Занятость и безработица населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсовая.docx

— 99.91 Кб (Скачать файл)

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

·  стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;

·  поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

-  экономическое стимулирование молодежной занятости;

-  создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

-  создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. 

3.2 Политика государства в отношении регулирования занятости

Для решения проблем занятости населения государство планирует:

-  развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

- введение системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда;

- обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства;

-дальнейшее развитие системы  непрерывного образования, включая  внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения, поддержку опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения;

- расширение структуры и видов общественных работ, условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественного состава безработных и социально - экономических потребностей регионов;

-  развитие гибких форм занятости (например, надомный труд);

- реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице, разработку мер, способствующих активному поиску работы, участию в общественных работах и профессиональной подготовке. При определении минимального размера пособия по безработице отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

- осуществление мер по усилению социальной защиты работников, работающих в режиме неполного рабочего дня (недели) или находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства;

-  внедрение в практику социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников, временных изменений условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию, дополнительные социальные льготы для увольняемых. 

Таким образом, главная задача сейчас — оказание помощи тем, кто ищет работу, содействие в их трудоустройстве. Этому должны служить и меры по переподготовке, и создание новых рабочих мест, и государственная поддержка малого предпринимательства и самозанятости, и организация общественных работ.

Значение и важность последних возрастут с принятием нового закона об изменениях закона «О занятости населения РФ», законе, проект которого в настоящее время представлен на рассмотрение Государственной Думы. В законопроекте предусматривается принудительное направление безработных граждан, впервые ищущих работу или уволенных по собственному желанию, на общественные работы. При этом в 2 раза снижается максимальный размер пособий по безработице и с 12 до 6 месяцев сокращается период выплаты пособий для молодежи. Максимальный же размер пособия по безработице в Нижегородской области не может превышать размер средней месячной зарплаты, складывающейся по районам и городам области. А пособие по безработице граждане, уволенные по собственному желанию, могут получить лишь по истечении двух месяцев со дня их регистрации в службе занятости населения.

Важнейшим условием реализации эффективной политики занятости населения на рынке труда является становление и развитие социального партнерства.  Формирование системы партнерских отношений, в полной мере отвечающих требованиям рынка труда, достаточно сложная проблема, что подтверждается и мировым опытом. Создаваясь в течение достаточно длительного периода, система социального партнерства в странах с развитой рыночной экономикой представляет собой широкий комплекс мер, регулируемых специальным законодательством, и охватывающий не только сферу трудовых отношений, но и иные области, где интересы различных групп пересекаются в одной сфере.

Что касается отечественной практики, то еще в 1991 г. была официально признана необходимость сотрудничества представителей ассоциаций работодателей, профсоюзов, органов занятости и общественных организаций в интересах регулирования рынка труда и своевременного разрешения противоречий в социально-трудовой сфере. Это нашло отражение в соответствующих указах Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (1991 г.), постановлении Правительства РФ №103 «О Российской Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1992 г.), в законе «О занятости населения. РФ» и других законодательных актах.

В декабре 1999 г. было принято «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000— 2001 гг.». В нем отмечается, что необходимая основа для решения проблем занятости — эффективное развитие экономики, увязка мер социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения при разработке годовых и среднесрочных программ социально-экономического развития РФ. Для достижения этого необходимо осуществление следующих мер:

-разработать и использовать  экономические рычаги обеспечения функционирования эффективно действующих рабочих мест и создания новых (в том числе и в сфере малого и среднего бизнеса);

- предусмотреть в Федеральной программе содействия занятости населения на 2000—2001 гг. активную политику занятости как приоритетное направление хозяйственной деятельности

- считать одним из важнейших критериев оценки инвестиционных проектов - создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся;

-обеспечить занятость работников и их профессиональную подготовку, а также разработать планы развития персонала организаций;

-предусмотреть решение вопросов временной, сезонной занятости учащихся и студентов, трудоустройства выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

-усилить работу по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных отраслях и регионах;

-добиться предотвращения застойного характера безработицы и не допустить превышения общего уровня безработицы.

В современных условиях в силу ряда субъективных и объективных причин (незавершенность формирования субъектов трудовых отношений, их обособленность друг от друга и прежде всего от государства, незрелость рыночных отношений, сложная политическая ситуация и т.д.) процесс развития социального партнерства сопряжен с определенными трудностями. Для того, чтобы вывести его на уровень, соответствующий рыночной экономике, необходимо взаимодействие трех основных относительно независимых сил:

- рабочего движения (представленного профсоюзами, органами рабочего самоуправления и другими организациями, отстаивающими интересы лиц наемного труда);

-работодателей (директорат предприятий госсектора, предприниматели коммерческих и иных структур, осуществляющих найм рабочей силы);

-органов местного самоуправления, осуществляющих региональную политику занятости.

Возможность трехстороннего партнерства на рынке труда будет зависеть от степени обособленности работодателей (интересы которых в большинстве своем в настоящее время по-прежнему выражают не ассоциации из представителей работодателей, а государственные структуры (министерства, концерны) как в организационном, так и в социально-экономическом плане).

Действительно, формирование полноценной системы социального партнерства позволило бы осуществлять эффективное воздействие на занятость, аналогичное сложившемуся в развитых странах, где деятельность региональных структур службы занятости предусматривает обязательное участие в ней представителей всех партнерских сторон по рынку труда. Так, в Италии в состав этих органов входит по 4 представителя от работников и работодателей; в Германии и Франции такое же паритетное представительство сторон.

Аналогичный подход к функционированию органов регулирования занятости имел место и в период НЭПа. Так, с начала деятельности бирж труда им был придан общественный характер: к их работе привлекались представители профсоюзов, женских и молодежных организаций, а также безработные граждане. Последние создавали свои контрольные группы, следившие за правильностью найма рабочей силы. Эти представители имели права и обязанности членов комитета бирж труда. Таким образом, практическая значимость социального партнерства в решении проблем регулирования занятости на территориальном уровне подтверждается историческим опытом России.

Проблема занятости - это общеэкономическая проблема, решение которой возможно лишь в рамках общей государственной программы, где показатель занятости должен фигурировать наравне с общепринятым критерием экономической эффективности. Именно социальные показатели, в том числе характеризующие безработицу, должны стать критериями успешности проведения экономических реформ.

Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе.

Для обеспечения полной, продуктивной и свободной занятости необходимо осуществление инвестиционной, финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.

Минтруд России, Минэкономразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ исходя из отраслевых и региональных приоритетов разрабатывают генеральную схему, а также отраслевые и региональные программы воспроизводства, сохранения и создания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда.

В них предусматриваются меры по улучшению использования имеющихся рабочих мест, развитию малых предприятий, соединению материальных и трудовых ресурсов на основе льготной аренды производственных объектов, в том числе входящих в состав мобилизационных мощностей. Ликвидация неэффективных рабочих мест сочетается с их созданием, профессиональной подготовкой и трудоустройством высвобождающихся работников в развивающихся отраслях и регионах.

Информация о работе Занятость и безработица населения