Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 16:56, курсовая работа
финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
3. Определение предельного объема заимствований в хозяйственной деятельности, который определяется следующими факторами:
– эффектом финансового левериджа;
– финансовой устойчивостью организации в долгосрочной перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта и возможных его кредиторов.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований.
5. Определение структуры заемных средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов; формирование приемлемых условий привлечения заимствований.
6. Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним.
Эффективность управления заемным капиталом должна обязательно оцениваться, поскольку таким образом проверяется эффективность политики управления заемным капиталом и реализации финансовой стратегии. Для этого могут использоваться показатели рентабельности, оборачиваемости, структуры и динамики заемного капитала и т. д. Эффективность управления заемным капиталом должна постоянно отслеживаться с целью принятия оперативных и своевременных решений.
Вопрос 11. Структура и цена капитала
Как известно, капитал предприятия любой формы собственности и вида деятельности по источникам формирования разделяется на собственный (equity) и заемный (debt). Составляющими собственного капитала являются: уставный капитал (в случае акционерных обществ - акционерный) и нераспределенная прибыль. Заемный капитал формируется из банковских кредитов и выпущенных облигаций. Под структурой капитала понимают соотношение собственного и заемного капитала фирмы.
Под величинами собственного и заемного капитала чаще всего понимают значения сальдо соответствующих счетов правой части баланса. Такой "бухгалтерский" подход к структуре капитала является традиционным среди большинства отечественных экономистов и управляюших. Данные из пассива баланса используются в методиках теории финансового анализа для определения показателей платежеспособности предприятия. Это направление исследования капитала фирмы достаточно глубоко теоретически проработано в отечественной экономической науке и нашло широкое практическое использование в методах экономического анализа.
Однако наряду с упомянутым выше подходом существует другое направление анализа капитала, которое является составной и важнейшей частью современной теории финансов. Данное направление связано с теоретическим исследованием структуры капитала фирмы и поиском оптимального соотношения собственного и заемного капитала.
Методы анализа структуры капитала пока еще мало известны отечественным специалистам. За последнее время появилось весьма немного работ, в которых бы излагались положения современной теории анализа структуры капитала. В то же время недостатком всех таких изданий и публикаций является отсутствие примеров, которые показали бы практическую значимость теории. Между тем, структура капитала является не отвлеченным, оторванным от действительности предметом исследования, а важнейшим понятием, которое используется в методиках определения оптимального способа финансирования инвестиционных программ, расчета экономической эффективности инвестиционных проектов, прогнозирования цен акций, оценки цены капитала фирмы и т.д. Практически решение любой задачи управления капиталом фирмы связано с методологией анализа структуры капитала.
Главными понятиями современной теории финансов являются цена и стоимость капитала. Необходимо отметить, что следующие ниже определения и теоретические положения применимы к предприятиям, организованным в форме открытых акционерных обществ.
Ценой собственного капитала фирмы называют произведение рыночной цены акции на количество акций, находящихся в обращении:
E = S * Ns , (1)
где: E - цена собственного капитала фирмы; S - рыночная цена одной акции фирмы; Ns - количество акций фирмы в обращении.
D = B * Nb , (2)
где: D - цена долга фирмы; B - цена 1-ой облигации, эмитированной фирмой; Nb - количество облигаций в обращении. Общей ценой фирмы называют сумму цен собственного и заемного капитала:
T = E + D , (3)
где: T - общая рыночная цена фирмы.
Вопрос 12 текущая тоимость капитала
Вопрос 14. Управление оборотным капиталом
Сущность управления оборотными активами. Роль оборотных активов в производственном и сбытовом процессе предприятия. Кругооборот оборотных активов. Классификация оборотных активов по разным признакам, и ее значение в управлении риском, ликвидностью, прибылью предприятия. Собственные оборотные средства предприятия, их экономическая сущность; расчет собственных оборотных средств.
Факторы, определяющие потребность предприятия в оборотных активах. Скорость оборота оборотных активов.
Нормы и нормативы оборотных средств. Сущность нормирования оборотных средств.
Источники формирования оборотных активов.
Политика управления оборотными активами. Сущность агрессивной и консервативной политик управления оборотными активами и соответствующих им политик управления текущими пассивами.
Управление денежными средствами и их эквивалентами. Сущность бюджетирования денежного потока. Цикл денежного потока, анализ возможностей его реструктуризации. Расчет продолжительности цикла денежного потока. Прямой и косвенный методы для расчета потока денежных средств. Оперативное управление денежным потоком на основе прогноза денежного потока. Методика составления прогноза денежного потока и определения потребности в краткосрочном финансировании.
Управление остатком денежных средств на расчетном счете. Факторы, влияющие на величину остатка. Модели Баумолла и Миллера-Орра управления денежным остатком на расчетном счете.
Управление дебиторской задолженностью. Показатели эффективного управления дебиторской задолженностью. Кредитная политика, ее суть и элементы. Предоставление скидки с цены (спонтанное финансирование) как инструмент управления дебиторской задолженностью. В каких случаях оправдано предоставление скидок. Факторинг как способ снижения дебиторской задолженности и финансирования предприятия.
Управление производственными запасами. Планирование потребности в производственных запасах на основе норм и нормативов. Показатели эффективности управления производственными запасами.
Финансово-эксплуатационные потребности предприятия; сущность и расчет потребности. Оборачиваемость финансово-эксплуатационных потребностей. Факторы, влияющие на величину финансово-эксплуатационных потребностей.
Вопрос 18.
Вопрос 19. Метод расчета критического объема продаж
Необходимость контроля над уровнями производственного и финансового левериджа привела к широкому распространению в аналитической работе метода «мертвой точки», или определения критического объема продаж. В приложении к оценке и достижению приемлемого уровня левериджа метод «мертвой точки» заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. В зависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию.
В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовой доход; отметим, что здесь вовсе не гарантируется прибыль, поскольку теоретически, например при неблагоприятных условиях, весь валовой доход может быть использован на оплату процентов по ссудам и займам.
При анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в чистую прибыль.
Рассмотренные виды риска играют большую роль при управлении структурой капитала, выборе дивидендной политики, управлении инвестиционными проектами.
Оценка производственного левериджа
Производственный леверидж количественно определяется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя прибыли до вычета процентов и налогов.
Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности компании. Если доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа; в этом случае высок и уровень производственного риска.
Вопрос 20. Оценка финансового левериджа
По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа может измеряться несколькими показателями. Наибольшую известность получили два из них:
1) соотношение заемного и собственного капитала;
2) отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов.
Вопрос 21 ЛЕВЕРИДЖ И ЕГО РОЛЬ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
В финансовом менеджменте эффективным инструментом анализа считается леверидж.
Леверидж – действие небольшой силы (рычага), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы.
В приложении к экономике леверидж трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к перемене результативных показателей. Значение левериджа связано с тем, что он помогает определить риск в деятельности предприятия. В финансовом менеджменте используются такие понятия, как «производственный леверидж» и «финансовый леверидж».
Производственный леверидж количественно характеризуется соотношением постоянных и переменных расходов в общей их сумме и вариабельностью прибыли до вычета процентов и налогов.
В финансовой работе необходимо знать следующую зависимость: если доля постоянных расходов велика, то принято говорить о том, что предприятие имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такого предприятия даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли от реализации. Это связано с тем, что постоянные расходы предприятие вынуждено нести независимо от того, производится продукция или нет. Поэтому чем выше уровень производственного левериджа, тем, как правило, выше производственный риск предприятия.
Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между собственными, привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и прибылью. Уровень финансового левериджа прямо пропорционально оказывает влияние на степень финансового риска предприятия и требуемую акционерами норму прибыли. Доказано, что чем выше сумма процентов к выплате, тем меньше чистая прибыль предприятия. Поэтому чем выше уровень финансового левериджа, тем выше, при прочих равных условиях, финансовый риск предприятия.
Производственно-финансовый леверидж – обобщающая категория. В отличие от двух других видов, данный леверидж не определяется каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений. Его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли.
В финансовом менеджменте указанные инструменты анализа используются для статистических материалов предприятия и специализированных программ по финансам. Леверидж – мощный аналитический инструментарий, позволяющий:
1) принимать самые разнообразные экономические и финансовые решения: о покупке нового оборудования, величине расходов на качество, величине расходов на стимулирование сбыта, рекламу;
2) обосновывать: эффективные объемы производства и реализации продукции, эффективную ценовую политику, варианты финансирования инвестиций, оборотных средств, методы амортизации, нормативы структуры капитала, показатели финансовой стратегии и т. д.
Сложность использования производственного ле-вериджа состоит в том, что для его расчета необходимо обладать информацией о делении затрат на постоянные и переменные. Несмотря на то что в управленческом учете существует множество методов деления затрат, у предприятий часто возникают сложности с их использованием.
ивидендная политика.
Дивиденды – денежные выплаты, которые получает акционер при распределении чистой прибыли предприятия пропорционально числу акций.
Вопросы выплаты дивидендов должны быть заранее решены руководством предприятия. При этом должны быть заранее проработаны все аспекты денежных выплат. Все решения по выплате дивидендов должны быть объединены в рамках такого вида финансовой политики предприятий, как дивидендная политика.
Дивидендная политика предприятия объединяет решения по следующим вопросам:
1) следуетли предприятию выплачивать акционерам всю чистую прибыль или ее часть в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста, т. е. каково соотношение в чистой прибыли той части, которая реинвестируется в активы корпорации;
2) при каких условиях следует менять значение дивидендного выхода, следует одной долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять;
3) в какой форме выплачивать акционерам заработанную чистую прибыль – в денежной форме пропорционально имеющимся акциям, в форме дополнительных акций или через выкуп акций;
4) каковадолжна быть периодичность выплат и ихабсолютная величина;
5) как строить политику выплаты дивидендов в отношении не полностью оплаченных акций. Факторы дивидендной политики – процессы и явления, которые способны влиять на принятие решения о выплате дивидендов. В составе факторов дивидендной политики рассматриваются следующие ограничения:
– правового характера – необходимы для того, чтобы защитить права кредиторов;