Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 13:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.
Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслям. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.
Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении для российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая бы адекватно соответствовала формирующимся экономическим отношениям.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам функционирования монополий и особенностям их государственного регулирования посвящено немалое количество работ отечественных и зарубежных ученых.
Значительный вклад в исследование функционирования и развития монополий внесли зарубежные ученые Дж. Гэлбрейт, Э. Долаи, Ж. Дюпгои, A. Курно, Д. Линдсей, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Милль, Д. Рикардо, Е. Ричард, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, А. Смит, М. Фридмен, Э. Чемберлин, Д. Хэй, Й. Шумпетер.
Также в трудах отечественных экономистов проанализированы особенности функционирования и государственного регулирования монополий. Следует отметить работы С.Б. Авдашевой, A.B. Барышевой, Н.И Белоусовой, B.Н. Богачепа, А.Я. Бутыркина, Е.М. Васильевой, В.М. Гальперина, C.М. Игнатьева, О.В. Коломийченко, Е.И. Котелкиной, В.Н. Лившица, В.И. Моргунова, A.A. Никифорова, Н.М. Розановой, В.Б. Студенцова, Ю.В. Сухотина, В. Цапелика, А.Е. Шаститко.
Цель данной работы. Идентифицировать монопольную власть на российских рынках.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Методологической и теоретической базой исследования послужили системный и функциональный анализ; методы формальной логики.
Информационной и эмпирической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области функционирования и развития монополий, данные статистических органов, материалы периодической печати, аналитические обзоры, документы, опубликованные в электронных изданиях и сети Интернет.
Курсовая работа состоит из трёх глав, введения и заключения.
В первой главе раскрываются основные понятия монополии: сущность монополии, характерные черты монополий, их основные признаки, формы и виды.
Вторая глава ориентирована на анализ процесса развития и истории возникновения монополий в России, структуру становления монополизации и причин возникновения монополий.
В третьей главе описываются социально-экономические последствия монополизации рынка, основные меры и методы борьбы с этим процессом. А также проводится анализ концентрации монопольной власти на российских рынках.
Глава I. Понятие монопольной власти
1.1 Сущность монопольной власти
В узком смысле под термином «монополия» подразумевается такая рыночная ситуация, при которой одна фирма производит уникальный товар, не имеющий близких заменителей, что даёт ей возможность полностью контролировать функционирование отрасли: диктовать монопольно высокие цены, регулировать объём выпуска в зависимости от ожидаемой прибыли и обладать абсолютной информацией об условиях сбыта продукции данной отрасли. При этом подобная фирма защищена от возможной конкуренции непреодолимыми барьерами, среди которых государственные лицензии (почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги), собственность на редкие и невосполнимые ресурсы (компания «Де Бирс» на рынке алмазов), авторские права и патенты, эффект масштаба( преимущества крупного производства), а также нелегальные методы борьбы с потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения.
Это состояние рынка является антиподом совершенной конкуренции. Однако впоследствии под этим термином стали подразумевать ситуацию, когда небольшое количество производителей контролирует большую часть рынка той или иной продукции, и поэтому имеет возможность оказывать некоторое влияние на цену товара.
Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.
Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы.
Первый заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.
Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену.
Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.
Характерные черты монополии:
Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.
Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.
1.2 Формы и виды монополий
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать следующим образом:
1
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. Примерами российских естественных монополий являются РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", горводоканалы, железная дорога, электросвязь.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
Существуют два типа естественных монополий:
а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой, обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом, (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста). Примером может послужить месторождение меди и никеля в Норильске.
б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально), да и просто невыгодно создание в городе двух систем канализации, водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения и проводных телефонных сетей. Что касается последней монополии, то на этот рынок вторглись кампании мобильной телефонной связи – Utel, МТС, Билайн, и т.д. С помощью установки газовых и электрических котлов в отдельной квартире сети газоснабжения и электроснабжения составили некоторую конкуренцию теплосетям. Если хозяина частного коттеджа не устраивают высокие цены за услуги по водоснабжению, он имеет возможность качать воду из собственной скважины. Если его не устраивают высокие цены за центральное теплоснабжение, то, в крайнем случае, он может перейти на отопление с помощью печей на дровах. В загородном доме не помешает иметь печь и запас дров на случай аварии тепло - и газосетей, не помешает иметь несколько котлов, работающих на разных видах топлива.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Например, Газпром. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Информация о работе Идентификация монопольной власти на российских рынках