Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Инвестирование – это, во-первых, возмещение той части основного капитала, которая утрачивается вследствие физического износа, во-вторых, приращение основного капитала, если фирма принимает решение о наращивании выпуска, в-третьих, приращение оборотного капитала, если такое приращение требуется при наращивании выпуска. Инвестирование позволяет обеспечить непрерывность процесса создания или увеличения прибыли [11, с.581].
Однако – это процесс, связанный с определенными издержками, и поэтому для каждой фирмы важно выяснить будут ли издержки инвестирования компенсированы увеличением прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………..…………….........3
СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………….…5
1.1. Определение, объекты, источники и факторы, влияющие на
инвестиционную деятельность и ее виды……………………………………….5
1.2. Спрос и предложение на рынках ресурсов………………….…..…….……6
1.2.1. Рынок труда…………………………………………………………………7
1.2.2. Рынок земли………………………………………………………….……10
1.2.3. Рынок капитала……………………………………………………………12
1.3. Ставка процента как один из важнейших факторов влияющих на
инвестиционную деятельность……………………..……..…………………….15
1.4. Принятие инвестиционного решения……………...……….……….……..16
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.20
2.1. Позитивный прогноз для инвесторов………...…...…………………........20
2.2. Инвестиционная деятельность в Гродненской области……...…….……..26
2.3. Значение бизнес-плана для инвестиционных проектов….……………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........…………………………………………….......................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая микроэк. 2к 2009.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

 Пример. Оценим альтернативную стоимость 100 долларов в будущем, например, через год, при 10% годовых. Через год получим 100 долларов, если сегодня положим 91 доллар (100 / (100+10%) ^1). Таким же образом, 83 доллара сегодня эквивалентны 100 долларам через два года, 75 долларов – это 100 долларов через три года.

Эта формула находит  применение при расчетах и анализе  целесообразности приобретения капитального оборудования. Ведь зная цену покупки, ставку процента, уровень годового дохода от приобретения и стоимость  как утиля в конце срока службы, можно рассчитать все последствия инвестиции [6, с. 266].

Пример. Рассмотрим рентабельность покупки холодильного оборудования в количестве трех штук по три миллиона рублей каждый, при норме процента равной 10% годовых в таблице.

Таблица

Дисконтирование и инвестиционные решения

Год

Доход/Убыток

Фактор дисконтирования

Дисконтированный  доход/убыток

0

-9000000

1,0

-9000000

1

1000000

0,91

910000

2

1000000

0,83

830000

3

1000000

0,75

750000

4

5000000

0,68

3400000


 

Источник: [6, с.267]

На момент покупки расходы составляют 9 млн. руб. Предположим, что каждый год использования приносит 1 млн. руб. доходов. Тогда, фактор дисконтирования:

за первый год: 1000000 / (1000000+10%) ^1 = 0,91; дисконтированный доход: 1000000 * 0,91 = 910000 руб.;

за второй год: 0,83; дисконтированный доход: 830000 руб.;

за третий год: 0,75; дисконтированный доход: 750000 руб.;

к четвертому году, предположим, что это же оборудование стоит 4 млн. руб., тогда фактор дисконтирования  составит 0,68; дисконтированный доход 3400000 руб.

 Последним шагом принятия инвестиционного решения является подсчет дисконтированной стоимости будущих доходов, ожидаемых от инвестиций и ее сравнение с размером инвестиций, с учетом фактора времени и нормы ссудного процента [10, с. 182]. Если ожидаемые доходы больше, чем расходы на инвестиции, то дисконтируемая стоимость будет положительной.

Опираясь на данный пример, необходимо сложить суммы последнего столбца: 910000 + 830000 + 750000 + 3400000 = 5890000 руб. Это сумма дохода, которую принесло использование холодильного оборудования в течение четырех лет. Однако, сравнив ее с первоначальной стоимостью оборудования в 9000000 руб. видим, что покупка холодильного оборудования не оправдала себя: 9000000 – 5890000 = 3110000 руб.

Наиболее вероятной причиной того, что покупка оборудования не оправдала себя в течение отведенного срока, может заключаться в нерациональном использовании. Скорее всего, оно было установлено в магазины с небольшим товарооборотом.

Предположим, что оборудование предназначалось для рыбных пресерв. Количество пресервы, которое может уместить холодильник в данном магазине, вызывает значительное увеличение товарных запасов внутри товарной группы, и замедление товарооборачиваемости. И как следствие порчу товара [5, с.86]. А того количества пресервы, которое не вызывало бы увеличения товарных запасов не достаточно для того, что бы покупка была оправдана в течение четырех лет.

 

      

 

 

 

 

 

 

  1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1. Позитивный прогноз для инвесторов

 

Указ №459 от 9 августа 2008 года.

Об утверждении важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития РБ на 2009 год

В целях обеспечения  устойчивого экономического роста  и повышения уровня жизни населения:

Утвердить важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития РБ на 2009 год:

Инвестиции в основной капитал 123-125% (в сопоставимых ценах) 2009 г. к 2008 г.[14].

В настоящее время  Республика Беларусь реализует качественно новый этап социально-экономического развития. Осуществляется постепенный переход к максимально широкому использованию рыночных механизмов и методов управления экономикой.

Сегодня в Беларуси сложилась  уникальная ситуация, при которой  практически каждый деловой партнер, как отечественный, так и зарубежный, способен в максимально короткий срок (в пределах, не превышающих месяц) создать собственное предприятие, привлечь необходимые инвестиции, выстроить эффективный менеджмент управления производственной и коммерческой деятельностью в различных регионах страны.

Привлечение и эффективное  использование различных источников финансирования для внедрения в  производство новых, передовых технологий остается одним из приоритетов государственной  инвестиционной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе [18, с. 6–7].

В нашей стране – единственной в СНГ – принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а  также защиту прав инвесторов на территории республики.

Дальнейшее наращивание инвестиционного потенциала экономики Беларуси непосредственно связано с созданием благоприятных условий для такого сегмента, как малое и среднее предпринимательство. Одним из важнейших направлений активизации предпринимательской деятельности  в малых и средних городах правительство рассматривает развитие туризма. Беларусь сегодня – это современное независимое правовое европейское государство, в котором созданы благоприятные условия для труда, бизнеса и самореализации потенциала личности [18, с. 11–12].

С географической точки  зрения Беларусь относится к  странам с мягким и достаточно влажным климатом, не подверженным природным катаклизмам. Такие же мягкие и предсказуемые условия формирует сегодня Беларусь и для потенциальных инвесторов, желающих открыть собственные или совместные предприятия. В настоящее время уже работают более 42 тыс. организаций с иностранным капиталом из 68 государств мира. За первое полугодие 2008 года в реальный сектор экономики поступило 3370 млн. долларов США зарубежных инвестиций, что на 43,6% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Из поступивших в первом полугодии 2008 года в реальный сектор экономики иностранных инвестиций прямые инвестиции составляют 1232 млн. долларов. Это в 2,4 раза превышает их объем за соответствующий период 2007 года и близок к объему поступивших прямых иностранных инвестиций за весь минувший год [8, с. 6].

О положительной динамике привлечения прямых иностранных  инвестиций, а также улучшении  качественной составляющей инвестиций говорит увеличение удельного веса прямых иностранных инвестиций в общем объеме поступивших инвестиций в экономику страны с 21,9% в первом полугодии 2007 года до 36,8%за первое полугодие 2008 года. Основными странами-инвесторами в нашу экономику являются Россия, Великобритания, Австрия, Швейцария, Германия и ряд других государств (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Основные страны-инвесторы  в РБ, 2002 – первое полугодие 2008года [8, с.8]

 

Растущий приток иностранных  инвестиций в Беларусь обусловливает устойчивый рост экспортоориентированной экономики страны, низкий уровень инфляции, динамично развивающийся рынок финансовых и страховых услуг, социальную стабильность, наличие развитой инфраструктуры [8, с. 12].

На сегодняшний день происходит сдерживание инфляции. В первом квартале 2008г. – 3,7% при уровне в марте 0,5%. В 2008г. ставится задача удержать ее в рамках 8%. В связи с сохранением инфляционной угрозы из-за внешних факторов правительство приняло упреждающие меры. По первому кварталу Беларусь близка к прогнозным показателям. Между тем в правительстве находятся предложения ряда министерств (Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода и др.) по повышению цен и тарифов. Однако если всех их принять, то уровень инфляции мог бы составить 16 – 20% [4, с. 3].  

В республике создана  серьезная нормативная база для  осуществления инвестиционной деятельности. Основным регулирующим ее законодательным  актом является Инвестиционный кодекс  республики Беларусь, который ставит равные условия ведения бизнеса  для национальных и иностранных инвесторов. Кодекс определяет их права, гарантии защиты инвестиций и результатов инвестиционной деятельности. Инвестор получает право на заключение инвестиционного договора с белорусским государством в лице правительства либо уполномоченного им органа. В договоре фиксируются обязательства сторон, инвестору могут быть предоставлены дополнительные гарантии и льготы. Для инвесторов существует особый режим налогообложения (например, освобождение от уплаты налога на прибыль в первые годы реализации инвестиционного проекта, а также от ряда других налогов, сборов, отчислений), таможенные льготы (освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров).

Созданы благоприятные  условия для развития малого бизнеса. Так, для организаций  с численностью работающих до 100 человек установлена упрощенная система налогообложения с уплатой одного налога. Если же занято до 15 человек, то они освобождаются от ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Однако крупный бизнес льготными условиями не привлечь. В данной связи одной из важнейших задач правительство определило проведение реформ в сфере административных процедур, направленных на устранение искусственных барьеров в введении бизнеса. Значительно упрощен порядок открытия (закрытия) компании, получения лицензий, регистрации собственности, производства таможенного оформления. 

  Возможности действий в данном направлении подготовлены еще в прошлом пятилетии, когда была поставлена и решалась задача по созданию условий на инновационный путь развития. Результатом первого этапа этой работы стала разработка Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В рамках ее реализации уже введены в эксплуатацию 19 новых предприятий, 27 новых производств, модернезированы с внедрением новых технологий 37 предприятий.

Совершенствование инвестиционного  законодательства направлено на создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, как для национальных, так и для иностранных инвесторов. Дополнительным стимулом для привлечения иностранных инвестиций стало совершенствование международно-правового регулирования инвестиционной деятельности в республике. В настоящее время наша страна является участницей около 50 двусторонних соглашений, оказывающих содействие вложению инвестиций и обеспечивающих их защиту. Только в течение последних двух лет заключены двусторонние соглашения с правительствами Финляндии, КНР, Ре6спублики Словения разрабатываются иные межправительственные инвестиционные соглашения, в том числе многосторонние. Сегодня около 170 стран осуществляют экспортно-импортные операции с Республикой Беларусь (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Организации с иностранными инвестициями в Республике Беларусь, 2003 – 2008 года [8, с. 9]

 

В рамках инвестиционных договоров осуществляется реконструкция с элементами реставрации, возведение объектов недвижимости. Развиваются и новые формы деятельности, предусмотренные Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, в частности концессии. Для передачи в концессию предлагаются месторождения железных руд, гипса и бетонитовых глин (другими словами – это сдача в аренду месторождений зарубежным инвесторам сроком на 20 лет с возможностью последующего продления).

Сегодня перед страной  стоит задача войти в тридцатку лучших стран с самым благоприятным деловым климатом, привлечь инвесторов, заинтересованных в создании инновационных производств и предприятий.

В рамках достижения этой цели правительством проводится работа по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы создания благоприятной деловой среды, инвестиционной и инновационной, бюджетно-налоговой и ценовой политики, управление государственным имуществом, развитие финансового рынка и внешней торговли. Одним из направлений решения поставленных задач является стимулирование инвестиционной деятельности.

Важным направлением формирования привлекательной среды  для инвесторов является решение  вопросов собственности. Стоит отметить, что в стране впервые принята  программа приватизации госимущества, рассчитанная на три года, что позволяет потенциальным инвесторам более детально изучить интересующие их государственные предприятия или акционерные общества. В 2008-2010 годах предусмотрена приватизация более 500 республиканских унитарных предприятий, в том числе ряда крупных, хорошо известных за пределами страны. Это, в частности, ПО «Минский моторный завод», Белорусское оптико-механическое объединение «БелОМО», ПО «БелавтоМАЗ», НПО «Интеграл», ПО «Гомсельмаш», ПРУП «Минский завод колесных тягачей», более 15 птицефабрик и ряд других.

При наличии инвестиционного  проекта, принятия на себя долговых обязательств приобретаемой организации инвестор вправе приобрести данное предприятие  по цене, составляющей 20% от его оценочной  стоимости, а в отдельных случаях  – в размере одной базовой величины (35 тыс. руб.) [8, с. 9–10].

В последние годы динамика капиталовложений в республике была достаточно высокой, однако по итогам первого квартала 2008 года было отмечено резкое снижение. Это подталкивает к поиску новых источников и методов  инвестирования. В данной связи все большее внимание уделяется иностранным инвестициям, которые считаются наиболее капиталоемкими и технологически прогрессивными [23, с. 64]. Основными инвесторами нашей страны выступают Россия (25 %), Швейцария (13,2 %), Австрия (11,8 %), Кипр (5,3 %). Основные формы привлечения прямых иностранных инвестиций – это кредиты. За первый квартал 2008 г. они составили 29 % от всех полученных иностранных инвестиций. Это в 4 раза превышает поступления за аналогичный период прошлого года [3, с. 22]. Однако, опыт других бывших социалистических стран, надежды на то, что иностранные инвестиции могут существенным образом способствовать модернизации отечественной промышленности, являются по большому счету, неоправданными. Поэтому предпочтение отдается внутренним капиталовложениям [23, с. 76].   

Информация о работе Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь