Задачи экономического стимулирования инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 20:49, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть экономическое стимулирование инновационного процесса.
Задачи исследования:
рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
проанализировать особенности финансирования инновационного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. .docx

— 56.64 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Тит, лист:

название Вуза исправить,

название кафедры исправить,

вместо проектировал "выполнил"

сделайте титульный лист у Аллы Николаевны.

Зачет в вашем реферате п.1., как он относиться к теме???

В работе совсем почему-то нет цифр.

Нет примеров.

ЕСН уже не существует.

Список литературы мал и некоторые источники устарели.

 

 

Введение

В настоящее время ситуация в России в сфере инновационной деятельности достаточно сложная.

Несмотря на существенное снижение финансирования научных исследований и сокращение численности научных работников, Россия все еще имеет достаточно высокий уровень науки, известные в мире научные школы. Кроме того, в стране накоплен значительный запас нереализованных идей и технологий.

Существует необходимость регулирования и стимулирования инновационной деятельности, с одной стороны, это связано с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, обусловлено ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов.

Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов, органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования, продуктов труда и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть экономическое стимулирование инновационного процесса.

Задачи исследования:

  • рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
  • исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
  • проанализировать особенности финансирования инновационного процесса.

 

1. Задачи экономического стимулирования инновационного процесса

Современный этап экономического развития характеризуется высокими темпами морального устаревания и обновления как выпускаемых промышленностью изделий, так и технологического оборудования. Это означает, что эффект "накопления" производственного потенциала, характерный ранее, начинает играть существенно меньшую роль. На первое место выходит накопление экономических возможностей для непрерывной радикальной модернизации технологического комплекса. Возникает возможность в короткие сроки "догнать и перегнать" технологического лидера, даже если несколько ступеней технологического развития было пропущено.

Развитая система международного разделения труда дает определенную возможность сконцентрировать научные и инженерные усилия на ряде приоритетных "критических" направлениях, обеспечивая развитие других направлений за счет механизмов международного обмена. Такая ситуация наблюдается в электронной промышленности США и Японии. США являются абсолютным лидером в производстве микропроцессоров. Япония лидирует в технологии матричных структур, и США не тратят силы на работы в этом направлении.

Массовое устаревание основных производственных фондов диктует необходимость их ускоренного обновления на новых технологических уровнях. Сохранение технологического отставания может повлечь тяжелые последствия внешнеполитического характера, ослабление международного авторитета и снижение политического влияния, что для России совершенно неприемлемо. Это еще один немаловажный фактор развития инновационной сферы.

Перечисленные особенности не могут не определять государственную инновационную политику России на нынешнем этапе. И руководство России четко ориентируется на инновационный путь развития. Определены фундаментальные составляющие государственной инновационной стратегии: укрепление человеческого потенциала, модернизация производственного комплекса, концентрация усилий на "критических" направлениях развития общественного производства, развитие инновационной инфраструктуры, создание системы стимулов инновационного поведения. Можно констатировать, что инновационная политика вновь становится одним из основополагающих приоритетов государства, для успеха которой необходимо сосредоточиться на следующих направлениях.

В решении задач, связанных с развитием человеческого потенциала, помимо создания необходимых условий для его нормального воспроизводства (материальное обеспечение, медицинское обслуживание, поддержка института семьи и др.) важно особое внимание уделить факторам нематериального стимулирования. Это, прежде всего вопрос социального престижа профессий ученого и инженера. Для многочисленных работников малого инновационного сектора важно знать, что их деятельность небезразлична государству. Решение задач, имеющих вполне четкое экономическое выражение в виде повышения личной отдачи огромного числа ученых и инженеров, в значительной мере зависит от позиции государства. Необходимо уделять внимание проблеме возврата в инновационную сферу значительного количества старых научных и инженерных кадров, вынужденно сменивших профессию. Такие люди являются носителями и хранителями развивавшихся в советское время научных и инженерных школ и направлений.

Задача четырехкратного повышения производительности труда предусматривает радикальную модернизацию всего промышленного комплекса. Инновационная модернизация может быть осуществлена за счет приобретения иностранного технологического оборудования. Вместе с тем резерв модернизации промышленности представляет обладающий значительным потенциалом отечественный машиностроительный комплекс.

Но ему нужны определенный "стартовый импульс", выгодные конкурентные предпосылки. Поэтому задачами государственной инновационной политики на этом направлении должны стать финансовая поддержка машиностроительных предприятий в формах прямого и косвенного финансирования, привлечение в эту сферу частных инвестиций. Необходимо создать условия, позволяющие отечественным предприятиям работать по лизинговым или арендным схемам поставок технологического оборудования.

  Это в свою очередь требует реального доступа предприятий к финансовым ресурсам банковского сектора. Требуется государственное участие в создании системы гарантий и страхования подобных операций.

           Эксплуатация современного технологического оборудования требует наличия высококвалифицированных кадров, что ставит задачу восстановления системы профессиональной подготовки. Такая система должна функционировать не только за счет предприятий, но и с непосредственным участием государства.

Для развития новых областей конкуренции, базирующихся на наукоемких технологиях, необходима значительная концентрация материальных, интеллектуальных, технологических ресурсов на соответствующих направлениях. Их координация возможна лишь при условии направляющей роли государства. Эффективность реализации подобных программ существенно зависит от финансирования, которое должно быть достаточным и своевременным. Оно должно контролироваться, стимулироваться и в значительной степени производиться за счет государства. Немаловажно также обеспечить защиту отечественного производителя наукоемкой продукции от недобросовестной конкуренции на внешних рынках, содействовать продвижению инновационного отечественного продукта, в том числе и политическими средствами.

Развитие инновационной инфраструктуры должно в значительной степени оптимизировать инновационный процесс. Прежде всего, необходимо организовать режим продвижения инновационной разработки от научной идеи до конечного продукта. Поэтому новые элементы инновационной инфраструктуры должны объединять предприятия, работающие на различных фазах инновационного цикла. Необходимо обеспечивать возможность координации усилий многочисленных субъектов инновации и содействовать непосредственному субъекту инновационного процесса с точки зрения решения задач материально-технического снабжения, информационного обеспечения и т. п.

Нужна также схема, при которой интеллектуальный продукт научно-исследовательской или опытно-конструкторской стадии инновационной цепочки может принимать рыночную, товарную форму в виде патента, лицензии или промышленного образца. При этом задача государства - совершенствование норм авторского и патентного права, четкий контроль за их выполнением.

Должен быть налажен механизм финансирования поисковых работ и фундаментальных исследований, результат которых непредсказуем. Он не может принимать товарной формы и не может быть востребован рыночным сектором. Очевидно, что финансирование таких работ - задача государства, как и создание системы нематериальных стимулов, которые также имеют большое значение с точки зрения мотивации инновационного поведения.

 

2. Финансирование инновационных проектов как движущая сила устойчивого развития экономики в России

В России до 1990-х гг. инновационная деятельность велась в основном в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством бюджетного финансирования и планирования. В условиях кризиса отечественной экономики особое значение приобретает развитие малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности. Причины понятны: именно малые предприятия наиболее мобильны, это проще адаптирующиеся предпринимательские структуры, так как из-за ограниченности ресурсов малые предприятия вынужденно ориентированы на ускоренную разработку и способны быстрее, чем крупные предприятия, перестраивать производство и внедрять инновации. Однако следует не забывать, что у крупных предприятий больше возможностей.

В современных условиях фактором экономического роста являются инновации, которые воздействуют на структуру производства и упрочняют экономическую и социальную обстановку в стране. На данный момент времени положение инновационной сферы в нашей стране достаточно противоречивое. Серьезных технологических новшеств не наблюдается, малый бизнес тяжело воспринимает нововведения, в частности технологические.

Инновация – это новшество, нововведение, которое в рамках действующей системы оказывает влияние на эффективность, повышая ее. Выделяют две важнейшие характеристики инновации – новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем, научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос.

Под воздействием определенных внешних и внутренних факторов возникает необходимость в инновациях. Т.к. именно инновации способствуют развитию технологической и хозяйственной стороны предприятия.

Инновационная деятельность представляет собой комплекс научных, технологических, финансовых, организационных мероприятий, которые в совокупности приведут к инновациям. Инновационная деятельность должна разрабатываться отделом планирования, с помощью которого определяются цели, задачи и направления инновационного процесса и пути их достижения.

К основным целям инновационного менеджмента относят: разработка планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за разработкой новой продукции, услуг и технологией их внедрения, рассмотрение программ создания новой продукции, услуг и технологий, проведение единой инновационной политики, обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности. Зачастую, на предприятиях основным направлением инновационной деятельности служит разработка и выпуск новых видов продукции.

Основной важной проблемой инновационной деятельности в России является проблема финансирования. Эта одна из основных причин низкой инновационной активности российских компаний.

В настоящее время в России сложилась весьма сложная ситуация, связанная с финансированием инновационной деятельности. Каждое развивающееся предприятие приходит к выводу, чтобы не разориться, необходимо производить новую продукцию, но выпуск новых изделий требует крупные затраты. Однако большинство организаций не имеют достаточного финансового обеспечения, поэтому не могут самостоятельно заниматься научными разработками, следовательно, приходится искать другие источники финансирования инновационной деятельности. И здесь российские компании сталкиваются с очередной проблемой. Впрочем, в последние годы государство  проинвестировало несколько проектов, но, пока что трудно говорить о больших положительных результатах.

С каждым годом значимость инновационной деятельности предприятия повышается, и, как следствие, многие компании ставят себе цель ее реализовать. Однако, одним из факторов торможения роста инновационной активности российских компаний является финансирование. В ниже представленной таблице приведены основные показатели инновационной деятельности за 2009-2012 гг.

Основные показатели инновационной деятельности

 

2009

2010

2011

2012

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), процентов

9,3

9,5

10,4

10,3

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, процентов

7,7

7,9

8,9

9,1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. рублей

20711959,3

25794618,1

33407033,4

35944433,7

в том числе инновационные товары, работы, услуги, млн. рублей

934589,0

1243712,5

2106740,7

2872 905,1

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг  в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов

4,5

4,8

6,3

8,0

Затраты на технологические инновации, млн руб.:

в фактически действовавших ценах

в постоянных ценах 2000 г.

399122,0

 

 

114999,7

400803,8

 

 

101124,6

733815,9

 

 

160298,7

904560,8

 

 

182117,2

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов

1,9

1,6

2,2

2,5

Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, процентов

3,2

3,2

3,3

3,0

Информация о работе Задачи экономического стимулирования инновационного процесса