Изучение активности безработных и методов поиска работы на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

К сожалению, отечественных психологических исследований посвященных безработице не много и единой позиции на эту проблему не сформировано. Для такой ситуации вполне закономерным является повышенный интерес исследователей к таким психологическим особенностям безработных, на основании которых можно было бы сформулировать определенную психологическую типологию. Цель работы: на основе теоретического и практического материала рассмотреть активность безработных и методы поиска работы на рынке труда Свердловской области.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты проблем рынка труда и безработицы
1.1 Понятия трудовых ресурсов, занятости и безработицы
1.2 Безработица как социально- экономическое явление
1.3 Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации
2 Статистический анализ изучения активности безработных и методов поиска работы на рынкетруда Свердловско области
2.1 Спрос и предложение рынка труда Свердловской области
2.2 Анализ безработицы в Свердловской области
3 Основные направления по улучшению состояния безработицы на рынке труда Свердловской области
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР рынок труда.docx

— 124.53 Кб (Скачать файл)

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса  и депрессии, когда часть производств  уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом значительную часть рабочих и создавая серьезные  проблемы на рынке труда. Для сглаживания  негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических спадов величина циклической безработицы  может достигать 8 –10% и более, тем  самым значительно увеличивая общий  уровень безработицы.

Исходя  из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают следующие виды безработицы:

зарегистрированную  безработицу, отражающую количество незанятых  граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и состоящих на учете  в государственной службе занятости;

скрытую безработицу, к которой относятся  работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними»,

безработицу по обследованию, которая представляется как оценочная величина, характеризующая  реальное положение на рынке труда  на основе специальных периодических  опросов трудоспособного населения.

Показатель  уровня безработицы, в соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с  учетом международных норм,  определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости  безработных к численности экономически активного населения, выраженное в  процентах.

Но  необходимо заметить то, что официальные  данные не отражают истинного положения  в сфере занятости в России, т.к. реальная безработица гораздо  выше официальной. Статистика не учитывает  в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели, не учитывается и то, что большинство  безработных предпочитают искать работу самостоятельно.

Способ  исследования полной безработицы был  предложен И.Ю.Безгребальной. Основу ее метода составляет предположение, что  отношение числа безработных  через органы службы занятости (РРТ), к числу лиц, прошедших за тот  же период через весь рынок труда (ПРТ), есть доля зарегистрированных безработных  в общем числе безработных  в среднем за период.

РРТ

=

РБ (среднегодовое  измерение)

ПРТ

Б (среднегодовое  измерение)


 

где, РБ – регистрируемая безработица, Б  – полная безработица.

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточно сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы  целесообразно выделить три уровня:

национальный

предприятий

человека

Исследования  безработицы на национальном уровне выделяют одно из главных ее последствий  – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии  удовлетворить потребности в  рабочих местах для всех, кто хочет  и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.

Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, поступающих государству. Это связано со снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц.

Безработица увеличивает расходы государства  по мере ее роста (и наоборот). Их основная масса осуществляется за счет фонда  занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, обязательные страховые взносы работодателей  и из заработков работающих; ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических  и физических лиц. В результате уменьшается  доля всех других участников распределения  ВВП. Рост безработицы свидетельствует  и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе  правительства.

Однако  только этим роль безработицы как  фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать  как «мина замедленного действия». Имеется в виду сегодняшняя безработица  в некоторых отраслях, где она  в силу ряда обстоятельств оказалась  особенно значительной. Это наука  и научное обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия  обрабатывающей промышленности. Безработица  в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией  работников и даже их эмиграцией. Однако рано или поздно, когда наступает  фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. Своевременно удовлетворить его  окажется невозможным, что приведет к задержке экономического развития страны, к ее еще более глубокой по своему содержанию дестабилизации. Эти обстоятельства сокращают возможности  инвестирования капитала и открытия новых рабочих мест и еще более  обостряют проблему безработицы. В  конечном счете, происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и  еще большая безработица, приводящая в действие механизм коммулятивного снижения деловой активности. Также  на уровне предприятий большой проблемой  является наличие скрытой безработицы, о последствиях которой говорилось в первой части работы.

Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого  дохода. В условиях, когда доходы находятся на низком уровне и человек  не имеет возможности создать  какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств  существования большая беда. А  именно такое положение дел имеет  место в России. Последствием безработицы  надо считать и усиление конкуренции  на рынке труда – между людьми за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень на рынке труда  может привести к тому, что отдельные  и достаточно значимые группы населения  будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие  места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный»  характер, а такой труд не может  быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ. Более  того, в таких условиях нельзя сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость в которых очевидна. В случае вынужденного характера  труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические  принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое  будет соответствовать профилю  его подготовки, способностям, желаниям.

Оценивая  последствия безработицы для  человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население  в России практически не сталкивалось с этим явлением; труд был дефицитным фактором производства; трудящиеся имели  определенные преимущества по сравнению  с непосредственным работодателем. Они обладали определенной свободой действий и в условиях дефицитности труда могли «диктовать» работодателю свои более выгодные для них условия  труда, его нормирования, оплаты и  т.д. Сегодня решение таких вопросов происходит более цивилизованными  методами.

Оценивая  экономические последствия безработицы, нельзя не признать странным утверждение, что безработица может стать  фактором повышения качества работы, укрепления трудовой дисциплины и т.д. Подобная точка зрения не имеет достаточных  оснований для своего существования. Если человек озабочен тем, что его  завтра могут уволить, и устроиться на работу в данном и близлежащих  населенных пунктах очень трудно, то он при всем своем желании не обеспечит необходимой эффективности  и качества труда. В этих условиях нельзя обеспечить и стабильность производственного  коллектива, как важнейшего условия  высококачественной работы, а следовательно, и конкурентоспособности продукции. На таком предприятии все помыслы  работника направлены на поиск «надежного»  места работы. Безработица убивает  инициативу человека, порождает у  него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский  потенциал.

Экономические последствия безработицы не ограничиваются только этим. Она может позволить  предпринимателям понизить цену рабочей  силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы. Работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают  более продолжительную рабочую  неделю по сравнению с установленной  законом, свою продолжительность отпуска, не оплачивают больничных листов, в  том числе в связи с родами; отказывают в приеме на работу женщинам; могут расторгнуть договор о  найме без каких-либо веских оснований  и т.д.

Безработицу как сложное экономическое явление  невозможно оценить однозначно. Она  имеет не только негативное, но и  позитивное значение. Безработица важнейшее  условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно  предъявляет спрос на труд в связи  с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать новые предприятия, учреждения и организации только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. Действующее производство систематически предъявляет спрос  на дополнительную рабочую силу для  пополнения естественной убыли и  в связи с текучестью кадров. Удовлетворить  его в условиях современного рыночного  механизма оказывается возможным  лишь за счет резервирования рабочей  силы. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении  квалификации и т.д. и решить эту  проблему в целом ряде случаев  можно только с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видах деятельности, которые  сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения  процессов.

Безработица, ее рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда  – устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом  стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального  мастерства.

Помимо  чисто экономических, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные последствия безработицы. Результаты научных исследований, проведенных  в последнее время, документально  подтверждают существование ряда эмоциональных, финансовых, семейных, медицинских  последствий безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы  называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских  проблем – нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые  до объявления об увольнении имели  нормальное артериальное давление, сразу  же после известия об увольнении она  повышалось и оставалось высоким  до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность  жизни и, следовательно, повысить уровень  смертности.

Существует  связь между ухудшением отношений  в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким  обращением с детьми, разводом, конфликтами  между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У  детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются  отклонения в поведении. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных  в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить  отсутствием работы. Влияние безработицы  на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем  жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о  банкротстве и даже жить на пособие  по социальному обеспечению.

    1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации.

Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создается государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, с распадом Советского союза признается законной добровольная незанятость граждан. Но с другой стороны – это незанятость  человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому  гражданину его конституционное  право на труд. Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов  незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Главным принципом, определяющим правила  поведения гражданина и государства  на рынке труда является то, что  не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам  обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как  лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

Информация о работе Изучение активности безработных и методов поиска работы на рынке труда