Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение законов спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- дать понятия спроса на рынке и показать его динамику и основные тенденции;
- изучить ценовые и неценовые факторы, влияющие на величину спроса и предложения;
- охарактеризовать взаимосвязь спроса и предложения и его роль в механизме достижения рыночного равновесия;

Вложенные файлы: 1 файл

Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены.doc

— 854.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Кафедра финансов, кредита и мировой экономики

Учебная дисциплина: Экономическая теория

 

 

Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

Введение

С точки зрения классической политической экономии рынок - это отношения обмена между производителями и потребителями, в результате которых произведенные товары меняют своего владельца и переходят в сферу потребления, а рыночная цена - это денежная форма меновой стоимости товара, внешнее, поверхностное проявление стоимости, то есть общественно-необходимых затрат труда на производство товара.

С точки зрения микроэкономики, рынок - это механизм взаимодействия основных микроэкономических субъектов - потребителей и фирм, благодаря которому происходит реализация хозяйственных решений и их оптимизация.

Потребители на рынке выступают как покупатели, а фирмы  как продавцы товаров и услуг. Поведение покупателя описывает категория «спрос», поведение продавца категория «предложение». Рыночная цена определяется как результат сложного взаимодействия продавцов и покупателей.

Уровень рыночной цены отражает не только издержки производства, которые выступают определяющим фактором предложения, но и влияние многих факторов, которые формируются на стороне спроса. Важнейшую роль для спроса играет субъективно-психологическая оценка потребителем

полезности блага, которая на рынке проявляется как ценность товара.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский учёный - экономист Альфред Маршалл(1842-1924)[8] Именно А. Маршал к характеристике совместного влияния факторов спроса и предложения на создание рыночной цены применил образную характеристику «лезвий ножниц», отметив, что можно на равных основаниях спорить о том, чем регулируется рыночная цена, полезностью или издержками производства, как и о том, какое лезвие ножниц разрезает лист бумаги - верхнее или нижнее. [8]

Таким образом, цена выступает как сложная функция спроса и предложения. Но с другой стороны, цена сама влияет на величину спроса и предложения, ее движение меняет как объемы спроса, так и объемы предложения, то есть спрос и предложение выступают как функции цены.

Итак, три составляющие рынка:  спрос, предложение, цена - тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга, формируя рыночный механизм саморегулирования.

Изучение спроса и предложения на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании организаций. Постоянное отслеживание спроса и предложения и способность моментально реагировать на малейшие их изменения  – все это предопределяет выживание и успешную работу организации. Сейчас для любой фирмы важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и предложение, а также как они изменяются с течением времени.  В условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом.

Таким образом, тема исследования курсовой работы представляется весьма актуальной на современном этапе развития экономики.

Объектом исследования курсовой работы являются теоретические основы микроэкономики.

   Предметом исследования - механизм взаимодействия спроса и предложения в системе рыночной экономики.

 Целью курсовой работы  является изучение законов спроса  и предложения и их роль  в установлении равновесной рыночной  цены. 
          Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- дать понятия спроса  на рынке и показать его  динамику и основные тенденции;

- изучить ценовые и  неценовые факторы, влияющие на  величину спроса  и предложения;

- охарактеризовать взаимосвязь  спроса и предложения и его  роль в механизме достижения рыночного равновесия;

- исследовать виды и  изменения рыночного равновесия, дать понятия мгновенного, краткосрочного  и долгосрочного равновесия;

- изучить эффекты, сопутствующие  под влиянием изменения цен и доходов

Глава 1. Содержание и характеристика спроса и предложения на   рынке

1.1. Спрос и его изменение. График спроса

 Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.

Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара из имеющихся у него средств, предназначенных для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, которые находятся в рамках «доступного» диапазона.

Из такого определения следует, что спрос на товар (услугу) зависит от цены. Покажем эту зависимость при помощи таблицы 1 на примере йогурта:

Таблица 1

Изменение спроса на цену

Цена за одну упаковку руб.

Величина спроса за неделю шт.

5

1

4

2

3

4

2

7

1

11


 

Как видим, уменьшение цены на 1 упаковку йогурта приводит к

увеличению спроса на него. Изобразим графически (Рис.1).

Рис. 1. Кривая спроса

Кривая спроса (Рис. 1) - отношение между рыночной ценой товара денежным выражением спроса на нее.

Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удается продать за определенное время по ценам данного уровня.

Она имеет отрицательный наклон, что демонстрирует обратную зависимость между двумя переменными - цене за единицу товара Р и объемом его продаж Q. Причем каждая дополнительная покупка однородного товара показывает снижение его предельной полезности. Это свидетельствует о том, что закон спроса действует одновременно с законом убывающей предельной полезности экономических благ.

Если цена товара увеличивается от 1 руб. до 5 руб., объем продаж сокращается. Любой точке на кривой спроса соответствует определенное значение двух переменных Р и Q.

Движение по кривой спроса из одной точки в любую  другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение, то есть объема продаж.

Может быть и так, что кривая спроса не меняется, не перемещается в ту или иную сторону. Это означает, что спрос не изменился. В этом случае изменение цены влияет только на объем продаж товаров, но не на спрос.

Кривая спроса иллюстрирует лишь изменение соотношения цен и объема продаж в чистом виде, абстрагируясь от неценовых факторов (субъективных взглядов покупателей, моды и т.д.). Однако в рыночном хозяйстве решающее значение имеют ценовые факторы, поэтому абстрагирования от неценовых факторов вполне допустимо.

Ни данные таблицы, ни кривая индивидуального спроса не дают ответа на вопрос, какая цена в указанных вариантах является рыночной. Они только показывают, как изменяется величина спроса при изменении цены, а все другие факторы остаются неизменными. И цифровое, и графическое изображение указывают на обратную связь между величиной спроса на товар и ценой этого товара. Это означает, что увеличение цены на любой товар

приводит к уменьшению величин спроса на него, и наоборот, уменьшение

цены будет способствовать повышению спроса.

          Итак, кривая спроса представляет собой отрицательную зависимость между величиной спроса и ценой. Подобная отрицательная зависимость объясняется законом спроса. 

Закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, и наоборот.

        Закон спроса объясняется действием трех эффектов:

  1. эффект дохода: при повышении цены товара доля расходов потребителя на покупку данного товара растет (при постоянном доходе потребителя), и потребитель снизит объем спроса 
  2. эффект замещения: при повышении цены товара потребитель будет искать товары-заменители для данного товара, и снизит объем спроса на данный товар 
  3. эффект убывающей предельной полезности: с увеличением объема потребления товара предельная полезность каждой последующей единицы товара для потребителя падает, поэтому каждую последующую единицу блага потребитель купит по меньшей цене.
      1. Изменения спроса и величины спроса.

 

        При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

        Итак, спрос – это желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. 

      Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.

Величина спроса – это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево – уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов.

 Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике (рис. 1.1.1) подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

             Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

Рис 1.1.1 Изменение спроса [19]

 

  •  — Цена
  •  — Объем спроса
  •  — Кривая спроса

 

1.1.2  Неценовые факторы спроса.

 

         Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса.  
          Рассмотрим неценовые факторы спроса, то есть параметры, влияющие на объем покупок потребителя и вызывающие сдвиг его кривой спроса. ( Рис. 1.1.2)   

Рис.1.1.2 Изменение объема спроса при неизменной цене [1;30]

P - цена за единицу

Q - объём продаж товара

   

Среди наиболее значимых неценовых факторов экономисты выделяют:

              1. Вкусы и предпочтения потребителей.

 Например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах - сдвиг кривой спроса вправо (Рис. 1.1.2).

              2.  Доходы потребителей.

Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. ( Рис. 1.1.2)   Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос, в результате кривая спроса смещается влево. (Рис 1.1.2)

   3. Количество потребителей на рынке. 

С увеличением числа покупателей спрос растет, кривая спроса смещается вправо, с уменьшением - влево при прочих равных условиях. Например, рост рождаемости увеличит сначала спрос на пеленки, игрушки, детское питание, затем - возрастет спрос на школьную форму, учебники и т.д.  При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

          4.  Ожидание потребителей.

 Ожидания изменения цен является фактором спроса, который приобретает особую актуальность в условиях инфляции. Ожидания повышения цен в будущем приводят к росту спроса в текущем периоде при прочих равных условиях, кривая спроса смещается вправо, и наоборот - при условии ожидания предстоящего снижения цен. Подобной будет реакция потребителей в ожидании будущего изменения доходов: текущее потребление и спрос увеличат те из них, кто ожидает их повышения, и уменьшат те, кто ожидает снижения доходов.

Информация о работе Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены