Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:15, реферат
Целью данной работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.
Введение 2
1. Занятость: понятие, принципы и формы
1.1 Понятие занятости населения и ее принципы 3
1.2 Статусы занятости 4
1.3 Виды занятости 5
2 Рынок труда и особенности его формирования
2.1 Понятие рынка труда 6
2.2 Элементы рынка труда 9
2.3 Сегменты рынка труда 11
3 Безработица: понятие, классификация, последст¬вия
3.1 Понятие безработицы и ее уровень 14
3.2 Классификация безработицы 16
3.3 Оценка безработицы 18
4 Регулирование занятости и рынка труда
4.1 Политика занятости населения 20
4.2 Регулирование рынка труда 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Анализ
структуры безработицы
Оценивая
уровень безработицы, следует вернуться
к понятию «естественная
В разных странах уровни безработицы различны, поскольку зависят от естественной безработицы, фазы экономического цикла, в которой находится страна, а также проводимой государством политики занятости.
Безработица и ее рост имеют серьезные последствия: экономические, социальные, демографические, политические и др. К экономическим последствиям роста безработицы следует отнести повышение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и др.
Для социальных последствий роста безработицы характерным является снижение жизненного уровня оставшихся без работы, утрата ими квалификации, обострение криминогенной обстановки в стране.
Издержки безработицы распределяются неодинаково. Уровень безработицы среди специалистов и служащих ниже, чем у рабочих; уровень безработицы среди молодежи выше, чем у взрослых. Уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин.
Массовая безработица приводит к быстрым,
иногда очень бурным социальным и политическим
переменам. На волне массовой безработицы
возникли самые реакционные в истории
человечества политические режимы.
4. Регулирование занятости и рынка труда
4.1 Политика занятости населения
Механизм регулирования занятости населения реализуется государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органами местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные) и по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).
Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости. В настоящее время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения:
• федеральный;
• субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
• местный (на территории органа местного самоуправления).
Каждая программа в общем виде состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, ресурсно-обеспечивающего, организационно координирующего.
4.2 Регулирование рынка труда
Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.
Долгосрочные меры государства предполагают увеличение гибкости рынка труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной служб занятости.
Наряду с государственными органами власти в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует на федеральном уровне, способствуя обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.
Аналогичные трех- и двухсторонние комиссии
создаются и в субъектах РФ, на отдельных
территориях страны, что позволяет регулировать
рынок труда на всех уровнях.
Заключение
1. Занятость
как общественное трудовое
2. Рынок труда есть сфера обмена, где наемные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее. Возможный дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда есть следствие отступления от условий полной занятости.
3. Безработица представляет собой сложное, многоаспектное явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве, не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
4. Безработица лишает человека возможности развивать свои профессиональные способности, получать заработную плату, что в результате ведет к обнищанию населения. Вместе с тем число безработных зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, степени соответствия структуры работников существующему на них спросу, политики занятости, проводимой государством.
5. В регулировании
занятости населения, снижении безработицы
и сглаживании ее последствий существенная
роль отводится государственным органам
службы занятости всех уровней. К регулированию
занятости привлекаются и негосударственные
органы и организации.
Список использованной литературы
1. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М. : Норма, 2007. — 448 с.
2. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда / М., Московская финансово-промышленная академия. – 2004, 80 с.
3. Остапенко Ю. М. Экономика труда: Учеб. пособие. - 2-е изд., - М.: ИНФРА - М, 2007. - 272 с. - (Высшие образование)
4. Экономика труда: учебник 2-е изд., доп. и перераб./ под ред. проф. Ю. П. Кокина, проф. П. Э. Шлендера. - М.: Магистр 2010, 686 стр.
5. Трудовой Кодекс РФ.
Федеральное агентство по образованию
Московский
государственный университет
РЕФЕРАТ
по курсу экономика и социология труда:
"Занятость
населения и рынок труда"
КОНСУЛЬТАНТ:
Пурыскина
В. А.
ВЫПОЛНИЛ:
Эрдей Е. В.
Группа
ЭБ-071
Москва 2010