Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:05, контрольная работа
В данной работе рассмотрим методы мотивации труда Японии, западных стран, особенности стимулирования России.
Из вышеуказанного определим цель исследования: изучить зарубежные методы мотивации труда.
Задачи: 1.Рассмотреть и проанализировать формы и методы стимулирования труда в Японии;
2.Изучить западные теории мотивации труда;
3.Выявить отличительные особенности мотивации в России;
4.Проанализировать и скомпонавать изученный материал.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Формы и методы стимулирования труда на предприятиях Японии:….4
1.1 Заработная плата и «бонусы»………………………………………….4
1.2 Единовременные пособия………………………………………………6
1.3 Выходные пособия……………………………………………………....7
1.4 Участие в прибылях……………………………………………………..8
2.Западные теории мотивации труда……………………………………….9
3. Отличительные особенности мотивации труда в России………………12
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….15
1.4 Участие в прибылях
Работникам крупных предприятий предоставлено право участия в прибылях компании путем приобретения ее акций. Однако данной возможностью могут воспользоваться далеко не все в силу как объективных, так и субъективных причин. Это связано с тем, что в стране не прекращается процесс концентрации акций в руках различных юридических лиц, включая банки, финансовые учреждения, страховые компании, торговые и промышленные предприятия. В результате удельный вес индивидуальных акционеров в общем числе держателей акций из года в год сокращается, хотя их абсолютное число растет.
Кроме того, многие работники, опасаясь риска и не веря в 100%-ную гарантию получения приличных дивидендов, предпочитают держать свои сбережения в солидных банках и других надежных с их точки зрения сберегательных учреждениях
Однако обладая даже незначительным числом акций "своей" компании, работники чувствуют себя причастными к результатам ее деятельности.
В целом японский опыт экономического стимулирования трудовой активности наемного персонала может быть полезен российским предприятиям в ходе проведения реформ.
В практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.
Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.
Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных особенностей. В некоторых случаях количество часов, проводимых в учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с новыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее распределение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) - в учреждении, 25% (10 часов в неделю) - в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками.
Работа, которая выполняется только дома за компьютером называется телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда.
Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими компаниями. Фирма «Бритиш Телеком» прогнозирует, что к 2000 году телеработой будет занято около 15% рабочей силы. Если этот прогноз оправдается будет получен колоссальный эффект: количество автомобилей на дорогах сократится на 1.6 млн. единиц, а бензина будет сожжено на 7.5 млрд. литров меньше, фирмы сэкономят по 20 тыс. фунтов стерлингов (около 33 тыс. долларов) в год на каждом сотруднике, а сами сотрудники будут в среднем экономить по 750 фунтов стерлингов в год на бензине и дорожных расходах.
Один из действенных методов мотивации - создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.
На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру, теория Д. Мак-Киеланда делает упор на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стремящимися отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня.
Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Таким людям организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и возможность самим доводить дело до конца.
Мотивация на основании потребности в причастности характерна для людей, заинтересованных в развитии личных связей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Таких сотрудников следует привлекать к работе, которая даст им возможность широкого общения.
Известный ученый в области лидерства Д. Мак. Грегор, выделяя два основных принципа влияния на поведение людей, сформулировал «теорию X» и «теорию Y».
«Теория X» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять трудиться для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.
«Теория Y» основана на демократических
принципах делегирования
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности. Каждая в отдельности модель мотивации существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать вполне закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая могла бы успешно применяться без учета специфики развития каждого предприятия, а тем более отдельного государства в целом. Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам. Но, прежде всего: Первой отличительной особенностью развития систем мотивации является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий России длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна – единственная мотивационная модель “кнута и пряника”, которая и сегодня не утратила своего применения. Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том, что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы). Третья отличительная особенность состояла в том, что мотивационные системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию стимулирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной заработной плате. Четвертая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и не заинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность. Пятая отличительная особенность состояла в том, что мотивационные модели, действующие в России, полностью исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться. Шестая отличительная особенность мотивационных систем России состояла в том, что социальное стимулирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений и т. д.). Созданные коллективным трудом социальные блага предоставлялись в первую очередь рабочим и только затем инженерно-управленческому персоналу, так как главной производительной силой считался рабочий, а не работники интеллектуального труда, чьи творческие идеи рабочие воплощали в реальную жизнь. Более того, если рабочий трудился малопроизводительно, нарушал правила внутреннего распорядка, но отличался плохим здоровьем, ему в первую очередь предоставлялись социальные блага. Седьмая отличительная особенность мотивационных систем состояла в том, что ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных стимулов, так как в них в основном находят отражение стимулы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры. Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И думается, соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран.
Заключение.
Сравнительный анализ
мотивационных систем, применяемых на
предприятиях (фирмах) многих стран наглядно
показал, что каждая в отдельности модель
мотивации не имеет адекватных признаков
и существенно отличается от других не
только по форме, но и по содержанию. И
это можно считать вполне закономерным
явлением, так как в сущности, не может
быть какой-либо единой мотивационной
модели, которая могла бы успешно применяться
без учета специфики развития каждого
предприятия, а тем более отдельного государства
в целом. Даже в условиях централизованного
управления экономикой, когда тарифная
и премиальная системы были строго регламентированы,
отдельные предприятия находили и разрабатывали
свои модернизированные системы мотивации,
побуждавшие работников конкретного предприятия
трудиться более эффективно и качественно,
хотя инновации в этой области происходили,
как правило, при условии предоставления
им определенных правовых преимуществ
в порядке эксперимента.
Эффективность той или иной мотивационной
системы в практической деятельности
во многом зависит от органов управления
сверху вниз, от особенностей страны, экономического
развития и т.д.
В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании. Эффективность их работы определяет результат деятельности организации.
Материальное поощрение
- это всего лишь внешний стимул по отношению
к работе, т. е. внешняя цель. Поэтому многие
руководители, не знающие такой закономерности
действия стимулов, видят только в материальном
вознаграждении мотивирующую силу труда.
Материальное вознаграждение будет действовать
только тогда как стимул, когда оно будет
постоянно увеличиваться.
Учеными доказано, что самым мощным
мотивирующим средством трудового поведения
человека является интерес к работе. Чем
больше знаний имеет человек, чем выше
его квалификация, тем больше он будет
стремиться к интересной работе. Удовлетворение
будет приносить содержание работы, ее
процесс, а не только плата за труд. В интересной
работе человек самоактуализирует способности,
реализует свой психологический потенциал.
Таким образом,
можно сделать вывод, что
Методы и формы стимулирования труда какой страны лучше или хуже можно судить только по развитию экономики страны, то есть в какой стране больше желающих работать, развиваться и довольных своей работой.
Список использованной литературы
1. Афонцев С.А. “Стимулирование
труда и стимулирование
2. Барышева А “Кнут как основное мотивирующее
средство?”// Управление персоналом;99г.№5
3. Батьковский А., Попов С. “Приемы мотивации
к труду и профессиональному росту”//
Проблемы теории и практики управления
99г. №2
4. Голушко А. “Замысловатый мотив”// Управление
персоналом 99г. №3
5.Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности.:
Учебное пособие.-Н.Новгород:НИМБ, 2003.-320с.
6. Колесницкий С. “Роль
мотивации в эффективном
7. Корниенко В. “Стили управления как
мотивирующий фактор”// Управление персоналом
99г. №5
8. Хафизова З.И. Курс лекций по
дисциплине «Методы мотивации труда»
9. Хафизова З.И. Методы мотивации труда: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению контрольных работ по дисциплине «Методы мотивации труда» – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2009. – 20 с.
10. Шепеля В. “ Стимулирование
труда - “Архимедов рычаг” в работе с
персоналом”// Управление персоналом
99г. №5