
12 754 |
12 378 |
376 |
14 - 17 |
110 560 |
99 310 |
61 268 |
38 042 |
11 250 |
11 045 |
205 |
18 - 19 |
105 896 |
97 481 |
57 546 |
39 935 |
8 415 |
8 282 |
133 |
20 - 24 |
352 654 |
314 264 |
166 075 |
148 189 |
38 390 |
37 770 |
620 |
25 - 29 |
309 055 |
263 940 |
142 101 |
121 839 |
45 115 |
44 063 |
1 052 |
30 - 39 |
354 661 |
287 656 |
155 140 |
132 516 |
67 005 |
64 705 |
2 300 |
40 - 49 |
212 187 |
171 881 |
94 295 |
77 586 |
40 306 |
38 553 |
1 753 |
50 - 54 |
93 667 |
78 275 |
42 100 |
36 175 |
15 392 |
14 717 |
675 |
55 - 59 |
77 151 |
65 097 |
33 817 |
31 280 |
12 054 |
11 533 |
521 |
60 - 64 |
45 389 |
38 767 |
20 510 |
18 257 |
6 622 |
6 297 |
325 |
65 и старше |
120 377 |
106 003 |
60 207 |
45 796 |
14 374 |
13 751 |
623 |
Всего женщин |
1 035 380 |
905 524 |
512 042 |
393 482 |
129 856 |
126 145 |
3 711 |
в том числе в возрасте: |
|||||||
моложе трудоспособного |
116 508 |
104 073 |
61 490 |
42 583 |
12 435 |
11 854 |
581 |
трудоспособном |
770 000 |
673 694 |
381 809 |
291 885 |
96 306 |
93 938 |
2 368 |
старше трудоспособного |
148 872 |
127 757 |
68 743 |
59 014 |
21 115 |
20 353 |
762 |
по возрастным группам, лет: |
|||||||
0 - 5 |
54 766 |
50 869 |
30 940 |
19 929 |
3 897 |
3 548 |
349 |
6 - 13 |
45 359 |
39 313 |
21 941 |
17 372 |
6 046 |
5 870 |
176 |
14 - 17 |
57 590 |
52 386 |
32 907 |
19 479 |
5 204 |
5 109 |
95 |
18 - 19 |
62 466 |
58 374 |
35 528 |
22 846 |
4 092 |
4 033 |
59 |
20 - 24 |
195 966 |
178 832 |
102 747 |
76 085 |
17 134 |
16 887 |
247 |
25 - 29 |
159 939 |
141 490 |
79 019 |
62 471 |
18 449 |
18 064 |
385 |
30 - 39 |
167 890 |
139 298 |
76 313 |
62 985 |
28 592 |
27 840 |
752 |
40 - 49 |
95 024 |
77 639 |
42 938 |
34 701 |
17 385 |
16 800 |
585 |
50 - 54 |
47 508 |
39 566 |
20 966 |
18 600 |
7 942 |
7 641 |
301 |
55 - 59 |
40 956 |
33 969 |
17 402 |
16 567 |
6 987 |
6 732 |
255 |
60 - 64 |
24 477 |
20 507 |
10 599 |
9 908 |
3 970 |
3 813 |
157 |
65 и старше |
83 439 |
73 281 |
40 742 |
32 539 |
10 158 |
9 808 |
350 |