Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 16:42, реферат
Преодоление инвестиционного кризиса является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста, что следует назвать главной задачей для России на ближайшие годы. Проведение современных экономических реформ в России свидетельствует об особой актуальности разработки проблем инвестиционной сферы и определение ее роли в деле успешного осуществления курса необходимых хозяйственных преобразований. Государство является главным инициатором инвестиционной политики и одновременно выступает как инвестор со всеми принадлежащими инвестору правами. Важность же привлечения капитала для экономического роста, разработка и совершенствование механизмов реинвестирования капитала в экономический рост и развитие обусловлена самим макроэкономическим механизмом.
Инвестиционный интерес к России со стороны иностранного частного капитала обуславливают: отсутствие эффективной конкуренции среди отечественных производителей, наличие квалифицированной, способной к быстрому воспроизводству новейших технологий и дешевой рабочей силы, недорогой емкий рынок сырья, необъятный потребительский рынок, возможность получения значительно более высокой прибыли по сравнению с развитыми странами, возможность участия иностранных инвесторов в приватизации. Хотя Россия и имеет все необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов, фактическое участие иностранного капитала в развитии экономики явно недостаточно. Недостаточные масштабы иностранных инвестиций обусловлены рядом негативных факторов, к ним относятся: нестабильность экономической и политической обстановки; несовершенство правовой базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов; отсутствие надежных структур по привлечению инвестиций; несовершенство налогового законодательства; неразвитость коммуникационных структур, банковской и прочей инфраструктуры; отсутствие ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики; высокий уровень преступности и коррумпированности.
В силу всех этих причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство является важнейшей причиной сдерживания притоков иностранных инвестиций в Россию. Хотя правительство и предпринимает разнообразные меры, в целом, государственное регулирование иностранных инвестиций остается недостаточно продуманным, противоречивым и малоэффективным. Одна из причин этого - отсутствие четко определенной концепции национальных интересов, обозначенных приоритетов развития экономики, без которых невозможно создать благоприятную инвестиционную среду.
На развитие инвестиционных процессов в России негативное влияние оказывают сохраняющиеся экономические проблемы:
1) высокая стоимость кредитов;
2) недостаточная капитализация
банков и их ориентация на
осуществление краткосрочных
3) сложное финансовое положение
значительной части
4) отсутствие эффективных
5) повышенная налоговая нагрузка на реальный сектор экономики;
6) риски осуществления
7) недостаточная правовая защита
инвесторов при реализации
8) необходимость обслуживания
9) вывоз капитала за рубеж.
Кроме того, на лицо и территориальная неравномерность размещения инвестиций. Большая часть инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва, Московская область, Санкт-Петербург), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций.
Частные инвестиции представляют собой вложение собственного капитала гражданами или группой граждан с целью получения прибыли.
В мировой практике финансовые инвестиции для частных лиц является достаточно распространенным и осуществляется в различные сферы экономической деятельности. Гражданам нашей страны в советский период были доступны только банковские вклады и облигации государственного займа. В наши дни частный инвестор имеет возможность выбора среди широкого спектра предложений на инвестиционном рынке. Однако, наиболее привычными для российской экономики остаются вложения в строительный и транспортный сектора.
Основные финансовые потоки иностранных частных инвесторов направлены в такие инвестиционные объекты, как ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права на результаты интеллектуальной деятельности, имущественные права. Размер инвестиционных вложений и количество объектов частных инвестиций растет ежегодно. При этом новые инвестиционные потоки приплюсовываются к уже накопленным.
Привлечение частных инвестиций, в т.ч иностранных, в различные сектора российской экономики стимулируется на государственном уровне путем принятия соответствующих законов и снижения налогового бремени. Общество также положительно оценивает влияние частных инвестиций на развитие экономики нашей страны.
2.4 Пути преодоления
Первый путь условно может быть назван «правительственным вариантом». Его суть состоит в том, чтобы добиться финансовой стабилизации. Основная надежда здесь возлагается на то, что рынок сам отрегулирует инвестиционный процесс, а главная задача правительства видится в том, чтобы стабилизировать финансы путем проведения жесткой социальной и денежно-кредитной политики.
Оппозиционный, правительству вариант. Теоретически и идеологически все оппозиционные варианты связаны с предложением более интенсивной инвестиционной политики. Они могут быть сгруппированы в несколько основных направлений:
1) ввести налог (государственную ренту) на природные сырьевые ресурсы и использовать поступления на инвестиционные цели,
2) перекрыть каналы ввоза инвестиционных ресурсов за рубеж и использовать их на инвестиционные цели,
3) ввести налоговые и тарифные льготы на импортные инвестиционные товары и на инвестируемую часть прибыли,
4) увеличить собираемость налогов (до 40%) и увеличить на эту сумму государственные и инвестиционные расходы или сократить налоги,
5) обеспечить рост доходов граждан, чьи сбережения станут источником инвестиций и дадут импульс инвестиционной активности.
Суть этой позиции может быть названа «Политика инвестиционной экспансии». Какие аргументы можно привести в ее пользув О необходимости подобной политики говорит наш собственный и мировой опыт. В самые трудные годы войны правительство СССР не допускало опережающего спада капитальных вложений по сравнению с сокращением объема производства, а объемы продукции машиностроения не сокращались, а росли во все годы войны. Эта политика позволила создать материальную базу быстрого послевоенного восстановления и экономического роста.
Каковы бы ни были инвестиционные концепции, для их обоснования необходимо определить источники инвестиций. Их можно разделить на традиционные и нетрадиционные для российской экономики.
К традиционным источникам относятся: государственный бюджет; элементы национального богатства, реализация которых может послужить источниками инвестиций; прибыли предприятий и амортизационные фонды; сбережения населения; иностранные инвестиции.
Нетрадиционные (для российской экономики) источники инвестиций: Государство путем линцензионной политики, государственных страховых гарантий и льгот должно развернуть финансовые потоки из портфельных, спекулятивных сфер в инвестиционный сектор экономики. Кроме мобилизации потенциала инфляционно безопасных источников инвестиций правительству в рамках чрезвычайной инвестиционной программы следует прибегнуть к увеличению инвестиционных государственных расходов и увеличению льготных инвестиционных кредитов. Про опасность инфляционных последствий выше говорилось.
Россия находится не на классическом отрезке совокупного предложения, а на кейнсианском его отрезке и поэтому рост денежной массы, трансформированный в совокупный спрос, не приведет к симметричному росту общего уровня цен. Рост общего уровня цен будет значительно отставать от роста совокупного денежного платежеспособного спроса. И лишь тогда, когда будут исчерпаны свободные для кризисной экономики ресурсы и производство достигнет полной занятости, тогда увеличение денежных средств приведет к симметричному росту цен. Но тогда не будет нужды увеличивать денежные ресурсы.
Особую роль должны сыграть иностранные инвестиции. Без них массовое обновление основного капитала (до 70%) и выход из кризиса в ближайшее время не возможен. Если рассматривать иностранные инвестиции в связи с инфляцией, то возможны различные варианты последствий.
В отличие от иностранных кредитов и займов прямые иностранные инвестиции (производственные) создают дополнительные рабочие места и производственный спрос на внутреннем рынке. Но если иностранные финансовые инвестиции передают заказы на строительно-монтажные работы, оборудование и технологии иностранным фирмам, это ведет к сужению внутреннего рынка, сокращению занятости, а в конечном итоге, к росту инфляции. Может быть и эффект импорта инфляции. Завоз и внедрение дорогих материалов и технологий ведет к росту инфляции издержек, спровоцированных зарубежными инвестициями.
Подводя общий итог, мы делаем вывод о том, что не инвестиционное увеличение денежной массы, а главным образом спад производства является главным инфляционным фактором в последние пять лет. Опасения о том, что политика инвестиционной экспансии приведет к росту инфляции и разрушит ростки стабилизации экономики сильно преувеличены. Экономику из глубокого кризиса выведут только крупные производственные инвестиции. Массовое изменение потоков финансовых ресурсов из сферы портфельно-коммерческого оборота в производственную и дополнительная эмиссия (рост госрасходов и льготных инвестиционных кредитов), может на первых порах увеличить инфляцию. Но при этом будет создаваться материальная база дефляции. Затем будет срабатывать мультипликационный эффект. По расчетам специалистов, 1 млрд. строительно-монтажных работ воспроизводит в других отраслях около 225 млн. руб. амортизационных средств и примерно 290 млн. руб. прибыли. Рост производства на основе обновленного основного капитала даст самый эффективный антиинфляционный результат, а экономика в целом обретет устойчивый рост производства и инвестиций.
Заключение
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский, долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал.
Итак, необходимо заметить, что Россия является страной, инвестиции в которой могут принести огромную прибыль, но также велик риск потери средств инвестора. Имеет место большое число факторов, негативно играющих на привлечение инвестиций в экономику РФ, которые заметно снижают инвестиционную привлекательность нашей страны. Основные задачи правительства на сегодняшний день - это улучшение инвестиционного климата, путём изменения законодательства по защите прав и интересов инвесторов. Следует указать, что это не единственная, но наиболее весомая, проблема привлечения инвестиций в Россию.
На современном этапе ситуация нормализовалась. Россия на сегодняшний день занимает достойные позиции на мировом рынке, и в первую очередь это связано с огромнейшей сырьевой базой (добыча газа, нефти, полезных ископаемых). В условиях глобализации экономики и резкого увеличения доли ТНК в общем объеме мирового оборота иностранные инвестиции занимают ведущее место в функционировании экономики. Сотрудничество с ведущими европейскими державами, а так же со странами СНГ, организация крупных экономических союзов: Таможенный союз, вступление в ВТО - все это в значительной мере оказывает влияние не только на мировую экономику, но и на каждую отдельную страну, где можно создать благоприятные условия для привлечения иностранного капитала.
Список использованной литературы.
1. Макроэкономика : учебник для бакалавров / А. В. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегин ; под ред. С. Ф. Серегиной. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М. : Издательство Юрайт, 2013. -- 527 с. -- Серия : Учебники НИУ ВШЭ.
2. Макроэкономика: учебник/О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская.-М.:ДиС,2012.-496 с.
3. Макроэкномика: учебник/Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская.-М.: НИЦ ИНФА-М, 2013, 202 с.
4. Иностранные инвестиции: учебное пособие/ А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова.-2-е изд.,стер.-М.:КНОРУС, 2013.-270 с.
5. Макроэкономика: учебное пособие/В.П. Васильев, Ю.А Холоденко.-М.:ДиС, 2012, 208 с.
6. Инвестиции: учебник/Т.В. Теплова.-М.:Издательство Юрайт, 2011, 724с.
7. Возможные модели
8. Министерство финансов РФ.-
9. Министерство экономического развития РФ.- Режим доступа: www.economy.gov.ru
10. Федеральная служба