Законы спроса и предложения. Равновесная цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:52, доклад

Краткое описание

Поведение покупателей определяет объем спроса на товар, ведущая роль, в формировании которой принадлежит цене. Обратная зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести, носит название закона спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот. Изменение количества товара, которое покупатели могут приобрести, от изменения цены этого товара называется изменением величины спроса. Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность приобрести товар.

Вложенные файлы: 1 файл

Elastichnost_i_ravnovesie.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Законы спроса и предложения. Равновесная цена.

    Эффективность  экономики рыночного типа во  многом определяется способностью  рыночной системы к саморегулированию.

Рыночное саморегулирование - это автоматическое взаимодействие спроса и предложения, конкуренция на формирование цен, объемов производства и продаж, уровень потребления, эффективность производства, качества работы.

   Результатом такого  саморегулирования рыночной экономики  является её равновесное состояние,  которое обеспечивает балансом  двух противоположных сил: спроса и предложения, с одной стороны и рыночных цен с другой.

Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени  при всех возможных ценах на этот товар.

Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы или производители за определенный промежуток времени, при всех возможных ценах на этот товар.

Равновесная (рыночная) цена - это цена, устанавливаемая на товар  в результате взаимодействия спроса и предложения.

          Поведение покупателей определяет  объем спроса на товар, ведущая  роль, в формировании которой  принадлежит цене. Обратная зависимость  между ценой товара и его  количеством, которое покупатели  хотят и могут приобрести, носит  название закона спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот. Изменение количества товара, которое покупатели могут приобрести, от изменения цены этого товара называется изменением величины спроса. Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов кроме цены, называется изменением спроса.

    К внеценовым  факторам относятся качество продукции, изменение вкусов, изменение доходов населения.

Прямая связь между  ценой товара и объемом товарного  предложения, при прочих равных условиях, носит название закона предложения

 Суть этого закон  состоит в том, что при прочих  равных условиях количество предлагаемого товара тем выше, чем выше цена товара.

Объем предложения -это то количество товаров, которое продавец в определенный период времени поставляет на рынок при данном уровне цен.

        Кроме  цены на предложение оказывают  влияние и другие факторы: государственное вмешательство, изменение издержек, изменение численности производителей, форс-мажорные обстоятельства. В этом случае говорят об изменение предложения.

    На рынке происходит  непрерывное соприкосновение интересов  продавцов и покупателей. Если при этом они не изменяют своего экономического поведения, значит имеет место ситуация рыночного равновесия. Такая ситуация предполагает, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести по данной цене, постепенно совпадает с количеством товара которое продавцы готовы и могут предложить по этой же цене. Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление.

 

5.2. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения

    Для  углубления понимания процесса  приспособления рынка к изменению  спроса и предложения исследуем  понятие эластичность.

Эластичностью называется мера реакции одной величины на изменение другой

    Эластичность  отражает зависимость между спросом  и ценами и предложением и  ценами, она характеризует быстроту  реакции спроса или предложения  и изменение цен. Эластичность  спроса по цене показывает, насколько  изменится в процентном отношении  величина спроса на товар при изменении цены. Эластичность спроса по цене определяется формулой:

   EP=%dQ/%dP

 где %dQ - процентное  изменение объема спроса, %dP - процентное  изменение цены товара. Если изменение  цены не влияет на объем  спроса, в сторону как его увеличения, так и уменьшения, то спрос называется совершенно неэластичным (Ep=0).

   Спрос  считается совершенно эластичным, если его объем равен нулю  при более высоких ценах, чем  данная и имеет предел при  этой же или более низкой  цене (Ep=бесконечность). Единичной эластичностью спроса в том случае, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1% (d). На эластичность спроса по цене могут оказывать влияние следующие факторы:

  • наличие товара заменителя
  • удельный вес товара в потребительском бюджете
  • степень насыщения потребностей
  • доступность товара

    Спрос  белее эластичен как правило  в долгосрочном периоде и менее  эластичен в краткосрочном. Эластичность  предложения по цене показывает  насколько производство той или  иной продукции реагирует на изменение цены. Формула расчета эластичности предложения имеет следующий вид:

     ES=%QS*%P

    Важнейшим  фактором влияющим на эластичность  предложения является время. Для  объяснения этого выделяют три  временных периода:

  • мгновенный
  • кратковременный
  • долгосрочный

    В  мгновенном периоде производитель  не в состоянии среагировать  на изменение цены и предложение,  поэтому, совершенно не эластично  (ES0). В краткосрочном периоде возможно  изменение объема производства  до определенного предела. В  целом же предложение не эластично (ES<1). В долгосрочном периоде предложение может быть эластичным, так как производитель в состоянии среагировать на изменение цены (ES>1). Если же увеличение объема производства происходит без изменений со стороны установившейся цены, то говорят об абсолютно эластичном предложении (ES=бесконечность). Для оценки эластичности спроса может быть использована не только цена, но и другие переменные, например, доходы потребителей. Эластичность спроса по доходу это отношение изменения спроса на товар к изменению доходов покупателей. Следуя этому показателю, товары можно отнести к двум категориям:

  • нормальные
  • низкокачественные

 Среди товаров  нормального качества различают: 

товары первой необходимости (0<E<1)

товары второй необходимости (E>1)

предметы роскоши

 На низкокачественные  товары спрос, как правило,  уменьшается с увеличением дохода (E<0).


Информация о работе Законы спроса и предложения. Равновесная цена