Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:11, курсовая работа
Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка. Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями.
Федеральное Агентство по Образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский Государственный университет»
Курсовой проект
по дисциплине: Экономика инноваций
на тему: Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Выполнил:
Проверил: Казанцева Л.С.
Хабаровск 2012
Содержание
Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка. Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Таким образом, целями государственной политики ведущих стран мира в области поддержки науки являются:
- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны. В зарубежных странах до 90 % экономического роста достигается за счет научно-технического прогресса, тогда как в России – по данным на 2009 год менее 5 %. (в 1990 эта доля доходила до 65 %);
- обеспечение
прогрессивных преобразований
- повышение
конкурентоспособности
- укрепление
безопасности и
- улучшение экологической обстановки;
- сохранение
и развитие сложившихся
Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные цели, являются:
- свобода
научного и научно-
- правовая
охрана интеллектуальной
- интеграция
научной, научно-технической
образования;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития.
Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области финансирования науки в США и Японии: в отличие от европейских стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.
- стимулирование деловой активности в научной и научно- технической деятельности;
- развитие
международного научного
При обеспечении
поддержки инновационной
- стратегия активного вмешательства;
- стратегия
децентрализованного
- смешанная стратегия.
Суть стратегии
активного вмешательства заключ
Стратегия децентрализованного
регулирования представляет собой
более сложный механизм участия
государства в научной и
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).
Рассмотрим реализацию данных целей и принципов на практике, на примере зарубежных стран.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:
- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
1. страны, ориентированные
на лидерство в науке, реализац
2. страны, ориентированные
на распространение нововведени
3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Рассмотрим
подробнее особенности
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)
Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)
НАСА
Национальное бюро стандартов
Министерство обороны
Национальный центр промышленных исследований
Национальная академия наук
Национальная техническая академия
Американская ассоциация содействия развитию науки.
Последние четыре
структуры имеют смешанное
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.
Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
Япония также имеет
свои особенности в сфере
Окончание ХХ в. и начало ХХI в. характеризуется глобальными экономическими, политическими и социальными процессами, которые оказали и продолжают оказывать свое воздействие на мировое хозяйство, его качественные характеристики. Вызывая определенные, порою существенные сдвиги в мировом хозяйстве,
они часто предопределяют
пути его развития, формируя, в то же время,
многовариантные подходы к достижению
конечной цели, отличающейся большим разнообразием.
Наиболее сильно
тенденции централизации в области научно-технического
прогресса (НТП) проявились в Японии. В
этой стране государство в лице Министерства
экономики, торговли и промышленности
(МЭТП) берет на себя такие функции централизованного
управления, аналога которым нет в США
и даже во многих западноевропейских странах.
Это выработка стратегических долгосрочных
направлений развития и финансирования
государственных программ научных исследований,
обеспечивающих реализацию этих направлений,
координации государственной и частной
предпринимательской стратегии и тактики
развития, тесное взаимодействие частных
компаний и государства.
Процесс централизация
и регулирование сферы научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
в Японии состоит из:
● финансирование науки через государственные
министерства и создание гигантских постоянно
действующих национальных лабораторий;
● развитие централизованных научных
комплексов крупных корпораций, получающих
крупные государственные заказы;
● формирование международных институтов,
программ, проектов.
В Японии государственная
экономическая политика тесно увязана
с инновационной политикой, что представляется
чрезвычайно важным применительно к НИОКР.
Общие подходы
к роли государства в регулировании экономики
распространяется также и на национальную
инновационную политику. Принципы, на
которых строится политика Японии по созданию
благоприятных условий для стимулирования
инновационной деятельности, следующие:
1. Финансовая поддержка
приоритетных отраслей
2. Преференциальное распределение иностранной
валюты в пользу приоритетных отраслей
– с тем, чтобы они могли импортировать
необходимые им оборудование и технологию.
3. Стимулирование импорта новейших иностранных
технологий и технической кооперации
японских фирм с иностранными компаниями.
4. Защита возникающих отраслей посредством
установления высоких импортных пошлин
и нетарифных барьеров.
5. Специальная система ускоренной амортизации
для импортируемого оборудования, что
уменьшает налогообложение японских фирм
и делает возможным увеличение их капиталовложений
в новые промышленные предприятия и проекты.
6. Уникальная система административного
государственного управления конкуренцией,
свойственная только Японии, суть которой
заключается в праве государства регулировать
уровень риска, связанного с конкуренцией,
путем организации слияний, регулирования
объемов производства и капиталовложений.
Характерной особенностью
японской системы управления инновационной
политикой является наличие развитых
горизонтальных связей, что обеспечивает
широкое участие всех государственных
и частных организаций, заинтересованных
в формировании государственной экономической
политики путем ее всестороннего обсуждения.
Другой важной
особенностью и отличием японской системы
управления является то, что она позволяет
формировать интегрированную инновационную
политику, охватывающую все направления
развития науки и техники, определяет
набор экономических и других инструментов
государственного управления,
Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности