Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Объект исследования – интеграционные процессы в странах Азиатско-тихоокеанского региона, предметом исследования выступают особенности интеграционных процессов и интегрированность отдельных стран в АТР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе…………………………....4
1.1. Характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона……………………..4
1.2 АТЭС: цели создания и перспективы развития…………………………...11
2. Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе………………………...13
Заключение………………………………………………………………...……32
Библиографический список……………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Максимова.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Это, конечно, далеко не полная характеристика лишь нескольких стран, входящих в АТР. Все страны, из которых состоит Азиатско-Тихоокеанский  регион, не похожи друг на друга. Каждая из них имеет яркие черты, присущие только ей. Однако их объединяет отношение к Тихому океану, отношение к Азии, торговые и другие отношения, а также межрегиональные организации, в которые они входят. Самую главную организацию, объединяющую страны Азиатско-Тихоокеанского региона, я рассматриваю в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 АТЭС: цели создания и перспективы  развития

 

Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сообщество (АТЭС) –  форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в  области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление Азиатско-Тихоокеанского сообщества.

В настоящее  время в АТЭС входит 21 член, среди  них большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Это одна из немногих организаций, к которым Тайвань присоединилась при полном одобрении Китая. В АТЭС принят термин «участвующие экономики», а не «страны-участники».

Участвующие экономики  и дата вступления в АТЭС:

Австралия 1989 г.;Бруней 1989 г.;Канада 1989 г.;Индонезия 1989 г.;Япония 1989 г.;Республика Корея 1989 г.;Малайзия 1989 г.;Новая Зеландия 1989 г.;

Филиппины 1989 г;Сингапур 1989 г.;Таиланд 1989 г.;США 1989 г.;Китайский  Тайбэй 1991 г.;Гонконг, Китай 1991 г.;Китайская Народная Республика 1991 г.;Мексика 1993 г.;Папуа – Новая Гвинея 1993 г.;Чили 1994 г.;Перу 1998 г.;

Россия 1998 г.;Вьетнам 1998 г.

Организация создана  в 1989г. В Канберрге по инициативе премьер-министров Австралии и  Новой Зеландии. АТЭС создано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участницы АТЭ, а также20 местных наёмных сотрудников.

Первоначально, высшим органом АТЭС были ежегодные  совещания на уровне министров, с 1993г. Главной формой организационной  деятельности АТЭС являются ежегодные  саммиты (информационные встречи) лидеров  стран АТЭС, в ходе которых принимаются  декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров экономики и иностранных дел.

Главные рабочие  органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговли и инвестициям, экономический комитет и административный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1994г. В качестве стратегической цели АТЭС объявлено  создание к 2020г. В АТР системы  свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые государства должны были осуществить либерализацию к 2010 г. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

АТЭС одна из немногих невоенных организаций, которая  не просто объединяет страны, Но и создаёт  зону, где они могут свободно взаимодействовать. В 1998г. Одновременно с приёмом в  АТЭС сразу 3-х новых членов: России, Вьетнама и Перу, был введён десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава Форума. В очередь на вступление Индия и Монголия. АТЭС объединяет экономики стран, позволяет им полноценно сотрудничать и извлекать из этого сотрудничества наибольшее количество плюсов.

У АТЭС большие  перспективы развития, т.к. у стран, входящих в него, а также тех, кто хочет войти, есть ещё много вопросов, по которым надо найти взаимодействие.

 

2. Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

 

Более 70% внешнеторгового  оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия придает большое значение укреплению своих политических и экономических позиций в АТР.

Факторы развития экономических связей. Повышенный интерес  России к развитию экономических  связей со странами АТР объясняется стремлением диверсифицировать географию своих внешнеэкономических связей, ориентированных в настоящее время, прежде всего, на Запад. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.

Другим фактором, определяющим стремление России интенсифицировать  свои торгово-экономические отношения  со странами АТР, является желание активно  подключить экономический потенциал  России, и прежде всего ее восточных районов, к развитию хозяйственных связей с наиболее динамичной частью мирового хозяйства, которой является названный регион. Рынки многих государств этого региона, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, обладают благоприятными потенциальными возможностями для расширения российского экспорта и получения по импорту широкой номенклатуры жизненно важной для экономики России продукции.

Интенсификация  экономических связей со странами АТР, где сосредоточен ряд крупнейших в мире финансовых центров, может также открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.

Наконец, следующий  фактор, который диктует необходимость  ускоренного развития связей России со странами АТР, — это транспортные проблемы. В результате потери морских портов на Балтике и Черном море, прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам перевозки даже резко упавших объемов экспортно-импортных грузов в западном и южном направлениях стали весьма узким местом в ВЭД России. В силу этого Россия вынуждена переориентировать все большую часть потоков экспортно-импортных грузов на дальневосточные порты.

В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится почти 15% внешнеторгового оборота России.

Наиболее крупными торговыми  партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная  Корея). Достаточно весом товарооборот России с Сингапуром и Таиландом. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.

Товарная структура российского  вывоза в страны АТР имеет определенные позитивные отличия от структуры  общероссийского экспорта. В этом экспорте гораздо ниже доля топливных товаров (последние представлены практически только каменным углем) и выше доля машин и оборудования. В нашем вывозе в страны АТР весомо представлены также химические товары (особенно удобрения), черные, цветные, редкие и драгоценные металлы, лесные товары, морепродукты.

Структура ввоза из этих стран мало отличается от общего импорта  России: машины и оборудование, одежда, обувь, текстиль, бытовая электроника, продовольствие, хотя доли этих товаров  в импорте заметно колеблются по странам. Прослеживается закономерность — чем выше доля централизованной торговли с той или иной страной, тем больше завозится из нее товаров производственного назначения (Япония, Южная Корея), чем ниже — тем существенней доля потребительских товаров (Китай, Гонконг, Таиланд).

Значительный подъем в  настоящее время переживают российско-китайские  экономические связи. В течение 2000 г. объем взаимной торговли двух стран  увеличился на 45 и в 2001 г.— на 40%, достигнув 7,7 млрд долл. (экспорт — 3,3, импорт — 4,1).

Китай — главный торговый партнер России среди стран АТР. Удельный вес Китая в общем объеме внешней торговли России в 2001г. со странами дальнего зарубежья составил, по предварительным данным, 5%. Несмотря на существенный рост российско-китайского товарооборота за последнее время, следует вместе с тем отметить, что его объем почти в 5 раз ниже торговли Китая с США. Динамизму российско-китайских экономических связей способствует ряд факторов: значительная взаимодополняемость экономик, географическая близость, наличие богатого опыта сотрудничества. Многие отрасли хозяйства двух стран в настоящее время находятся на близком технологическом уровне, в силу чего возникают благоприятные условия для их «стыковки».

Формы экономического сотрудничества двух стран достаточно разнообразны. Здесь централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, поставки специмущества (в первую очередь оборонительных видов вооружения), техническое содействие Китаю в строительстве ряда крупных энергетических объектов, а также в проведении технической реконструкции и частичной модернизации оборонной промышленности.

В торговле с Китаем быстро растет доля прямых связей. Удельный вес  централизованной торговли соответственно падает. В результате официального прекращения с 1991 г. клиринговых расчетов и в связи с отсутствием у основной части российско-китайских участников ВЭД необходимых резервов СКВ торговля между двумя странами приобрела характер преимущественно встречных бартерных операций. По некоторым оценкам, даже 2000 г. на бартер приходилось более 50% российско-китайской торговли.

Структура российского экспорта в Китай заметно отличается от общего экспорта России. Так, в 2000 г. в  вывозе в Китай 45% приходилось на машины и оборудование. Это в несколько  раз выше соответствующего показателя в общем вывозе страны (в 2000 г. 9%, в 2001 г. 6,7%). Важнейшими статьями российского машинотехнического экспорта являются средства автомобильного транспорта, самолеты, суда, энергетическое и электротехническое оборудование, продукция электронной промышленности и т. д. Другими важными статьями вывоза в Китай были химические удобрения (26%), прокат черных металлов (12%), лесоматериалы, цемент и некоторые другие товары.

В китайском экспорте в  Россию на промышленные товары народного  потребления приходилось 53% и на сельскохозяйственную продукцию, включая продовольствие, 28%.

Анализ структуры импорта  из Китая свидетельствует, что она  в значительной мере определяется нынешним состоянием российской экономики и  малорациональная с точки зрения долгосрочных интересов страны. Что касается приграничной и региональной торговли, то ее структура еще менее рациональна.

В этих секторах торговли, образующих уже сегодня основную часть двустороннего  товарооборота, характер наших и  китайских закупок товаров прямо  противоположен. Импорт Китая из России, состоящий из сырья, промышленной продукции (в том числе строительных материалов, удобрений), носит исключительно производственный характер. В отличие от этого импорт России из Китая состоит из готовой одежды, обуви, продовольствия и отчасти бытовой электроники. Таким образом, его структуру определяют товары потребительского назначения.

Не отрицая того факта, что китайское продовольствие и  одежда необходимы для Сибири и Дальнего Востока, испытывающих острую потребность  в снабжении своих рынков этими видами продукции, следует отметить, что подобная направленность импорта снижает роль внешней торговли в экономическом развитии этих регионов. В целом характер приграничной и региональной торговли на сегодняшний день более благоприятен для Китая, чем для России.

Требуют к себе серьезного внимания и организационные стороны  российско-китайской торговли. Наряду со всероссийскими внешнеэкономическими объединениями, утратившими свое доминирующее положение в торговле, субъектами ВЭС с Китаем в настоящее время выступают производственные и другие предприятия и организации, осуществляющие прямые торговые операции в рамках региональной и приграничной торговли, а также многочисленные индивидуальные коммерсанты — «челноки», совершающие регулярные «бизнес-туры» между Россией и Китаем.

Объем «челночного» бизнеса  не поддается централизованному  учету. По некоторым оценкам российских специалистов, годовой объем этих операций в настоящее время превышает 1,2 млрд долл. с положительным сальдо в пользу Китая более 1,0 млрд долл. Если учесть, что расчеты по «челночным» операциям совершаются в СКВ, то можно сделать вывод, что отрицательное сальдо баланса этих операций означает отток из России валютных ресурсов.

Низкий уровень контроля и координации характерен для всех российских участников формирующейся системы организации российско-китайской торговли. Этот процесс идет во многом стихийно, без какой-либо серьезной помощи новым, так правило, не имеющим специальной подготовки и навыков участникам ВЭД. Это ведет к росту потерь для страны, к усилению тенденций местного экономического сепаратизма, ослаблению региональных и федеральных хозяйственных связей и их переориентации на Китай. Усилению этих тенденций способствует и большое повышение стоимости железнодорожных перевозок при поставках товаров на Дальний Восток из европейской части России.

Китайская сторона  подошла к началу формирования новой  системы организации ВЭД с  Россией более подготовленной. Ее участники ВЭД лучше обеспечены экспортными ресурсами, текущей рыночной информацией, их деятельность достаточно четко контролируется и координируется. Власти КНР не допускают стихийного разрастания числа компаний, участвующих в ВЭД, стремясь поддерживать их общее количество на оптимальном уровне, позволяющем осуществлять оперативный контроль и регулирование их деятельности со стороны местной администрации.

Все это позволяет  китайской стороне быть более  динамичной и инициативной в двусторонних отношениях с Россией, последовательно  проводить единую торгово-экономическую политику, в конечном счете направленную на использование Сибири и Дальнего Востока как источника промышленного сырья и крупного импортера промышленных товаров потребительского назначения из Китая.

В отношениях России с КНР важнейшей задачей на ближайшее будущее является придание двусторонним экономическим связям цивилизованного характера. Чрезмерная «бартеризация» товарооборота, разгул челночной торговли снижают эффективность экономических связей, создают благоприятные условия для злоупотреблений и нанесения экономического ущерба России. Потери нашей страны в результате занижения экспортных и завышения импортных цен в рамках бартерной торговли с Китаем оцениваются в 350 — 500 млн долл.

Информация о работе Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе