Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:44, курсовая работа
Информационная экономика изменила многие аспекты экономической реальности, в том числе, и функцию денег, которые из всеобщего эквивалента трудозатрат постепенно превратились в средство расчета. Виртуальные банки и системы оплаты – плод развития информационных технологий.
Таким образом, в самом общем виде информационные технологии в экономике можно определить как совокупность действий над экономической информацией при помощи компьютерной техники для получения оптимального конечного результата.
Основная цель ИТ — обеспечивать эффективное использование информационных ресурсов:
• при разработке стратегических планов развития организаций;
• в процессе изучения
влияния инвестиционно-
• для обеспечения
конкурентоспособности
• для осуществления поддержки принятия управленческих решений.
Развитие ИТ во всем мире
объясняется возросшей
В основе управления современными предприятиями лежит концепция маркетинга взаимодействия, т.е. совершается переход от концепции управления XX в. «продаем то, что производим» к концепции XXI в. «производим то, что продаем», то, что пользуется спросом.
3. Основные виды экономической деятельности, в которых применяются информационные технологии
Экономические аспекты воздействия информационных технологий на сферы обмена и потребления весьма неоднозначны.
Появление новых информационных технологий – переворот, который потрясает сами основы традиционной экономики. Переход к Интернет – это новые возможности добиться прибыли путем повышения уже имеющейся товарности. Интернет – главное информационное средство производителей и потребителей.
Информационные технологии в общем виде можно охарактеризовать как процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, действий этапов различной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Главная цель информационных технологий – в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных получить необходимую для пользователя информацию. Основной средой для информационных технологий являются информационные системы.
В соответствии с определением, принятым ЮНЕСКО, информационной технологией называется совокупность взаимосвязанных, научных, технологических и инженерных дисциплин, которые изучают методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, а также вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием.
В зависимости от конкретных прикладных задач, которые требуется решить, можно применять различные методы обработки данных и различные технические средства.
Информационные технологии в экономике – это средство виртуальной экономики.
Виртуальная экономика – это среда, особое экономическое пространство, в котором осуществляется электронный бизнес, то есть это экономика, основанная на использовании интерактивных возможностей. Рассматриваемому пространству присущи специфические черты, отличающие виртуальную экономику от обычной, не виртуальной, оффлайновой экономики.
Виртуальную экономику часто называют новой экономикой, чтобы подчеркнуть ее отличие от старой, традиционной экономики.
Рассмотрим более подробно характеристики новой экономики.
Основой экономической деятельности является бизнес. В виртуальной экономике существует понятие электронного бизнеса.
Электронный бизнес – это деятельность компании, направленная на получение прибыли, которая основывается на цифровых технологиях и тех преимуществах, которые они предоставляют.
Сферы применения электронного бизнеса |
Электронная торговля |
Мобильная торговля |
Финансовые операции |
Купля-продажа информационного продукта |
Купля-продажа через торговые автоматы |
Банковские операции |
Купля-продажа через виртуальный магазин |
Рынок бытовых услуг |
Страховые операции |
Операции на фондовой бирже |
Операции с иностранной валютой |
Рис.1. Сферы применения электронного бизнеса
Понятие ″электронный бизнес″ включает в себя множество различных информационных технологических понятий:
▪ технологии электронной коммерции;
▪ технологии электронных аукционов;
▪ электронные банки;
▪ IP-телефония;
▪ Интернет-телефония;
▪ технологии электронных указателей;
▪ электронные НИР и ОКР;
▪ электронный франчайзинг;
▪ электронная почта;
▪ электронный маркетинг;
▪ электронный менеджмент оперативных ресурсов (ORM);
▪ электронный менеджмент поставок;
▪ электронные брокерские услуги;
▪ информационные технологии знакомств.
Рассмотрим более подробно эти понятия.
► Технологии электронной коммерции.
Электронная коммерция (e-commerce) – это один из способов осуществления электронного бизнеса. Рассматривая проблемы электронной коммерции, следует обратить внимание на двоякое толкование самого термина. Иногда, говоря об электронной коммерции, имеют в виду исключительно коммерческую деятельность провайдеров Интернет-услуг (IPS – InternetServiceProviders), но гораздо чаще электронной коммерции дают более широкое толкование как совокупности всех возможных способов использования Сети в коммерческих целях. Провайдер Интернет-услуг – это коммерческая фирма, которая обеспечивает доступ в Интернет, поддерживая его за определенное вознаграждение, и оказывает некоторые сопутствующие услуги по требованию клиентов.
Термин ″электронная коммерция″ объединяет в себе множество различных технологий:
▫ EDI (протокол электронного обмена данными);
▫ электронная почта;
▫ Интернет;
▫ Интранет (обмен информацией внутри компании);
▫ Экстранет (обмен информацией с внешним миром).
Наиболее развитой информационной технологией, на которой может базироваться электронная коммерция, считается протокол электронного обмена данными – EDI (ElectronicDataInterchange) – это метод кодировки последовательных транзакций и их обработки в on-line режиме.
Любая коммерция, в том числе и электронная коммерция в Интернете, подразделяется на две большие категории:
Основная модель B2C-торговли – это розничные Интернет-магазины. Во всем мире система B2C является развитой структурой удовлетворение потребительского спроса. В последние несколько лет электронная коммерция типа B2C вошла в новый этап своего развития. Происходит слияние мелких компаний, дублирующих друг друга по ассортименту предлагаемых товаров, или их поглощение крупными конкурентами.
Рынок B2B был создан специально для организаций с целью поддержки взаимодействия между компаниями и их поставщиками, производителями и дистрибьюторами. Этот рынок открывает намного более широкие возможности, чем сектор B2C-торговли.
Когда речь идет о коммерческом использовании возможностей Интернет-сети различными экономическими субъектами, в структуре электронной коммерции, как правило, выделяют несколько звеньев:
▫ реклама и представление товара;
▫ осуществление операций купли-продажи через каналы Сети;
▫ послепродажные услуги клиентам;
▫ построение отношений с клиентами.
Операции купли-продажи посредством Сети являются сутью электронной торговли.
Реклама в Интернете имеет огромное значение, причем сетевая реклама отличается от ее традиционных видов. Это, прежде всего, баннерная реклама и размещение рекламной информации на наиболее часто посещаемых серверах. Для измерения эффективности рекламы в Сети можно использовать метод подсчета количества посещений и последовавших затем заказов продукции.
Процессы послепродажных услуг клиентам и построения отношений с клиентами предполагают возможность получения клиентом необходимой информации, которая может ему понадобиться в связи с приобретением товара как в режиме реального времени, так и по электронной почте.
► Технологии электронных аукционов.
Электронные аукционы являются частью нового типа рынков – электронных торговых площадок (ЭТП), целью которых является сведение покупателей и продавцов.
Основное средство реализации электронных аукционов – Интернет.
На электронных аукционах цена не фиксирована. Источники доходов онлайновых, то есть электронных, аукционов – комиссия за трансакции и реклама. Это достаточно перспективная сфера электронной коммерции. Многие компании используют электронные аукционы в качестве инструмента маркетинговой оценки, позволяющего определить первоначальный спрос и рыночную цену в отношении нового продукта.
На Интернет-аукционы могут быть выставлены любые товары, в наибольшей степени подходящие для аукционной торговли:
▫ компьютеры и комплектующие, а так же новые для рынка
высокотехнологичные товары;
▫ уцененные товары;
▫ неходовые товары;
▫ недавние лидеры продаж;
▫ коллекционные товары.
Интернет-аукционы классифицируются на основании их разделения по направлению роста или убывания ставок.
Ставки могут увеличиваться от минимальной до максимальной или, наоборот, уменьшаться от первоначально максимальной до определяемой неким способом выигрышной минимальной.
Классификация электронных аукционов.
Ведущими мировыми электронными аукционами на сегодняшний день являются – FreeMarkets, TradeOut, AsseTrade. Но самый большой в мире электронный аукцион – американский онлайновый аукцион eBay, на котором продаются самые разнообразные товары – от самолетов и подводных лодок до автографов кинозвезд. В настоящее время это один из немногих крупных прибыльных порталов, который планирует активно участвовать и на рынках других стран: Германии, Канады, Японии, Австралии, Великобритании.
Крупнейший онлайновый аукцион в России – Molotok.Ru.
В связи с перспективностью аукционной деятельности в Интернет сейчас особой популярностью пользуются различные теории аукционов, которые становятся одним из наиболее модных разделов экономический науки.
► Электронные банки.
Банковская деятельность в электронном виде осуществляется в двух формах: услуги оказываемые электронными банками, и услуги, оказываемые традиционными банками, но в онлайновом режиме.
В основе возникновения и развития Интернет-банкинга (Internet-banking) лежат разновидности удаленного банкинга, использовавшиеся на более ранних этапах существования банковского дела:
▫ PC banking – доступ к банковскому счету с помощью персонального компьютера, осуществляемый посредством прямого модемного соединения с банковской сетью;
▫ telephonebanking – обслуживание счетов по телефону;
▫ videobanking – система интерактивного общения клиента с персоналом банка.
Интернет-банкинг можно определить как управление банковскими счетами через Интернет.
Онлайновым банкам предсказывают прекрасное будущее. Эти прогнозы основываются на ряде преимуществ, которые дают своим клиентам электронные банки. Смарт-карты создают такие удобства для клиентов, которые ранее представлялись недостижимыми: круглосуточный режим работы, беспрерывную доступность услуг. Интернет-банкинг включает обслуживание клиентов через Интернет путем предоставления им широкого спектра услуг: открытие депозитов, покупка и продажа валюты и ценных бумаг, осуществление переводов, получение выписки по своим счетам и многое другое. Клиенты могут проверять состояние своих счетов, не покидая офис или дом, из любой географической точки мира и в любое время суток. Таким образом, возникает существенная экономия на обслуживании частных клиентов в результате автоматизации данного процесса, особенно в случае комплексного подхода к использованию электронных возможностей: формирование домашнего банка, создание ЭТП, продвижение платежных схем для электронной торговли и т.п.
Очевидно, что пока в отношении банковского сектора можно говорить не о переходе на онлайновый режим, а, скорее, о параллельном использовании традиционных методов ведения бизнеса и тех возможностей, которые дают новые информационные технологии.
Информация о работе Значение информационных технологий в современной экономике