Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:05, курсовая работа
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Новые рабочие места с высоким заработком открываются на основе определения приоритетных направлений развития экономики и потенциала регионов в интересах стабилизации рынка труда, особенно в районах со сложным социально-экономическим положением и экстремальными условиями. Вводится обязательная экспертиза федеральных инвестиционных проектов в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации по критерию обеспечения сохранения и увеличения новых рабочих мест.
Федеральные органы активно участвуют в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и ВПК; а также в регулировании высвобождения в тех регионах, где из-за структурных особенностей или изменений государственной экономической политики складывается острая ситуация с занятости для изменения которой местных усилий недостаточно.
Разработаны критерии отнесения регионов к критический по состоянию рынка труда с учетом масштабов закрытия или перепрофилирования производств, объемов высвобождения и других факторов, а также механизм оперативного перераспределения средств фонда занятости для создания федеральное резерва на случай возникновения критических ситуаций на рынке труда.
Критериями массового высвобождения работников являются:
1. Ликвидация предприятия с численностью работаю 15 человек и более.
2. Сокращение численности работников предприятия:
-50 человек и более в течение 30 календарных дней;
-200 человек и более в течение 60 календарных дней;
-500 человек и более в течение 90 календарных дней.
3. Увольнение 1% общего числа
работающих в течение 30 календарных
дней в регионе с общей
Органы исполнительной власти в период массового высвобождения анализируют состояние рынка труда, организуют экспертизу финансов предприятий, играют роль посредника в конфликтных ситуациях между администрацией и профсоюзами предприятиях, проводящих массовое высвобождение, оказывают таким предприятиям помощь в виде льготных кредитов,cyбсидий, отсрочки платежей по налогам и др. По предложению службы занятости и профсоюзных органов они могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение работодателей' массовом высвобождении.
В критических ситуациях проводится поэтапное высвобождение или полная его приостановка, сокращение рабочего времени без уменьшения численности работников; вводятся компенсационные выплаты.
Если сокращение персонала предприятий с государственной формой собственности в связи со структурными изменениями производства за год превышает 10% общего количество работающих, то разрабатывается социальный план с участив органов службы занятости. Он должен предусматривать мер по осуществлению опережающей целевой профессионально переподготовки работников, подлежащих высвобождению, трудоустройству, обеспечению временной занятости, а также другие действия, направленные на социальную защищенность работников, сохранение квалифицированного кадрового потенциала.
При продаже предприятий в условиях конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест, если предприятия являются градообразующими. К ним отнесены предприятия
-на которых занято не менее 30% общего числа работающих на территории города (поселка);
-имеющие на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).
Органы исполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы с учетом возможности социальной поддержки безработных, смягчения последствий длительной (более одного года) безработицы и при его повышении осуществляют специальные меры по ограничению ее роста.
В качестве одного из самых доступных видов увеличения занятости используются общественные работы.
Общественными работами признаются виды трудовой деятельности, не требующей, как правило, предварительной профессиональной подготовки, имеющей социально полезную направленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Они организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности.
Органы исполнительной власти и службы занятости в регионах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового высвобождения работников разрабатываются территориальные (районные, городские) программы организации общественных работ и временных рабочих мест. Органы службы занятости информируют граждан о видах организуемых общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, направляют их в организации для выполнения общественных работ. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице и состоящие на учете в органах службы занят свыше шести месяцев.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает трудовой договор на срок до шести месяцев. На занятых на общественных работах распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Оплата производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда. Производится доплата заработку в размере причитавшегося этим гражданам nocoбие по безработице за счет средств фонда занятости.
Финансирование общественных работ осуществляется счет средств предприятий, в которых организуются эти работы; при необходимости привлекаются средства субъектов РФ, фонда занятости.
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют целенаправленные меры по организации общественных работ, созданию специализированных предприятий для их проведения предоставляют льготы по налогам предприятиям, активно действующим организации общественных работ.
На принципах общественных работ реализуется совместна (Минтруд России, Госстрой России, Дорожный фонд) программа по строительству автомобильных дорог. Деньги фонда занятости, предназначенные для пособий безработным, перечисляются в строительную фирму, которая выполняет общее венные работы.
В рамках программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, организуется обучение незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Направление на учебу осуществляется органами по труду, занятости, образования и другими организациями поддержки предпринимательства. Финансирование обучения незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, производится счет средств фонда занятости населения, находящихся в распоряжении региональных органов службы занятости, а других граждан — за счет средств предприятий, организаций, фондов поддержки малого предпринимательства, личных средств граждан других источников.
В целях оптимизации рынка труда государство регулирует взаимоотношения между работниками и работодателями по вопросам занятости независимо от форм собственности и хозяйствования. Так, оказывается содействие в подборе подходящей работы, правовая защита от необоснованного отказа в приеме на работу, действуют гарантии занятости для особо нуждающихся в социальной защите путем установления квот приема на работу, обучения по специальным программам, реализации программ занятости, введения особых режимов труда и отдыха.
Законодательно установлена поддержка неконкурентоспособных граждан: молодежи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, инвалидов, женщин, беженцев, бывших заключенных.
Работодатель обязан принимать на работу:
• выпускников общеобразовательных, образовательных учреждений профессионального образования;
• лиц, моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы (сирот и др.), направляемых органами службы занятости в порядке трудоустройства.
Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или договоров о подготовке специалистов, заключенных образовательными учреждениями и работодателями.
Работодатели содействуют занятости на основе инвестиций в крупное производство, развитие мелкого бизнеса. В коллективные договоры, включаются и работодателями осуществляются мероприятия по обеспечению занятости:
-сокращение рабочего времени без сокращения численности;
-льготы и компенсации, предоставляемые сверх установленных законодательством;
-профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
-заключение договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;
- временное приостановление найма на вакантные рабочие места;
-предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Средства, затраченные на создание условий для профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовку работающих, уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Работодатели несут ответственность за повышение квалификации работников, с которыми находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы затрат на эти цели для предприятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.
В связи с переходом к рынку особую актуальность приобрели тает государственная политика в области внешней трудовой миграции. Миграция может стать фактором развития экономики только при грамотном управлении ею, в противном случае она порождает трудноразрешимые проблемы. «Основами пограничной политики Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ, Председателем Совета Безопасности 5 октября 1996 г., демографическая экспансия рассматривается числе угроз национальным интересам РФ.
Основные принципы государственной политики в сфере внешней трудовой миграции заключаются в следующем:
1. Удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе
2. Обеспечение на национальном
рынке труда приоритетного
3. Предотвращение нелегальной
трудовой миграция
1. Обеспечение и защита прав и законных интересов граждан России на всех стадиях трудовой миграции,
2. Развитие международного со трудничества, заключение международных договоров с государствами — главными импортерами российской рабочей силы
Для предотвращения нелегальной миграции введен иммиграционный контроль по направлениям:
- контроль за въездом иностранцев, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификация, регистрация и учет;
- предупреждение неконтролируемой миграции и депортация в установленных случаях;
-рассмотрение ходатайств прибывших в Россию граждан предоставлении убежища.
Иммиграционный контроль проводится в пунктах пропуск через государственную границу, которые являются структурными подразделениями миграционной службы.
Устанавливается иммиграционная квота приема иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища в России.
В субъектах РФ, ставших приграничными, открываются центры временного размещения иммигрантов за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы. В структуре органов службы занятости создаются подразделения по профессиональной подготовке, трудоустройству иностранных граждан, получивших статус беженца.
Реализуя социальную программу государство планирует принятие следующих нормативно - правовых актов:
1. Федеральный закон "О минимальной часовой оплате труда";
2. Федеральный закон "О тарифном
регулировании заработной
3. Федеральный закон "Об оплате
труда работников бюджетной
4. Постановление Правительства
РФ "О совершенствовании оплаты
труда руководителей
в том числе в области охраны труда:
1. Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в
2. Федеральный закон "О службах охраны и гигиены труда";
3. Федеральный закон "Об обязательном
социальном страховании от
4. Постановление Правительства РФ "О порядке отнесения отраслей (подотраслей) экономики и видов деятельности к классу профессионального риска";
5. Федеральный закон "О тарифах
страховых взносов при
6. Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечней тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых не допускается использование труда женщин" (в настоящее время действует нормативный акт 1978 г.),