Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Объект исследования – интеграционные процессы в странах Азиатско-тихоокеанского региона, предметом исследования выступают особенности интеграционных процессов и интегрированность отдельных стран в АТР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе…………………………....4
1.1. Характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона……………………..4
1.2 АТЭС: цели создания и перспективы развития…………………………...11
2. Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе………………………...13
Заключение………………………………………………………………...……32
Библиографический список……………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Максимова.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо  также устранение перекоса в структуре импорта из этой страны, где доминирующую роль играют потребительские товары, и далеко не лучшего качества. Между тем Китай располагает ценными видами сырьевых товаров (олово, вольфрам, молибден, тантал, редкоземельные элементы, флюорит, сурьма, ртуть, барит), потребность в которых у России после развала Советского Союза резко возросла. С другой стороны, есть в Китае возможность для поставок в нашу страну и многих других видов продукции, которая способствовала бы ускорению начала подъема экономики России.

Вторым по значимости партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству со странами АТР является Япония, товарооборот с нею в 2000 г. составил, по оценке, около 3,5 млрд долл. Главная причина низкого уровня российско-японской торговли — достаточно хорошая обеспеченность Японии (по импорту из других стран) товарами, составляющими основу российского экспорта (лес, уголь, морепродукты и др.). В рамках его нынешней структуры, без развития инвестиционного, финансового сотрудничества, кооперации перспективы роста российско-японской торговли крайне ограниченны. Помимо структуры наш экспорт в Японию подрывается несоответствием качества предлагаемых массовых товаров высоким требованиям японского рынка в части стандартов и спецификаций, сроков поставок, упаковки, маркировки, внешнего вида и т.д.

Необходимо  отметить крайне слабую зависимость  Японии от российских поставок. Так, доля России в японских закупках лесоматериалов составляет не более 5%. Примерно таков  же уровень зависимости по другим товарам российского экспорта. Это позволяет Японии в случае необходимости легко перебрасывать эти закупки на другие страны.

Что же касается российского импорта из Японии, то его сокращение (в 2001 г. на 11%) обусловлено  нарастающей задолженностью российских импортеров японским поставщикам. По японским данным, к середине 2001 г. просроченные российскими фирмами платежи за импорт из Японии достигли 1,6 млрд долл.

Падение объемов  российско-японской торговли в сравнении  с ранее достигнутыми показателями в какой-то мере результат и свертывающегося экономического сотрудничества между странами. Как известно, с середины 60-х гг. в системе российско-японских экономических связей важное место занимали крупномасштабные проекты сотрудничества в разработке природных ресурсов восточных районов России.

Осуществление этих проектов предполагало закупку  в кредит в Японии оборудования и  технологий для модернизации промышленности Сибири и Дальнего Востока с последующей  поставкой из России части продукции  реконструируемых предприятий в  порядке компенсационного погашения кредитов. Реализация 9 генеральных соглашений затронула в основном лесной и топливно-энергетический комплексы. В последнее время, однако, и в этой области внешнеэкономических связей наметился спад, связанный как с падением интереса японской стороны к масштабным сырьевым проектам, так и с неудовлетворенностью России эффективностью подобной формы кооперации, не приведшей к заметным качественным сдвигам в экономике восточных регионов, созданию здесь современного экспорт-ориентированного производства с развитой инфраструктурой.

Отказ Японии закупать в оговоренных количествах продукцию  некоторых объектов, созданных в  рамках компенсационных соглашений (в частности, уголь) — одна из важных причин обострения проблемы государственной  задолженности России Японии. Общий объем нашего государственного долга Японии на середину 2000 г. составлял около 8 млрд. долл. По этому показателю Япония занимает четвертое место среди кредиторов России. Отношения по данному вопросу регулируются Парижским клубом.

Многие японские бизнесмены признают, что нефтегазовая индустрия — это та единственная сфера бизнеса в России, которая в обозримом будущем будет представлять серьезный интерес для крупнейших компаний Японии. Они не скрывают, что заинтересованы в диверсификации поставок нефти за счет освоения российского Дальнего Востока, и в первую очередь Сахалина.

Не представляет особого интереса для Японии и  военная индустрия, что разбивает  надежды России на активное японское участие а конверсионных проектах. Токио не намерен давать санкции на подключение компаний страны к программам по конверсии российских предприятий до тех пор, пока Москва не предоставит твердых гарантий, что перепрофилированные предприятия будут выпускать исключительно гражданскую продукцию. Вместе с тем определенный интерес японских фирм к технологическим разработкам нашего ВПК сохраняется. Не дает пока результатов и сотрудничество в области ядерной энергетики. В плане поставок обогащенного урана, несмотря на предпринимаемые Россией усилия, сдвигов тоже нет. Между тем, по имеющимся оценкам, поставки обогащенного урана из России в Японию могли бы давать до 100 млн долл. в год.

Японские предприниматели, конечно, прекрасно понимают, что  Россия в перспективе их крупнейший партнер по торгово-экономическому сотрудничеству. Однако пока в России не будет восстановлена политическая и экономическая стабильность, пока не будет разработана четкая юридическая база для ВЭД, они не пойдут на развитие полномасштабных экономических связей с Россией.

Таким образом, в последние годы в ваших отношениях с Японией к проблеме «северных территорий» добавились возросшие экономические трудности, ставшие еще одним и, может быть, даже более сложным препятствием на пути расширения российско-японского экономического сотрудничества. Эти проблемы оказывают свое воздействие и на возможность получения японских кредитов, и на инвестиционную деятельность японских фирм в России.

На ближайшую  перспективу уровень торгово-экономического сотрудничества с Японией будет  определяться экспортными возможностями России, ее способностью наращивать поставки на японский рынок конкурентоспособной экспортной продукции, возможностями погашать возникшую большую задолженность и своевременно оплачивать поставки японской продукции.

Перспективным партнером России по сотрудничеству в АТР является Южная Корея. Предпосылкой для полномасштабного экономического взаимодействия двух стран стал слом стереотипов «холодной войны», признание бывшим Советским Союзом Республики Корея.

За свою недолгую историю российско-южнокорейское торгово-экономическое сотрудничество уже познало взлеты и падения. Можно сказать, что первый этап этого сотрудничества, носивший преимущественно экстенсивный характер, сейчас подходит к концу, поскольку практически исчерпал свои возможности. Так, российско-южнокорейский товарооборот, быстро росший с 2000 г. после открытия прямых связей с Республикой Корея, к 2002 г., очевидно, достиг потолка (1,6 млрд. долл.) и на старой основе (чисто торговых операциях) едва ли имеет потенциал роста. Это связано, прежде всего, с ограниченностью экспортной базы России.

Дальнейший  рост российско-южнокорейской торговли возможен лишь на путях перехода к  широкому инвестиционному и технологическому сотрудничеству, что позволит создать  внутренний механизм его саморазвития и в какой-то мере избежать традиционной, невыгодной для России схемы разделения труда, где нашей стране отводится роль поставщика сырьевых и топливных ресурсов.

По мере продвижения  России к созданию цивилизованных рыночных механизмов взаимное тяготение и  поле для сотрудничества между Россией и Южной Кореей будут возрастать. Во-первых, сохранится заинтересованность Кореи в получении сырья из близлежащих источников, с одной стороны, и потребности России в капитале для их разработки — с другой. Во-вторых, в процессе изменения структуры экономики Южной Кореи в пользу наукоемкой составляющей возрастает значение России как важного источника новейших технологий, в коммерциализации которых Россия также крайне заинтересована. В-третьих, по мере экономической стабилизации будет возрастать значение России как емкого перспективного рынка сбыта для экспортоориентированного южнокорейского производства.

На высшем уровне намечены приоритетные сферы экономического сотрудничества между Россией и  Южной Кореей: машиностроение, электроника, химия, судостроение, авиакосмическая промышленность и др. Южная Корея может также стать одним из наиболее перспективных среди промышленных стран партнеров по научно-технологическому обмену. В отличие, к примеру, от Японии технологический разрыв у России с Кореей не так велик, а в южнокорейской научной базе остаются пробелы, которые можно заполнить с помощью России. Немалый эффект может дать соединение производственно-внедренческих возможностей корейских фирм с потенциалом российской науки и техники.

В последнее  время в торгово-экономических  отношениях с Южной Кореей наметилось определенное охлаждение, спад интереса к нашей стране. Причиной тому и  политические моменты (в частности, отголоски истории с гибелью  самолета), но главное — это проблемы экономические. Прежде всего — проблемы несвоевременного погашения Россией своей внешней задолженности Южной Корее, отсутствие у нашей страны достаточных экспортных ресурсов, малая привлекательность российской экономики для инвестирования южнокорейских капиталов. Не исключено, что такая тенденция в торгово-экономических отношениях с этой страной в ближайшие годы сохранится.

На торгово-экономические  отношения России с КНДР серьезное  воздействие продолжает оказывать  углубляющийся структурный кризис корейской экономики. Одним из факторов возникновения этого кризиса явился переход бывшего СССР и стран Восточной Европы в торговле с КНДР на мировые цены и расчеты в СКВ вместо клиринга. В 1992 г. на эти условия торговли с КНДР перешел и Китай. Адаптация Северной Кореи к новым условиям торговли проходит очень тяжело.

В результате углубляющегося в Северной Корее экономического кризиса произошло резкое сокращение производства практически всех основных групп ее экспортных товаров (черных металлов и их проката, магнезитового  клинкера, барита, талька, кианита, цемента, антрацита, цветных металлов, аккумуляторов, микроэлектродвигателей, швейных и трикотажных изделий, обуви и т. д.). Это сильно сузило возможности страны в сфере ВЭД.

Однако торговые компании КНДР вели активную работу по налаживанию прямых деловых связей с российскими производителями и внешнеэкономическими организациями. В результате Россия оказалась единственной страной среди ведущих торговых партнеров КНДР, которая увеличила свои поставки на северокорейский рынок. В частности, возросли поставки машин и оборудования, нефти, угля, удобрений, проката черных металлов.

Для корейской  стороны была характерна ее прежняя, традиционная тенденция придерживать свои поставки в расчете на получение  кредитов, отсрочки платежей или же вообще на списание задолженности.

Значительную  часть северокорейского экспорта в  Россию составляли товары, закупаемые в третьих странах (Япония, Южная  Корея, Гонконг и другие страны АТР) специально для бартерной торговли. Прежде всего, это ЭВМ и бытовая электротехника. Технико-экономическое сотрудничество, широко развитое в прежние годы в сооружении на территории КНДР многих важных народнохозяйственных объектов, в настоящее время переживает спад, большинство строящихся или намеченных к строительству объектов было частично или полностью законсервировано.

Осложнение  политических отношений с КНДР, естественно, будет и в дальнейшем сказываться  на экономических отношениях России с этой страной. Это, видимо, осложнит и реализацию ранее достигнутой  договоренности с Южной Кореей о намечаемом строительстве газопровода из России, поскольку его трасса должна проходить через территорию КНДР. Не исключено, что это будет также оказывать свое воздействие и на позицию КНДР в плане ее участия в реализации «проекта Туманган».

В последние  годы осложнились торгово-экономические  отношения России с Вьетнамом, Объекты  торговых операций резко сократились. Значительное превышение нашего импорта  из этой страны над экспортом объясняется  в основном поставками из Вьетнама продукции в счет погашения ранее предоставленных ему бывшим Советским Союзом кредитов. Доля России во внешней торговле Вьетнама в настоящее время не достигает и 4% и далеко не сопоставима с той ролью, которую играл на вьетнамском рынке бывший Советский Союз.

Практически были свернуты другие формы экономического сотрудничества, заморожены многие стройки, осуществлявшиеся на территории этой страны при нашем экономическом и техническом содействии. Позиции России во Вьетнаме начинают успешно занимать другие партнеры, в частности из числа стран АТР — Япония, Китай. Активизируют свою деятельность в этой стране Франция и США.

Вьетнам стал привлекательным  для многих зарубежных инвесторов, объемы иностранных инвестиций во вьетнамскую  экономику растут год от года. Обращает на себя внимание тот факт, что иностранным компаниям начинают передаваться и те объекты, сооружение которых ранее намечалось при нашем экономическом и техническом содействии. Примером тому может служить передача подряда на строительство нефтеперерабатывающего завода (южновьеткамская провинция Донгяай) фирмам Тайваня и Франции.

Погашение Вьетнамом  внешней задолженности России характеризуется  большими сложностями. По просьбе вьетнамской  стороны сроки выплаты по долгу  значительных сумм отодвинуты на более  отдаленный период (2000 -2010 гг.). В этих условиях между Россией и Вьетнамом достигнута договоренность о реинвестировании части внешнего долга в создание российско-вьетнамских совместных предприятий. Согласован перечень вьетнамских объектов, на базе которых могут быть созданы совместные с российской стороной предприятия.

Другие страны АТР. Из других стран АТР наиболее активно развивались торговые отношения  с Сингапуром, Таиландом, Тайванем. Однако в ближайшие годы добиться существенного прироста объемов  торгово-экономического сотрудничества с указанными странами вряд ли удастся.

Информация о работе Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе