Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:15, реферат
Целью данной работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Введение 2
1. Занятость: понятие, принципы и формы
1.1 Понятие занятости населения и ее принципы 3
1.2 Статусы занятости 4
1.3 Виды занятости 5
2 Рынок труда и особенности его формирования
2.1 Понятие рынка труда 6
2.2 Элементы рынка труда 9
2.3 Сегменты рынка труда 11
3 Безработица: понятие, классификация, последст¬вия
3.1 Понятие безработицы и ее уровень 14
3.2 Классификация безработицы 16
3.3 Оценка безработицы 18
4 Регулирование занятости и рынка труда
4.1 Политика занятости населения 20
4.2 Регулирование рынка труда 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Внутренний рынок труда обеспечивает уже занятым в производстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий.
Внешний рынок труда — система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров. Современный рынок труда России можно разделить на «открытый» и «скрытый». Открытый рынок может быть представлен как официально организованный и неофициальный.
Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.
Официально организованный рынок труда включает рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в Государственной службе занятости, и ученические места в системе формального профобразования.
Неофициальный рынок труда представляет ту часть спроса на труд, учебные места для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охвачены услугами государственных органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Границы неофициального рынка труда весьма гибки, подчинены стихийному изменению соотношения спроса и предложения.
Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу.
В каждой стране рынок труда формируется с учетом своей специфики и собственной экономики. Одни страны ориентированы на внешний рынок, другие — на внутренний рынок труда. Обычно тип национального рынка формируют система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, система заполнения вакантных рабочих мест, способы регулирования трудовых отношений и т.д.
Сегментация
рынка труда позволяет
• демографические характеристики (пол, возраст, состав семьи);
Предложение
рабочей силы на перспективу должно
включать лиц, не занятых трудовой деятельностью
и ищущих работу, а также лиц, которые
выйдут на рынок труда в течение
прогнозируемого периода. К последним
относятся: высвобождаемые работники;
увольняемые работники (по причинам
текучести и в связи с
При расчете спроса на рабочую силу определяется потребность предприятий в новых работниках (для работы на вакантных и новых рабочих местах), а также в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин).
Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.
Для всесторонней оценки
3. Безработица: понятие, классификация, последствия
3.1 Понятие безработицы и ее уровень
Безработица представляет собой сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда (последнее связано с отсутствием подходящих рабочих мест). Она лишает человека возможности развивать свои профессиональные способности, получать заработную плату, что в итоге ведет к его обнищанию.
Безработным, по методологии МОТ, считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников доходов, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить.
Вместе с тем законодательство выделяет категории населения и случаи, когда незанятые граждане не могут быть признаны безработными:
1. граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
2. лица, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости, за выслугу лет;
3. лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии, в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профподготовка) дважды;
4. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
5. осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Следует отметить, что принятая система учета безработных в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются в органах службы занятости, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.
Основным показателем, характеризующим состояние рынка труда, является уровень безработицы. Различают общий уровень безработицы и уровень зарегистрированной безработицы, исчисляемые соответственно по формулам
где Уб.обш - общая численность безработных, чел.;
Уэ.а.н — численность экономически активного населения, чел.;
УС-эар — численность зарегистрированных безработных, чел.
Для оценки состояния регулируемого рынка труда используется показатель напряженности. Коэффициент напряженности определяется по формуле
где Чн зар — численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, чел;
— суммарная совокупность наличных вакансий на данный период времени (i = 1,2, ..., п); п — число вакансий.
3.2 Классификация безработицы
Число безработных в каждый конкретный
момент развития экономики зависит от
темпов экономического роста и эффективности
труда, степени соответствия профессионально-
В зависимости от различных характеристик и критериев безработицу можно классифицировать на явную и скрытую, фрикционную, структурную, циклическую, естественную, длительную, застойную, институциональную. Рассмотрим в отдельности каждый из видов безработицы.
Явная безработица — это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости.
Скрытая безработица включает: потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда; отвлечение рабочей силы от основной деятельности; устранимые целодневные и внутрисменные потери рабочего времени: излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т.д. без адекватного снижения численности работников.
Скрытую безработицу принято разделять на официальную и неофициальную. В официальную часть скрытой безработицы включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего дня. В неофициальную часть скрытой безработицы следует включать и избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости.
Фрикционная безработица обусловлена увольнением по собственному желанию в целях поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства, и существует всегда и везде. Причинами безработицы данного вида могут быть получений более высокого образования, перемена места жительства, предложение работать по более выгодной профессии в другой организации и др. Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнения из одних организаций и наймом работников другими организациями, переходом от одних профессий к другим, из одних отраслей, регионов в другие.
Естественная безработица представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда. Данный вид безработицы характеризуется наилучшим для развития экономики резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от изменения спроса и потребностей производства.
Длительная безработица представляет собой безработицу в течение 8-18 месяцев, сопровождающуюся потерей трудовых навыков и способностей интенсивно работать в течение необходимого времени.
3.3 Оценка безработицы
Для анализа безработицы следует определить ее продолжительность, т.е. величину, характеризующую в среднем длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработного на конец рассматриваемого периода, а также численность безработных, которые в этот период были трудоустроены.
По российскому законодательству размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Уволенным с предприятий и признанным Государственной службой занятости безработными пособие по безработице выплачивается:
• в первые три месяца безработицы — в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
• в последующие четыре месяца — в размере 60%;
• в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Продолжительность выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев; исключение составляют лица предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяцев. По истечении 12-месячного периода выплаты пособий по безработице граждане, не нашедшие работу, теряют в последующие 6 месяцев право на их получение.
При
анализе безработицы изучается
ее структура по следующим половозрастным,
профессионально-