Изучение активности безработных и методов поиска работы на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

К сожалению, отечественных психологических исследований посвященных безработице не много и единой позиции на эту проблему не сформировано. Для такой ситуации вполне закономерным является повышенный интерес исследователей к таким психологическим особенностям безработных, на основании которых можно было бы сформулировать определенную психологическую типологию. Цель работы: на основе теоретического и практического материала рассмотреть активность безработных и методы поиска работы на рынке труда Свердловской области.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты проблем рынка труда и безработицы
1.1 Понятия трудовых ресурсов, занятости и безработицы
1.2 Безработица как социально- экономическое явление
1.3 Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации
2 Статистический анализ изучения активности безработных и методов поиска работы на рынкетруда Свердловско области
2.1 Спрос и предложение рынка труда Свердловской области
2.2 Анализ безработицы в Свердловской области
3 Основные направления по улучшению состояния безработицы на рынке труда Свердловской области
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР рынок труда.docx

— 124.53 Кб (Скачать файл)

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1) анализ и прогнозирование спроса  и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда;

2) учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся по  вопросам трудоустройства;

3) консультация обращающихся в  службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях,  предъявляемых к профессиям и  работникам;

4) оказание помощи гражданам в  выборе подходящей работы, а работодателям  – в подборе необходимых работников;

Согласно  статьи 4 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032 для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5) организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  граждан в учебных центрах  службы занятости или других  учебных заведениях, оказание помощи  в развитии и определении содержания  курсов обучения и переобучения;

6) оказание услуг в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам и  другим категориям населения; 

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы  профориентации, охватывающей все категории  населения, определения статуса  различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров  профориентации и психологической  поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

7) регистрация безработных и оказание  им в пределах своей компетенции  помощи;

8) оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан,  трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения  стипендии;

9) выдача в установленном законе  порядке гражданам пособия по  безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

10) подготовка предложений и заключений  об использовании труда иностранных  рабочих, привлекаемых в РФ  на основе межправительственных  соглашений и лицензий;

11) разработка республиканских и  региональных программ занятости,  включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

Таким образом, функции Государственной  службы занятости многообразны. Важно  отметить и то, что они расширяются  с каждым годом, так как служба занятости населения – это  один из главных рычагов политики занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЕ АКТИВНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ И МЕТОДОВ ПОИСКА РАБОТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 Спрос и предложение рынка труда Свердловской области.

Спрос на труд – количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы.

Предложение труда – выраженное работниками, обладающими определенными качественными характеристиками, желание и возможность работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях.

По  данным Департамента по труду и занятости  населения Свердловской области  спрос и предложение рынка  труда Свердловской области выглядит следующим образом:

Рис. 2

 

Потребность в персонале, заявленная организациями, на протяжении всех лет, намного меньше численности безработных, поставленных на учет трудоспособных, не занятых трудовой деятельностью  граждан, ищущих работу. При этом ежегодно трудоустраивается безработных  больше, чем заявлена потребность  организациями.

Результаты  исследований рынка труда свидетельствуют, что наиболее популярным способом поиска персонала по прежнему остается поиск  в кругу знакомых или родственников (его используют более 60 % отечественных фирм и организаций). На втором месте стоит реклама в СМИ (публикация объявлений о вакансиях — около 50% компаний). Третье место занимает обращение в кадровые или рекрутинговые агентства, четвертое – просмотр опубликованных в прессе мини-резюме специалистов. Кроме того, многие крупные компании формируют кадровый резерв, т.е. имеют собственную базу данных специалистов по данной отрасли, что значительно уменьшает время поиска нужного кандидата. В иностранных компаниях своя специфика: наиболее популярным традиционно является привлечение рекрутинговых агентств (более 80%), а второе место занимает использование собственной базы данных. Замыкают перечень такие продвинутые способы, как контакты с вузами, ярмарки вакансий, а также всевозможные «открытые кадровые конкурсы». Последние достаточно часто проводятся различными государственными структурами и крупными корпорациями. Они, как правило, сопровождаются большой пропагандистской шумихой (статьи в прессе, сюжеты в теленовостях) и затеваются не столько для подбора кадров, сколько в имиджевых целях. Таким нехитрым способом правительственные учреждения и коммерческие компании создают себе образ «открытости и доступности для народа». Мол, вот мы какие продвинутые и демократичные – ищем таланты прямо на улице, к нам может пойти работать любой Вася, лишь бы он был настоящим профессионалом и достойным человеком. Разумеется, вероятность победить в «открытом кадровом конкурсе» приблизительно такая же, как и сорвать джек-пот в лотерее.

Работу  у нас ищут разными способами. Основные способы поиска работы:

Первый  способ поиска работы – используя свои родственные, семейные, дружеские, приятельские или другие личные связи. Меньше всего проблем в этом деле имеют общительные люди, поскольку, чем больше знакомых имеет человек, тем выше вероятность того, что среди них окажется потенциальный работодатель.

Второй  способ поиска работы – обращение в государственную службу занятости.

Третий  способ поиска работы – обращение в кадровые агентства, или службы персонала тех организаций, которые имеют вакансии. В этом случае соискателя ожидает конкуренция с другими претендентами на рабочее место. Победить в этой конкуренции – задача не из легких.

Чем хорош способ поиска работы через  кадровые агентства, так это тем, что всеми утомительными телодвижениями (вроде звонков потенциальным  работодателям, уточнением дат собеседований  и т.п.) вместо соискателя занимаются добрые дяди и тети из агентств по трудоустройству. Разумеется – за деньги. Дело в том, что больше половины из них не брезгуют заниматься банальным жульничеством. В этом случае после того, как  соискатель заплатит свои деньги, интерес  к нему со стороны работников агентства  мгновенно улетучится.

И четвертый способ поиска работы – анализ опубликованных объявлений о вакансиях. Объявления о приеме на работу – это самый легкодоступный источник сведений о вакансиях.

Существуют  две основные стратегии работы с  объявлениями. 
 Стратегия 1. Соискатель развешивает собственные объявления о поиске работы на специализированных сайтах, публикует их в печатных изданиях или, на худой конец, клеит на столбах в людных местах. Этот способ на практике не слишком эффективен. Мало кто из серьезных работодателей утруждает себя перелопачиванием вороха газет (или сайтов) в поисках подходящего кандидата. Статистика свидетельствует, что 90% читателей этих ресурсов – люди, которые ищут работу. И только 10% составляют работодатели и сотрудники кадровых агентств.

Стратегия 2. Более правильный подход – начать с ответов на уже опубликованные объявления в печатных и электронных  СМИ. Соискатель самостоятельно просматривает  существующие вакансии. Неоспоримые  преимущества интернет-ресурсов –  оперативность и бесплатность. Однако предложения по вакансиям, взятые из интернет, зачастую не подтверждаются заказчиком. К тому же сайты по трудоустройству  всегда захламлены откровенным мусором  и большим количеством предложений  кадровых агентств. Поэтому, чтобы найти  необходимую информацию, соискателю приходится просматривать большое  количество ненужного материала. Газеты же нередко предлагают вакансии прямых работодателей.

Рис. 3

 

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия государственной  службы занятости. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных. При этом мужчины  реже обращаются в службы занятости  в поисках работы, чем женщины.

Рис. 4

 

Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости  в декабре 2011г. составила 42%, среди  безработных женщин - 58%.

2.2 Анализ безработицы в Свердловской области.

 

Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости за 2011 год. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно.

Численность экономически активного населения Свердловской области в 2011 году составила 2384,4 тыс. человек, или более 55% от общей численности населения. В численности экономически активного населения 2209,6 тыс. человек классифицировались, как занятые экономической деятельностью, и 174,8 тыс. человек – как безработные. Таким образом, уровень общей безработицы составил 7,3%.

 

 

 

 

Таблица 1

Численность экономически активного  населения,

занятых и безработных  в 2011 году

 

Экономически активное население, чел.

В том числе:

Уровень общей безработицы,  в %

 

Занятые

Безработные

Январь

2377646

2157609

220037

9,3

Февраль

2371636

2162158

209478

8,8

Март

2358534

2151480

207054

8,8

Апрель

2354252

2169574

184678

7,8

Май

2371373

2196148

175225

7,4

Июнь

2404237

2242986

161251

6,7

Июль

2388393

2229427

158966

6,7

Август

2419434

2253734

165700

6,8

Сентябрь

2421910

2250416

171494

7,1

Октябрь

2421416

2258722

162694

6,7

Ноябрь

2381829

2218205

163624

6,9

Декабрь

2352818

2193414

159404

6,8

в среднем за год

2384375

2209574

174801

7,3


 

В сравнении с 2010 годом уровень общей безработицы в 2011 году снизился на 1,2%.

 

Таблица 2

Численность экономически активного населения, занятых

и безработных (по материалам выборочного обследования, тыс. чел.)

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экономически активного  населения, всего

2417,3

2451,6

2403,9

2383,5

2372,3

2384,4

в том числе:

занятые в экономике

2248,4

2322,7

2287,7

2185,4

2170,4

2209,6

безработные

168,9

128,9

116,2

198,1

201,9

174,8

Уровень общей  безработицы, в %

6,9

5,3

4,8

8,3

8,5

7,3


 

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Свердловской области, за 2011 год составила 100,2 тыс. человек, что по сравнению с 2010 годом на 38,8 тыс. человек меньше.

Рис. 5

 

Но  необходимо заметить то, что официальные  данные не отражают истинного положения  в сфере занятости населения Свердловской области, так как реальная безработица гораздо выше официальной. Статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели, не учитывается и то, что большинство безработных предпочитают искать работу самостоятельно.

Среди безработных, состоящих на учете  в государственных учреждениях  службы занятости населения, доля женщин на конец 2011 года  составила 57,8%, что  на 2,5 % больше численности женщин на конец 2010 года, доля городских жителей  среди безработных на конец 2011 года – 73,2%, что  
на 1,4% больше численности городских жителей на конец 2010 года, доля инвалидов на конец 2011 года – 10,9 %, что на 1,7% больше показателя на конец 2010 года, доля граждан в возрасте 16-29 лет на конец 2011 года – 27,9%, что на 2,4% меньше показателя на конец 2010 года.

Таблица 3

Распределение численности безработных, состоящих на учете 

Информация о работе Изучение активности безработных и методов поиска работы на рынке труда