Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:11, курсовая работа

Краткое описание

Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка. Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями.

Вложенные файлы: 1 файл

инновации ).doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)



Федеральное Агентство  по Образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский Государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

 

по дисциплине: Экономика инноваций

на тему: Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил: Казанцева Л.С.

              

 

 

 

 

Хабаровск 2012

 

 

Содержание

 

Зарубежный  опыт государственного регулирования  инновационной деятельности

 

Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка. Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Таким образом, целями государственной политики ведущих стран мира в области поддержки науки являются:

- увеличение  вклада науки и техники в  развитие экономики страны. В зарубежных странах до 90 % экономического роста достигается за счет научно-технического прогресса, тогда как в России – по данным на 2009 год менее 5 %. (в 1990 эта доля доходила до 65 %);

- обеспечение  прогрессивных преобразований в  сфере материального производства;

- повышение  конкурентоспособности национального  продукта на мировом рынке;

- укрепление  безопасности и обороноспособности  страны;

- улучшение  экологической обстановки;

- сохранение  и развитие сложившихся научных  школ.

 

Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные цели, являются:

- свобода  научного и научно-технического  творчества;

- правовая  охрана интеллектуальной собственности;

- интеграция  научной, научно-технической деятельности  и

образования;

- концентрация  ресурсов на приоритетных направлениях научного развития.

Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области  финансирования науки в США и Японии: в отличие от европейских стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.

- стимулирование  деловой активности в научной  и научно- технической деятельности;

- развитие  международного научного сотрудничества.

При обеспечении  поддержки инновационной деятельности государства различных стран придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

- стратегия  активного вмешательства;

- стратегия  децентрализованного регулирования;

- смешанная  стратегия.

Суть стратегии  активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

 

Стратегия децентрализованного  регулирования представляет собой  более сложный механизм участия  государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).

Смешанная стратегия  используется в странах, где в  экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).

Рассмотрим  реализацию данных целей и принципов на практике, на примере зарубежных стран.

В мировой  практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих  инновационную деятельность:

- предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

- «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

- снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

 

- связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

В настоящее  время можно выделить три главных  типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. страны, ориентированные  на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2. страны, ориентированные  на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3. страны, стимулирующие  нововведения путем развития  инновационной инфраструктуры, обеспечения  восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Рассмотрим  подробнее особенности регулирования  инновационной деятельности в США и Японии.

Органами  государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

Американский  научный фонд (курирует фундаментальные  исследования)

Американский  научный совет (курирует промышленность и университеты)

НАСА

Национальное  бюро стандартов

Министерство  обороны

Национальный  центр промышленных исследований

Национальная  академия наук

Национальная  техническая академия

Американская  ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных  фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных  исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

 

Существенный элемент  прямой поддержки инновационных  процессов - формирование государственной  инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью  государственной инновационной  политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений  по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Япония также имеет  свои особенности в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.

Окончание ХХ в. и начало ХХI в. характеризуется  глобальными экономическими, политическими и социальными процессами, которые оказали и продолжают оказывать свое воздействие на мировое хозяйство, его качественные характеристики. Вызывая определенные, порою существенные сдвиги в мировом хозяйстве,

 

они часто предопределяют пути его развития, формируя, в то же время, многовариантные подходы к достижению конечной цели, отличающейся большим разнообразием. 
        Наиболее сильно тенденции централизации в области научно-технического прогресса (НТП) проявились в Японии. В этой стране государство в лице Министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП) берет на себя такие функции централизованного управления, аналога которым нет в США и даже во многих западноевропейских странах. Это выработка стратегических долгосрочных направлений развития и финансирования государственных программ научных исследований, обеспечивающих реализацию этих направлений, координации государственной и частной предпринимательской стратегии и тактики развития, тесное взаимодействие частных компаний и государства. 
        Процесс централизация и регулирование сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в Японии состоит из: 
● финансирование науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий; 
● развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы; 
● формирование международных институтов, программ, проектов. 
        В Японии государственная экономическая политика тесно увязана с инновационной политикой, что представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР. 
        Общие подходы к роли государства в регулировании экономики распространяется также и на национальную инновационную политику. Принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности, следующие:

 

1. Финансовая поддержка  приоритетных отраслей промышленности  посредством субсидий и дешевых  кредитов, выдаваемых государственными финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк. 
2. Преференциальное распределение иностранной валюты в пользу приоритетных отраслей – с тем, чтобы они могли импортировать необходимые им оборудование и технологию. 
3. Стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями. 
4. Защита возникающих отраслей посредством установления высоких импортных пошлин и нетарифных барьеров. 
5. Специальная система ускоренной амортизации для импортируемого оборудования, что уменьшает налогообложение японских фирм и делает возможным увеличение их капиталовложений в новые промышленные предприятия и проекты. 
6. Уникальная система административного государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений. 
        Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения. 
        Другой важной особенностью и отличием японской системы управления является то, что она позволяет формировать интегрированную инновационную политику, охватывающую все направления развития науки и техники, определяет набор экономических и других инструментов государственного управления,

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности