Запасы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача этой курсовой работы состояла в рассмотрении вопросов управления запасами. Управление запасами стало активно развиваться примерно с начала 30-х годов прошлого столетия. Это стало необходимым ввиду перехода промышленности на массовое производства, распределении производства на большей территории, создании горизонтальных и вертикально интегрированных структур. Примерно в середине прошлого столетия управление запасами вылилось в отдельное направление экономики, появились теории, методологии и прочее. Управление запасами вышло на новый уровень, где ключевую роль стало играть минимизация издержек. Издержки стали ключевым фактором

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Планирование товарных запасов предполагает использование комплекса методов, направленных на определение оптимальной, нормативной величины запасов. Основу планирования товарных запасов текущего назначения составляет их нормирование, в процессе которого устанавливается норматив запаса в днях и сумме по товарным группам. Норма товарных запасов выступает одновременно и нормой товарооборачиваемости. Планирование предполагает разработку подтоварных и общего нормативов в сумме и днях оборота по кварталам планируемого года. Процесс планирования начинается с разработки подтоварных нормативов. При расчете подтоварных нормативов рекомендуется использовать методы:

- технико-экономических расчетов;

- экономико-статистические;

- индексный;

- экономико-математического моделирования.

Для нормирования запасов по товарным группам рекомендуется применять технико-экономический метод с использованием коэффициента ускорения. В этом случае норматив запасов в днях оборота определяется как произведение базовой величины норматива данной товарной группы в днях на коэффициент ускорения товарооборачиваемости:

Подтоварный норматив запасов методом технико-экономических расчетов включает в себя следующие элементы в зависимости от их назначения:

- представительный ассортиментный набор;

- запас на время приемки и подготовки товара к продаже;

- запас на среднедневную реализацию;

- запас текущего пополнения;

- страховой запас.

При нормировании запасов по товарным группам и при планировании запасов по предприятию питания используется экономико-статистический метод с применением скользящей средней. Этот метод основан на использовании динамического ряда товарных запасов в днях, по которым рассчитывается темп прироста запасов на планируемый период. В динамический ряд товарных запасов включают показатели средних товарных запасов на квартал планируемого года за 3-5 лет, предшествующих планируемому периоду. Затем производят сглаживание уровня запасов путем расчета средних арифметических.

Индексный метод предполагается использовать для определения нормативов общего объема товарных запасов по предприятиям питания по каждому кварталу отдельно.

Планирование товарных запасов с помощью коэффициента эластичности позволяет рассчитать, на сколько процентов изменяются товарные запасы при изменении фактора на 1 %. Как известно, одним из главных факторов, влияющих на изменение товарных запасов, является товарооборот. 

Принципы управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:

- определения, чем может управлять компания;

- выявления релевантных затрат и их зависимости от управляемых   параметров;

- поиска оптимального решения, при котором релевантные затраты для компании будут минимальными.

Многие руководители считают, что можно управлять остатком запасов на складе. Менеджмент компании может влиять на остаток запасов, управляя процессом закупок. Следовательно, можно определить основные параметры управления запасами:

- размер заказа на закупку товаров (сырья и материалов);

- время возобновления заказа (параметр, на основании которого принимается решение о размещении новых заказов).

В некоторых случаях у компании есть возможность управлять только одним параметром (например, временем возобновления заказа).

В других ситуациях компании доступно управление несколькими.

Выявление релевантных затрат.

Релевантными называют затраты, которые меняются в результате принятия решения. В системе управления запасами обычно выделяют следующие группы релевантных затрат:

- затраты, связанные с хранением запасов (стоимость капитала, обездвиженного в запасах; затраты на содержание товара на складе);

- затраты, связанные с выполнением заказов (расходы на ведение учетной документации; транспортные расходы на доставку заказов; расходы, связанные с размещением заказов, и т. д.);

- убытки, возникшие из-за дефицита запасов (расходы в виде потери части прибыли либо потери клиентов и части деловой репутации компании).

При этом важно определить не только затраты, которые будут меняться, но и то, как они будут меняться. Это позволит смоделировать последствия принимаемого решения. Наиболее распространены так называемые конкурирующие затраты, то есть затраты, меняющиеся в противоположных направлениях. К примеру, увеличение страхового запаса на складе ведет к росту затрат на хранение и снижению риска убытков из-за простоя.

Поиск оптимального решения.

Оптимальным будет такое решение, при котором сумма всех релевантных затрат минимальна. Если определены сами затраты и порядок их изменения, то вычисление оптимального решения - уже техническая задача, решаемая методами линейного программирования.

Оптимальный размер заказа.

Для вычисления оптимального размера заказа ( ) (в единицах запаса) можно воспользоваться известной формулой Вильсона:

 

где D — плановая потребность в данном наименовании запаса за период (месяц, квартал, год); 
А — затраты на выполнение одного заказа, которые возникают при размещении нового заказа; 
C — затраты на хранение единицы запасов за период.

Алгоритм определения оптимального размера заказа на основе этой формулы содержится во многих ERP-системах. При этом пользователи не всегда понимают, как система рассчитывает оптимальное значение, поэтому не способны сформулировать требования к входным данным, которые обеспечили бы корректный расчет. Нужно учитывать, что данная формула составлена с учетом ряда допущений: релевантные затраты на единицу заказа постоянны при любом размере заказа, потребность в запасах определена и постоянна, время поставки известно. На практике же предприятия не всегда могут найти достоверные исходные данные, которые можно было бы использовать для вычислений. Поэтому, несмотря на простоту этого метода, многие предприятия его не используют.

При размещении заказов следует учитывать и время выполнения заказа поставщиком. Для этого необходимо рассчитать еще один параметр — точку перезаказа (уровень возобновления заказа). В условиях определенности она рассчитывается достаточно просто: объем остатка запасов на складе, при котором нужно повторно заказывать запасы, определяется как произведение количества дней, необходимых для выполнения заказа, и среднедневной потребности в данном товаре.

Формирование оптимального заказа и определение точки перезаказа позволяют сократить суммарные затраты по первым двум группам релевантных затрат - на хранение и на размещение заказа.

На практике предприятия работают в условиях неопределенности, поскольку не могут прогнозировать со стопроцентной уверенностью потребность в сырье и материалах, а также сроки поставки.

Потребность в материалах и сроки поставки во многом зависят от поведения покупателей (колебания спроса) и поставщиков (нарушение сроков поставки). Неопределенность потребности и времени поставки приводит к тому, что возникает вероятность дефицита запасов и, как следствие, вероятность убытков в результате простоя, потери части платежеспособного спроса, а также вследствие приобретения необходимых материалов (товаров) на менее выгодных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ «ДОМОВЁНОК»

 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Сеть семейных кафе «Домовёнок» предприятие общественного питания, основанное в 1999 году.  Продукция, которую кафе выпускает, можно назвать одним словосочетанием – «бабушкины рецепты» – возрождение старых традиций наших мам и бабушек, блюда из далекого детства, такие же вкусные, сытные и полезные.

«Домовёнок» позиционирует себя на рынке как домашняя кухня. Это значит, что вся еда готовится только из натуральных и свежих продуктов, без добавления консервантов, красителей и улучшителей вкуса.

А чтобы шагать в ногу со временем и быть в числе первых, кафе в своей работе использует новейшие технологии и современное оборудование: пароконвектомата и несколько аэрогрилей, которые позволяют готовить экологически чистую и полезную пищу. Также в кафе имеется и современная печь для приготовления румяных и аппетитных пицц.

Кафе «Домовёнок» расположено по адресу: г. Уфа, ул. Бакалинская 68/1. Режим работы кафе с 9:00 до 20:00.

В меню сети кафе «Домовёнок» представлены блюда домашней кухни: блины, выпечка, салаты, первые и вторые блюда. Полностью исключены спиртные напитки.

Пенсионерам и многодетным семьям предоставляется скидка 50% на заказ пирога с 16.00 до 17.00 ежедневно.

Меню кафе состоит из первых и вторых блюд, салатов, выпечки,

блинов и пиццы.

Побывав на предприятии в конце рабочего дня, за 2 часа до его закрытия я обнаружила в нем двух сотрудниц. Одна занималась отпуском продуктов через прилавок, другая, по моему мнению, повар, заканчивала изготовление блюд и начала готовить оборудование к окончанию рабочего дня.

 Управление запасами целесообразно  разбить на пять составляющие, а именно: изделия на заказ, обычная  продукция, покупные продукты, сырье  долго и скоропортящиеся.

Предприятие готовит продукцию на заказ, а именно пироги. Учитывая размеры зала, а именно рассчитанного примерно на 30 человек, проблематично продать всю партию пирогов или хотя бы 1 без остатка.

 

Рисунок 2.1.1. Прайс-лист на заказную продукцию

 

 Руководство предприятия приняло, по моему мнению, единственно  верное решение, а именно производить пироги, но под заказ, это решает сразу несколько вопросов. Это дозагрузка производственных мощностей, расширение продуктовой линейки. За счет решения этих вопросов повышается лояльность потребителей и получается дополнительная прибыль.

Основной деятельностью предприятия является производство и продажа продукции собственного производства и покупного.

 

Рисунок 2.1.2. Фотография витрины

 

Рисунок 2.1.3. фотография с прилавка

 

Под конец рабочего дня в наличии имеется продукция, как мы видим из представленных двух фотографий наполненность полок не полная. По пирожкам осталось меньше половины, по пиццам, сосискам в тесте осталось чуть больше половины среднего количества. Учитывая, что за 2 часа до открытия повар прекратила работу, но возобновила ее минимум за час до открытия заведения, все это говорит о том, что предприятие старается продавать максимально свежие продукты. Скорее всего утром допродаются остатки со вчерашнего дня, но в минимальном количестве. Такой подход наиболее клиентоориентирован, но требует больших организационных затрат времени, т.к надо спланировать график работы исходя из таких факторов как: день недели, погода, наличие каникул и праздников. Все эти факторы влияют на спрос, и, для создания оптимального продуктовой линейки требуется опыт и больше усилий чем при простом линейном производстве.

 Небезынтересным является управление  запасами покупных товаров. Посетители  могут приобрести: воду, газированную  воду, соки.

 

     

 

Рисунок 2.1.4. Фотография стеллажей с покупными товарами.

 

Как мы видим из рисунка 2.4 запас покупных товаров минимален. По моим расчетам этих запасов хватит дня на 3-4. На левой фотографии видно что часть полок снизу, по всей видимости, предназначенные для сока пусты. На правой видны 2 холодильника, один пуст, другой заполнен на треть. Исходя из анализа посетителей, можно сделать вывод что среди посетителей чай и кофе наиболее популярные напитки, значит покупные товары имеют сравнительно небольшой оборот и не являются крайне важной продуктовой линейкой. Так или иначе, считаю, что необходимо меть более широкий выбор газированных напитков и соков, учитывая приближение Нового года и соответственно каникул у детей, школьников и студентов. По всей видимости, по покупным товаром предприятие имеет минимальную точку после которого производится заказ. Считаю, что у них применяется система с фиксированным размером заказом.

Учитывая размеры здания, можно сделать вывод о том что, складских помещений, там нет. Имеются лишь небольшие площади для хранения минимального объема сырья для текущего потребления. Считаю, что скоропортящиеся продукты, такие как: молоко и яйца покупаются ежедневного в ближайшем магазине. Завоз муки, сахара, фруктов скорее всего производится с большей периодичностью и, скорее всего напрямую с оптовых баз. Покупка скоропортящихся продуктов в магазине, по моему мнению, наиболее экономически эффективное решение, учитывая логистические издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ товарных запасов, факторный анализ

 

Рассмотрим, что из себя представляет предприятие с точки зрения бухгалтерского баланса.

Таблица 2.2.1. – Основные экономические показатели кафе «Домовёнок»

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение в 2011г. к 2008г. 

+;-

%

Выручка

1429000

8877000

21103000

20174000

18745000

1311,8

Себестоимость

1437000

4567000

6053000

9689000

8252000

574,3

Валовая прибыль

-8000

4310000

15050000

10485000

10493000

-131162,5

Коммерческие расходы

1099000

3889000

14851000

-6956000

-8055000

-732,9

Прибыль (убыток) от продаж

-1107000

421000

199000

3529000

4636000

-418,8

Прочие расходы

388000

241000

175000

-149000

-537000

-138,4

Прибыль (убыток) до налогообложения

-1495000

366000

24000

3380000

4875000

-326,1

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

-1495000

366000

24000

3380000

4875000

-326,1

Основные средства

33000

434000

566000

237000

204000

618,2

Запасы

202000

1260000

3235000

2714000

2512000

1243,6

Дебиторская задолженность

297000

1994000

1979000

2764000

2467000

830,6

Денежные средства

115000

95000

100000

84000

-31000

-27,0

Кредиторская задолженность

1778000

4690000

7742000

7309000

5531000

311,1

Нераспределенная прибыль

-1282000

-916000

-892000

2480000

3762000

-293,4

Информация о работе Запасы на предприятии