Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:20, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучение дифференциации и государственного регулирования заработной платы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1) раскрыть сущность и понятия заработной платы;
2) дать оценку современного состояния регулирования заработной платы в Республике Беларусь;
3) изучить дифференциацию заработной платы в Республике Беларусь;
Объект исследования - заработная плата.
Введение……………………………………………………………………………. 5
1 Организация оплаты труда……………………………………………………… 6
1.1 Заработная плата и определяющие ее факторы……………………………… 6
1.2 Номинальная и реальная заработные платы…………………………………. 8
1.3 Основные формы и системы заработной платы…………………………….. ..9
2 Дифференциация заработной платы в Республике Беларусь……………….... 13
3 Регулирование заработной платы…………………………………………….... 20
Заключение………………………………………………………………………… 25
Список использованных источников…………
Трудовые отношения регулируют:
При этом первые два соглашения действуют в рамках отдельного предприятия, а другие – в больших масштабах. Так, индивидуальные трудовые контракты заключаются на определенный срок между отдельными работниками и администрацией фирмы. Коллективный договор – между последней (администрацией) и производственным персоналом [7, с. 95].
Что касается отраслевых соглашений, то они представляют коллективные договоры, распространяющиеся не на одно предприятие, а на целую отрасль, территорию или на всех работников данной профессии. Высшей формой всех договоров является генеральное соглашение в масштабах страны на основе принципа трипартизма, то есть между тремя сторонами: правительством, объединениями работодателей и профсоюзов.
Профсоюзы, или, как их еще называют, тред-юнионы, - это группы работников, объединившихся по профессиям для коллективно организованной защиты своих интересов (повышения зарплаты, сокращения рабочего времени, улучшения условий труда).
В мировой практике регулирование
заработной платы происходит на двух
уровнях: внешнем (централизованном) и
внутреннем (локальном). В этом случае
говорят о так называемой гибкости
заработной платы. Гибкая заработная плата
позволяет достигать и
Внешняя гибкость заработной платы означает, что она испытывает влияние конкуренции на рынке труда и ее изменение происходит в зависимости от изменений макроэкономических показателей страны, таких, как валовой внутренний продукт, общественная производительность труда, инфляция, внешнеторговый баланс страны. Внутренняя гибкость заработной платы означает, что ее изменение происходит в зависимости от результатов деятельности предприятия, а также деловых и личностных достижений самого работника [1, с. 206].
Согласно статье №56 Трудового кодекса РБ система государственных гарантий включает в себя:
1) величину минимальной заработной платы в Республике Беларусь;
2) величину размера тарифной
ставки первого разряда Единой
тарифной сетки работников
3) республиканские тарифы
оплаты труда - часовые и (или)
месячные тарифные ставки (оклады),
определяющие уровни оплаты
4) размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;
5) меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;
6) ограничения размеров
удержаний из заработной платы,
7) государственный контроль
и надзор за своевременностью
выплат заработной платы и
реализацию государственных
8) ответственность нанимателей
за нарушение условий
Согласно статье 60 Трудового
Кодекса РБ республиканскими тарифами
оплаты труда являются часовые и (или)
месячные тарифные ставки (оклады), определяющие
уровни оплаты труда для конкретных профессионально-
Иные наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников.
Республиканские тарифы оплаты
труда определяются по тарифным коэффициентам
Единой тарифной сетки работников Республики
Беларусь и устанавливаемой
Тарифная ставка первого разряда
работников бюджетных организаций
и иных организаций, получающих субсидии,
работники которых приравнены по
оплате труда к работникам бюджетных
организаций, с 1 октября текущего года
в соответствии с постановлением
Правительства Республики
Кроме того, учитывая сложившуюся
экономическую ситуацию в экономике
республики, данным постановлением с 1
ноября 2011 г. для оплаты труда работников
бюджетной сферы введены
В реальном секторе экономики в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» проводится работа по исключению излишнего регулирования рынка труда. В целях реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 принят Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ).
Указом придан рекомендательный характер
применению Единой тарифной сетки работников
Республики Беларусь, а субъектам
предпринимательской
Согласно статье 59 Трудового Кодекса РБ минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальной заработной платы, порядок его установления и условия повышения определяются законодательством.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учётом инфляции.
С 1994 года повышение минимальной зарплаты устанавливалось Советом Министров и Верховным советом. Указом президента минимальная заработная плата повышалась четыре раза за 16 лет: 1 ноября 1994 года, 1 ноября 2004, 1 января 2006 и 1 ноября 2010 года.
Размеры минимальной заработной
платы (месячной и часовой) устанавливаются
ежегодно исходя из потребностей работника
в материальных благах и услугах,
экономических возможностей республиканского
и местных бюджетов, а также
нанимателей. Программой деятельности
Правительства Республики
Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.
Главная задача минимальной заработной платы заключается в том, чтобы определить самый низкий допустимый размер заработной платы. Понятно, что чем богаче страна, чем выше доходы ее бюджета, тем больше может быть установленная в данной стране минимальная заработная плата.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2011 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460 000 рублей.
С учетом индексации минимальная заработная плата работников в октябре 2011 года составила 856 060 рублей в месяц и 5 040 в час. По таблице видно, что с начала 2011 года минимальная заработная плата увеличилась на 396 060 рублей в месяц и 2330 в час. Можно сделать вывод, что минимальная заработная плата за 10 месяцев почти увеличилась вдвое.
Таблица 5 - Размер минимальной заработной платы в 2011 году
Период |
Размер минимальной заработной платы (руб.) |
Примечания | |
Месячной |
Часовой | ||
Январь |
460 000 |
2 710 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2010 №1844 |
Февраль |
460 000 |
2 710 | |
Март |
460 000 |
2 710 | |
Апрель |
491 920 |
2 900 |
С учетом индексации 9,3% |
Май |
541 350 |
3 190 |
С учетом индексации 23,7% |
Июнь |
577 740 |
3 400 |
С учетом индексации 34,3% |
Июль |
611 730 |
3 600 |
С учетом индексации 34,3% |
Август |
687 370 |
4 050 |
С учетом индексации 51,4% |
Сентябрь |
778 500 |
4 590 |
С учетом индексации 72% |
Октябрь |
856 060 |
5 040 |
С учетом индексации 86,1% |
Примечание – Источник [11, таблица 5].
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы и предложения.
Заработная плата - это сложное понятие, поскольку оно отражает отношения между собственником капитала и наемным работником. И ее величина зависит от следующих основных социально-производственных и рыночных факторов.
Во-первых, размер
заработной платы человека зависит
от величины стоимости его рабочей
силы. Для каждой группы работников
такая стоимость имеет нижний
и верхний уровни. Наименьшим пределом
является сумма стоимости жизненных
средств, идущих на восстановление работоспособности
труженика самой низкой квалификации.
Во многих странах официально подсчитывается
прожиточный минимум, который определяет
границу бедности - размер средств,
идущих для простого поддержания
жизнедеятельности работников, и
устанавливается минимальный
Во-вторых, размеры заработка зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.
В-третьих, на величину заработной платы влияют национальные различия между странами, степень развитости экономических, культурных и социальных условий жизни населения. Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов. Также существует гендерная дифференциация заработной платы. В нашей стране мужчины в некоторых отраслях получают на 65% больше женщин.
В-четвертых, на
величину оплаты труда влияют рыночные
факторы. Конкуренция между наемными
работниками ведет к тому, что
в национальном масштабе устанавливается
примерно одинаковая оплата труда работников
определенной профессии с равным
уровнем образования и
Все рассмотренные факторы, воздействующие на величину вознаграждения за труд, дают возможность и необходимость применять разные формы заработной платы.
Для Беларуси в настоящее время характерно значительное неравенство в распределении доходов.
Основополагающие принципы
эффективной системы
Информация о работе Заработная плата: сущность, формы, особенности в Республике Беларусь