Занятость населения и рынок труда в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе мы стали все чаще говорить о состоянии нашего населения. В частности о занятости населения и рынке труда. В последнее время состояние жизнеобеспечения граждан напрямую зависит от этих важных факторов человеческой жизни. На мой взгляд, эта проблема была актуальна на протяжении многих лет и в настоящее время она все также продолжает волновать общество.

Содержание

Глава 1. Рынок труда и занятость населения: основные положения и понятия… 5
1.1. Понятие, функции и структура рынка труда. 5
1.2. Понятие безработицы, ее формы. 7
1.3. Показатели и методы измерения состояния безработицы. 14
Глава 2. Анализ состояния рынка труда в России. 17
2.1. Особенности современного рынка труда и занятости населения. 17
2.2 Причины и уровень безработицы в России 19
2.3 Экономические и социальные последствия безработицы. 26
Глава 3. Государственная политика в области содействия занятости населения. 29
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая работа Демография - копия.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.

Бедность - это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти. Прожиточный минимум человека в среднем составляет 7095 руб/месяц на 1 квартал 2013 года.

Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов. (Приложение Б).

В связи с низким уровнем доходов в России прослеживается отрицательная ситуация – смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населения сопровождается падением производства:

Таблица 4 – Смертность и рождаемость

Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны, в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи.

Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.

 

Глава 3. Государственная политика в области содействия занятости населения.

Назвав основные причины безработицы и специфику российского рынка труда, охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную проблему, выступает показателем нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости (бюро  по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

- усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

- создание специальных служб  для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

- создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

- помощь частным службам такого  типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

- проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

- создание дополнительных рабочих  мест в государственном секторе  экономики.

Цель государственной политики занятости – содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы3.

Поэтому, на мой взгляд, основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать: 
- содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого; 
- совершенствование законодательства в сфере занятости; 
- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации; 
- введение обязательной социальной проверки всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов; 
- совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ4.  

Мировой опыт свидетельствует о наличии двух форм воздействия государства на рынок труда: активной и пассивной.

Активная политика на рынке труда – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых с целью снижения уровня безработицы.  
Такая политика включает: 
- мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников; 
- обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; 
- активный поиск и подбор рабочих мест; 
- субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); 
- организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

В конечном счете, активная государственная политика должна быть направлена не столько на существующую безработицу, сколько на создание экономических условий для формирования более совершенной модели занятости.

Новая модель занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры: 
- уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда; 
- снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях; 
- обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда; 
- обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики; 
- развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения; 
- развивать систему профориентации и психологической поддержки населения; 
- уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения; 
- в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников; 
- содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений5.

Пассивная политика на рынке труда – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает выплату: 
- гарантированного государством пособия по безработице; 
- доплат на иждивенцев.

Альтернативой сложившейся системе выплат пособий по безработице могла бы стать модель, основанная на страховых принципах – страхование от безработицы, с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

Сегодня программа по борьбе с безработицей обрела количественный показатель.

Для борьбы с безработицей государство более чем вдвое увеличило  финансирование программ переподготовки кадров и стимулирует предпринимательство в моногородах и селах.

Теперь почти 100 000 человек, желающих найти работу в других регионах, смогут воспользоваться поддержкой государства. Им будут выделяться подъемные в размере до 56 000 руб.: компенсироваться транспортные расходы (до 5000 руб.), аренда жилья (до 550 руб. в день сроком до трех месяцев) и суточные, размер которых будет определяться в зависимости от региона.

Эти меры призваны предотвратить рост безработицы в стране. В прошлом году Роструд официально признал безработными в общей сложности 3 млн. россиян. В 2009 г. Было официально зарегистрировано 1,522 млн. безработных, около 2% экономически активного населения, что немного ниже цифры, ранее предполагаемой Минздравсоцразвития (1,6 млн.). Общее число безработных (по методологии МОТ) достигло 5 млн. человек, или 6,6%.

В связи с прогнозом роста зарегистрированной безработицы до 2,2 млн. сейчас пересматривается объем финансирования основных направлений поддержки безработных, на которые государство предполагает выделить еще около 30 млрд. руб. (независимо от 43,7 млрд. руб., утвержденных правительством 31 декабря по программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда).

Таким образом, программы поддержки занятости, помощи и переобучения безработных — одно из основных направлений борьбы с безработицей. Масштабные и эффективные меры сохраняют и повышают качество рабочей силы, которая будет востребована на рынке, поддерживают потребительский спрос и в конечном счете ускоряют выход из кризиса. В период экономических неурядиц важен не только размер сумм, выделенных на борьбу с безработицей, но и приоритетные направления этих расходов.

 

 

Заключение

Исследовав понятие рынка труда и занятости населения, а так же особенности рынка труда в России, я могу сделать следующие выводы:

Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.

Рынок труда России имеет ряд характерных особенностей, но самые важные, по моему мнению, является высокий уровень скрытой безработицы, существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.

Также в данной работе я не могла не обойти стороной особо важные проблемы сегодняшнего рынка труда, в частности рост безработицы, спровоцированный высокой смертностью и низкой рождаемостью.

Очень сильно влияет на занятость населения продолжительность жизни населения. Следовательно, это значит, что население должно стараться беречь себя, чтобы оставаться трудоспособным в полной мере.

Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлена на: опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила и переобучение работников, и повышение квалификации.

Нельзя не упомянуть о миграции. Ведь именно она ,на мой взгляд, является главной угрозой для современной России. Следует укрепить и усовершенствовать въезд и выезд из нашей страны. Ведь мы сами упускаем свои же деньги, отдаем свои же рабочие места, что как раз и обеспечивает высокую безработицу.

Хочется отметить, что проблема безработицы не возникает в один миг и не решается в одну секунду. Они носят многогранный характер, и мы не можем разрешить часть проблемы, не затрагивая всех её остальных частей и не учитывая специфики той страны, на территории которой мы рассматриваем данную безработицу. В этом и заключается сложность борьбы с безработицей. Естественно, что России потребуется не один год для разрешения этой проблемы, но если упорно стремиться к цели, то когда-нибудь она обязательно будет достигнута.

 

Библиографический список

 

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с.
  2. Боровик, В.С. Занятость населения: Учебное пособие / В.С.Боровик, Е.Е.Ермакова, В.А.Похвощев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 320 с
  3. Варданян Р.А. Рынок труда в России: состояние и перспективы // Народонаселение. - 2008. - №4. - С.52-59
  4.        Верещагина А.В. Демография: учебное пособие. – М.: ИТК Дашков и К, 2011. – 256 с.
  5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
  6. Елисеев И.И., Васильев Э.К. Демография и статистика населения. -  М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.
  7. Журавлева Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Экономистъ, 2005. - 574с.: ил.
  8. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007)"О занятости населения в Российской Федерации" // Российская газета № 84 от 06.05.1996
  9. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Экономисть, 2007. - 861с.
  10. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 309с.
  11. Кулешов В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // ЭКО. - 2009. - №1. - С.2-13
  12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. “Принципы, проблемы и политика”. Том 1. Под ред. Пороховского А.А. Москва, 2005 г.
  13. Основы демографии: Учебное пособие для экономических специальностей вузов./ Зверева Н.В., Елизаров В.В., Веселкова И.Н. – М.: Высшая школа, 2004. – 374 с.
  14. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: РАГС, 2004. - 384 с.
  15. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ. - М.: ЭКСМО, 2005. - 448 с.
  16. Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 831 с.
  17. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. - Тула: Изд-во ТулГУ., 2003. - 292 с.
  18. Юсупов, Д. Рынок труда в России в условиях мирового экономического кризиса / Д.Юсупов // Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - №9. - С.5.
  19. http://demoscope.ru/weekly/.
  20. http://www.demographia.ru/
  21. http://www.gks.ru/

Информация о работе Занятость населения и рынок труда в России