Издания, посвященные 200-летию Отечественной войны на современном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:12, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать рынок изданий, посвященных 1812 году.
Задачи курсовой работы:
1) изучить состояние современного книжного рынка;
2) исследовать сегмент мемуарной литературы;
3) дать характеристику изданиям, посвященным 1812 году;
4) описать репертуар издательства «Азбука»;
5) рассмотреть художественно-техническое оформление книги Дениса Давыдова «Дневник партизана».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, Журавлев Олег, группа 4304.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

2012 год объявлен Годом Российской истории, и в этом году исполняется 200 лет со дня начала Отечественной войны 1812 года. В настоящее время обращение к страницам прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.

В рамках подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года издано множество исторических, мемуарных, научно-популярных, учебных и прочих книг.

Настоящая курсовая работа посвящена анализу рынка изданий, выпущенных к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Актуальность работы заключается в необходимости анализа и систематизации маркетинговой, статистической, социологической, финансовой и иной информации, позволяющей выявить определенные подходы и принципы в издании книг посвященных 200-летию Великой Отечественной войны на современном рынке.

Цель работы – проанализировать рынок изданий, посвященных 1812 году.

Задачи курсовой работы:

  1. изучить состояние современного книжного рынка;
  2. исследовать сегмент мемуарной литературы;
  3. дать характеристику изданиям, посвященным 1812 году;
  4. описать репертуар издательства «Азбука»;
  5. рассмотреть художественно-техническое оформление книги Дениса Давыдова «Дневник партизана».

Объектом исследования выступает рынок изданий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Материалом – книга Дениса Давыдова «Дневник партизана».

Предмет исследования – способы издания книг 1812 года на современном отечественном рынке.

Теоретико-методологическая основа исследования: сравнение и обобщение собранных данных по заданному  вопросу, систематизация материала, его синтез и анализ.

Структура: согласно сформулированным цели и задачам структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Принципы издания мемуарной литературы

    1. Современный книжный рынок: тенденции и перспективы

В 2012 году, по данным Российской книжной палаты, в стране действовали 5884 издающие организации. Среди них к активно действующим издательским структурам мы относим издательства, выпускающие не менее 12 книг в год, или издательства, совокупный годовой тираж которых составляет не менее 12 000 экз. Издательств, выпустивших в 2012 г. 12 и более наименований книг и брошюр, насчитывалось 1324, а издательств, чей совокупный годовой тираж в 2012 г. превысил 12 000 экз. – 1167.

По итогам 2012 г. лидером по числу выпущенных названий стало издательство «АСТ» (7032 названий книг), а лидером по тиражу – издательство «Эксмо» (8423 названий книг).

Третье место (по-прежнему с большим отставанием от лидеров) заняло издательство «ОЛМА Медиа Групп», включающее в себя с 2011 г. издательство «Просвещение» (2129 названий книг и брошюр).

Что же касается рейтинга российских издательств по тиражным показателям, то здесь впервые за много лет произошла сенсация, а именно – смена лидера. На первое место по совокупному годовому тиражу вышел не один из представителей «большой двойки» – «АСТ» или «Эксмо», на протяжении многих лет оспаривавших друг у друга первую строчку рейтинга, а третий игрок – компания «ОЛМА Медиа Групп», тираж книг и брошюр которой превысил в 2012 г. 63 млн экз.

Конец 2011 – начало 2012 гг. был ознаменован знаковыми поглощениями. В декабре 2011 г. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» приобрело 100% акций крупнейшего в России издательства учебно-методической литературы «Просвещение». В июне 2012 г. издательство «АСТ» стало частью «ЭКСМО». Но если под маркой «Просвещения» в 2012 г. не было зарегистрировано ни одного выпущенного издания, то издательство «АСТ» (с июня – как импринт «ЭКСМО») продолжало функционировать всю первую половину 2012 г.

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2012 году российскими издательствами было выпущено 116888 названий книг и брошюр совокупным тиражом 540,5 млн экз. В сравнении с 2011 г. падение числа выпущенных названий составило почти 5%, а сокращение тиражей – около 12%. При этом по совокупному тиражу отпечатанной книжной продукции Россия «вернулась» в 2001 год, когда данный показатель составил 542,3 млн. экз. [Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад, 2012.]

Субъекты книжного рынка:

— издатели – продажа книг оптовым фирмам, книжным магазинам.

— Оптовая торговля. Отсутствие крупных оптовиков, за исключением  «Топ-книга», АСТ  и ряда других.

— Кроме этого, являются субъектами книжного рынка книжные магазины. По разным оценкам в России имеется от 2,5 до 5 тысяч магазинов.

— Предприятия, которые осуществляют операции «Книга почтой», «Весь мир», «Бета-сервис», крупные игроки на книжном рынке, которые занимаются технологией «книга – почтой».

— Книжные клубы, которые также используют почтовые отправления.

— Интернет-торговля, магазин Ozon и 2-3 десятка крупных интернет-магазинов.

— Лотки, киоски, книгоноши.

— Главный субъект книжного рынка – это массовый читатель, т.е. потребители рынка.

Если брать классическое понимание рынка, то это совокупность всех субъектов, взаимодействующих в процессе купли-продажи. Это писатели, крупные и средние оптовики, системы розничной торговли, книжные магазины и покупатели. Если мы хотим рассмотреть рынок в целом, то необходимо рассматривать совокупность всех этих звеньев. [Субъекты книжного рынка, http://rudocs.exdat.com/docs/index-484744.html?page=10]

На протяжении последних пяти лет в издательствах наблюдается непрерывный рост отпускной цены на книгу. Этот факт отметили практически все опрошенные издательства. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 г. составляла 189 руб., то в 2012 г. она составляла уже 255 руб., т.е. за пять лет рост составил около 35%. В региональных издательствах средняя отпускная цена книги в среднем меньше, чем в столицах, однако ее рост был более заметным – за пять лет отпускная цена увеличилась в два раза. При этом следует учитывать, что в ассортименте опрошенных издательств практически отсутствуют дешёвые малообъёмные брошюры, невысокая цена которых обычно занижает среднюю цену книги, продающейся в рознице.

Средняя стоимость издания в твердом переплете составляет 250 – 300 руб. Весьма значимым остается сегмент и книг в мягком переплете ценой до 100 руб. [Книжный развал, http://www.rg.ru/2013/09/03/knigi.html]

Одним из важнейших показателей оценки положения в книгораспространении является число покупателей в книжных магазинах. Из всех крупных книжных магазинов и некоторых розничных сетей страны на протяжении последних трех лет наблюдается отток покупателей. И это при том, что до 2008 г. такого оттока не отмечалось, и ежегодный рост среднего чека составлял 18-20%. Как только позитивная динамика чека перестала компенсировать отток клиентов, в магазинах стало наблюдаться снижение продаж.

По словам генерального директора муниципальной сети магазинов «Московский дом книги» Н.Михайловой, в последние годы число посетителей в магазинах сети сократилось на 15-20%, хотя, как ни странно, средняя сумма чека при этом не снизилась. В свою очередь, генеральный директор издательства «Эксмо» О.Новиков суть проблемы видит в том, что люди все больше предпочитают чтению книг другие медиа – телевидение, радио, Интернет. По данным исследовательской компании «TNS Россия», общее медиапотребление российских граждан в возрасте от 16 лет и старше сегодня составляет около 8 часов в сутки. Из них чтению книг в общем объёме медиапотребления отводится 1,8% (около 9 мин. в день), чтению газет – столько же, а чтению журналов – и того меньше: 1,2% (около 6 мин.).

При этом в структуре медиапотребления российского гражданина за последние пять лет выросла доля телевидения, радио и особенно – Интернета.

Одновременно нельзя не отметить увеличения числа читателей, использующих для чтения возможности современных электронных гаджетов. Серьёзной причиной, тормозящей развитие электронного книгоиздания и книгораспространения, является пиратство: сегодня доля контрафактных электронных книг достигает 80-90% от общего числа скачиваний.

По оценке издательства «Эксмо», основанной на собственном анализе розничной реализации, в продажах отдельных видов литературы лидирует художественная литература (39,3%). Далее следуют прикладная (23,9%), детская (15,8%), деловая (13,7%), а также и учебники для школ (7,4%).

Российский книжный рынок остается сильно фрагментированным, с явно выраженным лидерством пяти издательств, которым принадлежит менее 50 % общего объема рынка в стоимостном выражении. В последние годы наметилась явная тенденция к укрупнению игроков рынка, что происходит за счет слияний и поглощений более мелких компаний, как и в других отраслях российской экономики.

В предыдущих докладах Роспечати уже отмечались проблемы книжной отрасли, такие как сокращение числа книжных магазинов, замещение в специализированной рознице книжного ассортимента сопутствующими товарами, снижение трафика покупателей и общее падение интереса к чтению, электронное пиратство. В 2012 году к этому добавились проблемы, возникшие у книготорговой сети «Буква» из-за банкротства издательства «АСТ». Вместе с тем, оснований для разговоров о монополизации рынка в 2012 г. не было.

Анализ конъюнктуры книжного рынка России показывает, что в течение кризисных лет (2008-2012 гг.) средняя розничная цена на книги поднялась примерно на 40%. В настоящее время она всё больше приближается к цене книги в странах Западной Европы, и дальнейшее её повышение может привести к резкому снижению посещаемости книжных магазинов и существенному падению объёмов продаж.

Уже отмечалось, что решение многих проблем, стоящих перед отраслью, можно осуществить только при государственной поддержке книжного рынка.

  • частности, можно выделить несколько ключевых направлений такой поддержки:
    1. Законодательно оформить следующие меры:

установить ставку НДС 0% на весь цикл производства и распространения книжной продукции (за исключением изданий эротического и рекламного характера);

приравнять ставку НДС на издания, выпускаемые на небумажных носителях к ставкам НДС на печатную продукцию и др.

  1. Разработать и принять нормативный правовой акт, закрепляющий за книжными изданиями статус социально значимой продукции, что даст возможность установить льготы по налогообложению прибыли от выпуска и реализации книжной продукции.
  2. Разработать и принять нормативный правовой акт, закрепляющий за книжными магазинами статус социально значимых объектов культуры.
  3. Осуществлять дальнейшую поддержку мероприятий в области пропаганды чтения – как на федеральном, так и на региональных уровнях;
  4. Усилить борьбу с электронным книжным пиратством.

Однако эти меры смогут лишь стабилизировать положение на рынке. В целом предполагается, что в 2013 г. падение рынка – как в части выпуска книжной продукции (по тиражам), так и в части книгораспространения (в экз.) – продолжится. В то же время, по оптимистичным прогнозам отдельных экспертов книжного рынка, его падения в денежном выражении не произойдёт. [Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад, 2012]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сегмент исторической  и мемуарной литературы, посвященных 1812 году на современном рынке

В целом по параметрам «культура издания», «подбор авторов», «поддержка продаж» в рамках исследования были названы тридцать отечественных издательств, выпускающих историческую литературу. Но всё же особого и неоднократного упоминания были удостоены далеко не все. Наибольшее число голосов получило издательство «Молодая гвардия». Именно оно было отмечено в качестве лучшего и по культуре издания, и по подбору авторов и по рекламе, продвижению и поддержке продаж на рынке исторической книги. Далее со значительным отрывом следуют «Вече» и «ЭКСМО». Причем, набрав равное количество упоминаний по параметру «культура издания», «Вече» особо отмечено в отборе авторов, а «ЭКСМО» — в рекламе и поддержке продаж.

Таковы нынешние лидеры рынка исторической книги. В целом же, согласно результатам исследования, по каждому параметру пятерка ведущих издательств выглядит следующим образом:

Культура издания

1. «Молодая гвардия» (25% голосов)

2. «Белый город» (16% голосов)

3. «Вече» (15% голосов)

4. «ЭКСМО» (15% голосов)

5. «Вита Нова» (10% голосов)

Подбор авторов

1. «Молодая гвардия» (26,7% голосов)

2. «АСТ» (20% голосов)

Информация о работе Издания, посвященные 200-летию Отечественной войны на современном рынке