Занятость и безработица в россии: Характеристика и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Цель работы - раскрыть причины и сущность безработицы в сегодняшних условиях, рассмотреть основные особенности занятости и безработицы, предложить пути решения в области содействия занятости населения.
В ходе выполнения курсовой работы были использованы комментарии Правительства Российской Федерации, материалы Российской газеты, нормативные и законодательные акты.

Содержание

Введение
3
1. Занятость граждан
5
1.1. Понятие и виды занятости
5
1.2. Формы нетипичной занятости
6
1.3. Неполная занятость
7
1.4. Заемный труд
9
1. Безработица
13
1.1. Сущность безработицы
13
1.2. Формы безработицы
13
3. Регистрация безработных граждан
17
3.1. Признание гражданина безработным
17
3.2. Первичная регистрация безработных граждан
18
3.3. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы
19
3.4. Регистрация граждан в качестве безработных
20
3.5. Перерегистрация граждан, признанных безработными
22
3.6. Снятие безработных граждан с регистрационного учета
23
4. Меры по стабилизации ситуации на рынке труда
25
Заключение
27
Список использованной литературы
30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа(макроэкономика).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Из изложенного следует, что целью обращения безработного гражданина в учреждение службы занятости является поиск для него подходящей работы. Обеспечение безработного гражданина такой работой является первоочередной и главной задачей указанного учреждения. Регистрация гражданина в качестве безработного может последовать только в случае, если он не будет в определенный срок трудоустроен по направлению учреждения службы занятости.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство РФ постановило установить на 2013 год минимальную величину пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальную величину пособия по безработице в размере 4900 рублей

3.2. Первичная регистрация безработных граждан

 

Такая регистрация  осуществляется в целях учета  общей численности безработных  граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам занятости. Этим гражданам  предоставляется следующая информация:

о состоянии  рынка труда на соответствующей  территории;

о наличии вакантных  рабочих мест (должностей, об оплате и других условиях труда с целью  выбора или работы;

о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

о порядке и  условиях регистрации в целях  поиска подходящей работы, регистрации  и перерегистрации в качестве безработных;

о правах и ответственности  в области занятости населения  и защиты от безработицы.

В связи с  изложенным следует отметить, что на данном этапе регистрации безработного гражданина ему со стороны учреждения службы занятости никаких конкретных предложений не делается. Его пока еще только информируют о состоянии рынка труда и тех возможностях, которые перед ним откроются, если он будет зарегистрирован в дальнейшем в целях поиска подходящей работы, а затем зарегистрирован в качестве безработного, если на этапе поиска для него подходящей работы он не будет трудоустроен.

Первичная регистрация  осуществляется со слов обратившегося  в учреждение службы занятости гражданина, предъявления им каких-либо документов не требуется. Учреждением службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество гражданина, адрес его места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной ему информации.

 

3.3. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы

Такая регистрация  осуществляется учреждениями службы занятости  по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми для регистрации документами.

Граждане представляют справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние  три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют:

паспорт или  иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Что касается граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), то они предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и документ об образовании.

После принятия учреждением службы занятости решения  о регистрации безработного гражданина в целях поиска подходящей работы на него оформляется личное дело.

Учреждение  службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в  целях поиска подходящей работы должно по возможности предложить ему два  варианта подходящей работы, включая  работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Оказание безработным  гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждения службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).

Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, в случае ее отсутствия может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждения службы занятости.

 

3.4. Регистрация граждан в качестве безработных

Безработными  признаются учреждением службы занятости  граждане, которые:

трудоспособны;

не имеют  работы и заработка (дохода);

зарегистрированы  в целях поиска подходящей работы;

ищут работу и готовы приступить к ней;

не трудоустроены  учреждением службы занятости в  течение 10 дней со дня их регистрации  в целях поиска подходящей работы.

Датой регистрации  гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждением  службы занятости решения о признании его безработным.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждения службы занятости о признании  гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня  его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для того, чтобы  быть зарегистрированным в качестве безработного, гражданин в установленный  ему день является в учреждение службы занятости и предлагает следующие  документы:

паспорт или  иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

При необходимости  гражданин представляет дополнительную или уточненную справку о среднем  заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.

Граждане, впервые  ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и  документ об образовании. Что касается инвалидов, то они в дополнении к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы. Отметим, что учреждение службы занятости имеет право проверять подлинность предоставленных ему документов.

Гражданин, претендующий на то, чтобы его зарегистрировали в качестве безработного, должен иметь  в виду, что не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных  граждане:

отказавшиеся  в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся  без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в  целях поиска подходящей работы в  органы службы занятости для предложения  им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные  по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Также не могут  быть признаны и зарегистрированы в  качестве безработных граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет.

В случае отказа гражданину в регистрации его  в качестве безработного, учреждение службы занятости устно или письменно  обязательной отметкой в личном деле уведомляет его о принятом в отношении него решении и причинах отказа. Этот гражданин имеет право на повторное обращение в учреждение службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного. При таком обращении гражданину не надо повторно проходить этапы первичной регистрации и регистрации в целях поиска подходящей работы.

 

3.5. Перерегистрация граждан, признанных безработными

 

Граждане обязаны проходить перерегистрацию в качестве безработных в сроки, установленные им учреждением службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда - не реже одного раза в месяц.

На безработных  граждан также возлагается обязанность активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок перерегистрации, информировать учреждение службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

Установлено, что в случае явки безработного гражданина на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, факт опьянения устанавливается работниками учреждения службы занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением. Однако не установлено, к каким последствиям может привести для гражданина явка в учреждение службы занятости в состоянии опьянения. Тем не менее, очевидно, что в этот день ему будет отказано в приеме. Если же гражданин явится в таком состоянии в учреждение службы занятости в назначенное ему для приема время, то это может рассматриваться как нарушение им установленного порядка перерегистрации.

 

3.6. Снятие безработных граждан с регистрационного учета

 

Снятие безработных  граждан с регистрационного учета  осуществляется учреждениями службы занятости в следующих случаях:

признания в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о занятости  населения граждан занятыми;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;

неявки без  уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях  поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения  им подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;

длительной (более  месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

переезда в  другую местность;

установления  злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

осуждения к  наказанию в виде лишения свободы;

назначения  в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных  граждан с регистрационного учета  осуществляется на основании решения  учреждения службы занятости.

 

 

 

 

 

4. Меры по стабилизации ситуации на рынке труда

 

В условиях кризисных  явлений в экономике в России были реализованы меры, позволившие стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе, по двум направлениям:

  1. Реализуемые по Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
  2. Оперативные антикризисные меры по сохранению занятости населения в рамках региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 за счет субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

В течение 2012 года ситуация на рынках труда субъектов Российской Федерации развивалась неравномерно, в одних регионах регистрируемая безработица оказалась ниже прогнозируемой, в то время как в других выше.

Информация о работе Занятость и безработица в россии: Характеристика и динамика