Запасы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача этой курсовой работы состояла в рассмотрении вопросов управления запасами. Управление запасами стало активно развиваться примерно с начала 30-х годов прошлого столетия. Это стало необходимым ввиду перехода промышленности на массовое производства, распределении производства на большей территории, создании горизонтальных и вертикально интегрированных структур. Примерно в середине прошлого столетия управление запасами вылилось в отдельное направление экономики, появились теории, методологии и прочее. Управление запасами вышло на новый уровень, где ключевую роль стало играть минимизация издержек. Издержки стали ключевым фактором

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

 

По таблице 2.2.1. можно сделать вывод, что финансовый кризис 2008 года действительно оказал на кафе негативное влияние, однако уже в 2009 году доля валовой прибыли сети кафе «Домовёнок» нормализуется и все последующие годы осуществления деятельности составляет не ниже 50%, что благоприятно характеризует деятельность предприятия общественного питания.

На рисунке 2.2.1. видно, что предприятие получает прибыль. Нераспределенная прибыль 2008 года отрицательна, здесь скорее всего сочетание расходов на запуск проекта и вхождение в рынок.

Рисунок 2.2.1. Основные показатели работы предприятия

 

В доказательство этой мысли посмотрим на рисунок 2.2.2. где видно что прочие расходы координальным  образом снизились. При условии вхождения на рынок требуются затраты на вхождение и укрепление на нем. Когда я была на этом предприятии, оно было заполнено на 80%, т.е. был свободен только один стол, при этом за столом сидело минимум по двое. Резерв вместительности оставался, но, считаю подобный уровень заполненности очень хорошим показателем работы.

Рисунок 2.2.2. Показатели доходов и расходов

 

Подобная эффективность работы складывается из того, что себестоимость продукции находится на относительно низком уровне, при этом, прочие расходы и коммерческие расходы руководство старается снизить. Провал прибыли в 2010 году связан с увеличением коммерческих расходов и прекращением получения дополнительных доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведем факторный анализ товарных запасов.

 

Таблица 2.2.1. - Анализ товарных запасов кафе «Домовёнок»

за 2010 – 2011г.

Показатель

 

2010 год

2011год

 

 

Отклонение 

+;-

%

Товарооборот, руб.

21103000

20174000

-929000

-4,402

Запасы, руб.

3235000

2714000

-521000

-16,105

Уровень товарных запасов в днях товарооборота

55,186466

48,430653

-6,7558131

-12,242

Товарооборачиваемость, число оборотов

6,523338

7,433309

0,909970284

13,9495


 

Основным относительным показателем, применяемым при анализе, является уровень товарных запасов, который характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Уровень товарных запасов измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:

где Утз - уровень товарных запасов в днях товарооборота;

    ТЗ - товарный запас (тыс. руб.);

    Т - объем товарооборота (тыс. руб.);

    Д - количество дней.

Определим влияние на уровень товарных запасов двух факторов:

  • изменение товарных запасов;
  • изменение товарооборота.

Обозначим уровень товарных запасов базисного и отчетного периода

соответственно как и .

 

Тогда получим следующие формулы, выражающие уровень товарных запасов:

Определим в обобщенном виде влияние первого фактора — изменения товарных запасов — на показатель уровня товарных запасов.

 

 

 = -8,887835853

 

 

Таким образом,  за счет снижения товарных запасов уровень товарных запасов уменьшается на 8,89%.

Затем рассчитаем влияние второго фактора - изменения товарооборота:

 

2,13202279

 

Таким образом, за счет снижения товарооборота, уровень товарных запасов увеличивается на 2,13%.

Общее влияние двух факторов равняется изменению уровня товарных запасов по сравнению с ее базисной величиной:

Итак, повышение уровня товарных запасов достигается уменьшением товарных запасов, а также увеличением товарооборота.

 

 

Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, рассчитывается по следующей формуле:

=7,43-7,77=-0,34

 

Таким образом, за счет уменьшения товарооборота, скорость товарного обращения упала на 0, 34%.

=7,77-6,52=1,25

За счет уменьшения товарных запасов скорость товарного обращения повысилась на 1,25%.

Итак, увеличение товарооборачиваемости достигается увеличением товарных запасов, а также уменьшением товарооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Пути повышения эффективности

Исходя из особенностей деятельности предприятия, а именно: продажа товаров на относительной небольшой территории, небольшое здание, малый ассортимент предлагаемых продуктов. Из этого можно сделать вывод о том, что основные усилия по оптимизации товарных запасов должны быть нацелены, с одной стороны на минимизацию текущих запасов с одновременным недопущением отсутствия каких либо товарных позиций. С другой стороны на уменьшение тягости труда и повышение рентабельности сыграл бы такой фактор как улучшение логистики. Это выражается в уменьшении затрачиваемого персоналом времени на обработку вопросов связанных с запасами (например: походы по магазинам).

Предприятию определенно не хватает рекламы. Проходя мимо него, сложно бросив взгляд, захотеть туда зайти. Если же ехать на машине, то по вывески непонятно толи это магазин, толи предприятие общественного питания.  Кроме того, минимальные риски просрочки по готовой продукции будут в случае приготовления на заказ – нужно активнее продвигать это направление. И через рекламу в непосредственной близости от потребителей, например в домах, так и в самом заведении.

Второй немаловажный момент – это оптимизация пространства. Учитывая размеры заведения, считаю это важным вопросом. Оптимизируя графики поставок покупных товаров, можно убрать один холодильник, тем самым увеличить пространство для повара. Что несомненно улучшит условия его труда.

 

 

 

 

3.2. Экономико-математическая  модель

Построим экономико-математическую модель оптимизационного типа. Нас интересует, на чем сконцентрировать свое внимание: на пирожках, на десертах или на напитках. Решение задач оптимизации позволит нам более эффективно управлять предприятием, получая большую прибыль.

Мы выбрали ряд наборов, которые мы обычно продаем. Наборы различаются по: возрастному, половому и прочим признакам. Чтобы посчитать оптимизацию, нам необходимо вывести цифры. Объем товарных запасов, имеющийся в наличии, расход продуктов на один набор, прибыль с одного набора.

В таблице оптимизационной модели мы вводим несколько формул:

    1. строчка прибыли = сумма произведений прибыли с набора на выпуск;
    2. столбец «Потрачено» = затраты * выпуск, данные этого столбца не могут превышать данные со столбца запасов;
    3. общая прибыль = сумма прибылей, полученная в пункте 1

Рисунок 3.2.1. Окно поиска решений

 

 

Для решения задачи мы воспользуемся функцией «Поиск решения». Выше показано окно этой функции, в котором мы вводим:

    1. Целевая ячейка – это общий объем прибыли, ему задается значение «максимум»;
    2. Изменяемые ячейки – это ячейки, показывающие объем выпуска и мы будем изменять их;
    3. Ограничения – столбец «потрачено» должен быть не больше столбца «на складе».

Рисунок 3.2.2. Таблица результатов оптимизационной модели

Решив задачу оптимизационной модели, мы пришли к выводу, что для нас более прибыльно продавать десерты. Именно они, по данным модели приносят наибольшую прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Мероприятия по повышению  эффективности работы предприятия  от изменения ассортиментной  политики

Рисунок 3.3.1. Динамика запасов.

 

Выручка росла и довольно высокими темпами, поэтому запасы сырья в таком объеме еще можно оправдать. Запасы же готовой продукции необходимо снижать, они не только отвлекают денежные средства из оборота, они еще и снижают качество готовой продукции, т.к. лежалый товар хуже по многим параметрам нежели свежий. В 2010 году, показано на рисунке 3.3.1. запасы готовой продукции составили 12млн руб., а кредиторская задолженность равна 7,7млн руб. предлагаю снизить запасы готовой продукции, а именно:

- с помощью уменьшения запасов покупных товаров, как отмечалось ранее, необходимо убрать второй холодильник. Закуп производить по газированной воде теперь только на один холодильник;

- увеличить долю продукции по  предзаказам в общей доле производимой продукции.

Эти шаги позволят снизить в абсолютном выражении запасы готовой продукции. По моим наблюдениям и предварительным расчетам, по покупным товарам экономия составит одну треть, т.к доля товаров и убранного холодильника в общей доле покупных товаров составляет 30%. Что дает возможность говорить о сокращении запасов готовой продукции на половину.

 

Значит, новый объем запасов готовой продукции составит:

Если учесть что эти деньги заемные, по средней ставке в 19%, мы получаем экономию по процентным платежам, равную:

 

Т.к. предприятие не платит налог с прибыли, то новый размер чистой прибыли составит:

 

В связи с этим изменятся основные коэффициенты-показатели деятельности предприятия:

Исходя из того что мы сэкономили на процентных платежах, следовало упомянуть что мы погасили этими средствами часть кредиторской задолженности, новые значения которого равны:

Коэффициент автономии показывает, насколько предприятие независимо от привлеченного капитала с других организаций. Чем больше значение этого показателя, тем более стабильно предприятие.

 

В связи с изменениями, коэффициент автономии вырос с 0,25 до 0,4.

 

Оборачиваемость собственного капитала, мы стали вкладывать меньше, но время, в течении которого деньги «лежали на полках», оно уменьшилось, в связи с этим:

Показатель уменьшился с 8,1 до 5,19.

Доля собственных оборотных средств повысилась с 0,23 до 0,373.

Коэффициент текущей ликвидности вырос с 1,308 до 7,305.

 

Значит, благодаря оптимизации товарных запасов нам удалось сэкономить 1,14 млн руб. также удалось повысить ряд показателей деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе рассмотрен вопрос управления запасами. Запасы на любом предприятии необходимы для обеспечения бесперебойной работы, но, вместе с тем, запасы, особенно излишние, отвлекают денежные средства из оборота. Исходя из сферы деятельности предприятия мы сделали вывод и о том, что излишние запасы ухудшают качество готового продукта, тем более запасы готовой продукции. С этим нужно бороться. Предприятие работает над этим направлением оптимизации. Так, вечером останавливается приготовление пищи, а утром возобновляется до открытия. Тем не менее, остаются резервы для оптимизации, мы рассмотрели такой ресурс в области оптимизации запасов покупных товаров. Мы смогли не только сэкономить денежные средства вложенные в запасы, сэкономить на процентных платежах, но и улучшить условия труда работников. Учитывая условия их труда, считаю это достижение более чем важным. Также в работе был представлен факторный анализ, который показал что оборачиваемость запасов растет, но на величину запасов оказало влияние и падение объема продаж. Это негативный момент, но благодаря проведенной оптимизации расходов, падение продаж, не отразилось катастрофичными последствиями. Более того предприятие улучшило показатели накопленной и чистой прибыли. Транспортная модель показала как проще и дешевле производить закупки товаров. Что нужно комбинировать закупки, лично ходя в магазин, с помощью поездок на оптовую базу и с помощью поставщиков. Нужно использовать все три метода ради минимизации издержек по доставке продуктов и сырья. То есть оптимизация товарных запасов рассматривается в первую очередь, как снижение затрат на их создание и обслуживание. Это, действительно, очень важный момент мероприятий по оптимизации запасов на предприятии, но очевидно, что управление товарно-материальными запасами, кроме логистического имеют - как минимум - ещё финансовый и маркетинговый аспект. Для улучшения деятельности необходимо вкладываться в рекламу.  Оптимальное управление запасами подразумевает такую политику управления запасами, которая гармонизирует все аспекты, связанные с этой задачей, а не только оптимизацию запасов на складе.

Информация о работе Запасы на предприятии