Инвестиционный кризис в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 16:42, реферат

Краткое описание

Преодоление инвестиционного кризиса является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста, что следует назвать главной задачей для России на ближайшие годы. Проведение современных экономических реформ в России свидетельствует об особой актуальности разработки проблем инвестиционной сферы и определение ее роли в деле успешного осуществления курса необходимых хозяйственных преобразований. Государство является главным инициатором инвестиционной политики и одновременно выступает как инвестор со всеми принадлежащими инвестору правами. Важность же привлечения капитала для экономического роста, разработка и совершенствование механизмов реинвестирования капитала в экономический рост и развитие обусловлена самим макроэкономическим механизмом.

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционный кризис в РФ.docx

— 35.68 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный интерес к России со стороны иностранного частного капитала обуславливают: отсутствие эффективной конкуренции среди отечественных производителей, наличие квалифицированной, способной к быстрому воспроизводству новейших технологий и дешевой рабочей силы, недорогой емкий рынок сырья, необъятный потребительский рынок, возможность получения значительно более высокой прибыли по сравнению с развитыми странами, возможность участия иностранных инвесторов в приватизации. Хотя Россия и имеет все необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов, фактическое участие иностранного капитала в развитии экономики явно недостаточно. Недостаточные масштабы иностранных инвестиций обусловлены рядом негативных факторов, к ним относятся: нестабильность экономической и политической обстановки; несовершенство правовой базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов; отсутствие надежных структур по привлечению инвестиций; несовершенство налогового законодательства; неразвитость коммуникационных структур, банковской и прочей инфраструктуры; отсутствие ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики; высокий уровень преступности и коррумпированности.

В силу всех этих причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство является важнейшей причиной сдерживания притоков иностранных инвестиций в Россию. Хотя правительство и предпринимает разнообразные меры, в целом, государственное регулирование иностранных инвестиций остается недостаточно продуманным, противоречивым и малоэффективным. Одна из причин этого - отсутствие четко определенной концепции национальных интересов, обозначенных приоритетов развития экономики, без которых невозможно создать благоприятную инвестиционную среду.

На развитие инвестиционных процессов в России негативное влияние оказывают сохраняющиеся экономические проблемы:

1) высокая стоимость кредитов;

2) недостаточная капитализация  банков и их ориентация на  осуществление краткосрочных операций;

3) сложное финансовое положение  значительной части предприятий  и организаций;

4) отсутствие эффективных механизмов  трансформации сбережений населения  в инвестиции;

5) повышенная налоговая нагрузка  на реальный сектор экономики;

6) риски осуществления инвестирования  в экономику России отечественными  и иностранными инвесторами;

7) недостаточная правовая защита  инвесторов при реализации соответствующих  проектов;

8) необходимость обслуживания значительного  внешнего долга;

9) вывоз капитала за рубеж.

Кроме того, на лицо и территориальная неравномерность размещения инвестиций. Большая часть инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва, Московская область, Санкт-Петербург), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций.

Частные инвестиции представляют собой вложение собственного капитала гражданами или группой граждан с целью получения прибыли.

В мировой практике финансовые инвестиции для частных лиц является достаточно распространенным и осуществляется в различные сферы экономической деятельности. Гражданам нашей страны в советский период были доступны только банковские вклады и облигации государственного займа. В наши дни частный инвестор имеет возможность выбора среди широкого спектра предложений на инвестиционном рынке. Однако, наиболее привычными для российской экономики остаются вложения в строительный и транспортный сектора.

Основные финансовые потоки иностранных частных инвесторов направлены в такие инвестиционные объекты, как ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права на результаты интеллектуальной деятельности, имущественные права. Размер инвестиционных вложений и количество объектов частных инвестиций растет ежегодно. При этом новые инвестиционные потоки приплюсовываются к уже накопленным.

Привлечение частных инвестиций, в т.ч иностранных, в различные сектора российской экономики стимулируется на государственном уровне путем принятия соответствующих законов и снижения налогового бремени. Общество также положительно оценивает влияние частных инвестиций на развитие экономики нашей страны.

2.4 Пути преодоления инвестиционного  кризиса

Первый путь условно может быть назван «правительственным вариантом». Его суть состоит в том, чтобы добиться финансовой стабилизации. Основная надежда здесь возлагается на то, что рынок сам отрегулирует инвестиционный процесс, а главная задача правительства видится в том, чтобы стабилизировать финансы путем проведения жесткой социальной и денежно-кредитной политики.

Оппозиционный, правительству вариант. Теоретически и идеологически все оппозиционные варианты связаны с предложением более интенсивной инвестиционной политики. Они могут быть сгруппированы в несколько основных направлений:

1) ввести налог (государственную ренту) на природные сырьевые ресурсы и использовать поступления на инвестиционные цели,

2) перекрыть каналы ввоза инвестиционных ресурсов за рубеж и использовать их на инвестиционные цели,

3) ввести налоговые и тарифные льготы на импортные инвестиционные товары и на инвестируемую часть прибыли,

4) увеличить собираемость налогов (до 40%) и увеличить на эту сумму государственные и инвестиционные расходы или сократить налоги,

5) обеспечить рост доходов граждан, чьи сбережения станут источником инвестиций и дадут импульс инвестиционной активности.

Суть этой позиции может быть названа «Политика инвестиционной экспансии». Какие аргументы можно привести в ее пользув О необходимости подобной политики говорит наш собственный и мировой опыт. В самые трудные годы войны правительство СССР не допускало опережающего спада капитальных вложений по сравнению с сокращением объема производства, а объемы продукции машиностроения не сокращались, а росли во все годы войны. Эта политика позволила создать материальную базу быстрого послевоенного восстановления и экономического роста.

Каковы бы ни были инвестиционные концепции, для их обоснования необходимо определить источники инвестиций. Их можно разделить на традиционные и нетрадиционные для российской экономики.

К традиционным источникам относятся: государственный бюджет; элементы национального богатства, реализация которых может послужить источниками инвестиций; прибыли предприятий и амортизационные фонды; сбережения населения; иностранные инвестиции.

Нетрадиционные (для российской экономики) источники инвестиций: Государство путем линцензионной политики, государственных страховых гарантий и льгот должно развернуть финансовые потоки из портфельных, спекулятивных сфер в инвестиционный сектор экономики. Кроме мобилизации потенциала инфляционно безопасных источников инвестиций правительству в рамках чрезвычайной инвестиционной программы следует прибегнуть к увеличению инвестиционных государственных расходов и увеличению льготных инвестиционных кредитов. Про опасность инфляционных последствий выше говорилось.

Россия находится не на классическом отрезке совокупного предложения, а на кейнсианском его отрезке и поэтому рост денежной массы, трансформированный в совокупный спрос, не приведет к симметричному росту общего уровня цен. Рост общего уровня цен будет значительно отставать от роста совокупного денежного платежеспособного спроса. И лишь тогда, когда будут исчерпаны свободные для кризисной экономики ресурсы и производство достигнет полной занятости, тогда увеличение денежных средств приведет к симметричному росту цен. Но тогда не будет нужды увеличивать денежные ресурсы.

Особую роль должны сыграть иностранные инвестиции. Без них массовое обновление основного капитала (до 70%) и выход из кризиса в ближайшее время не возможен. Если рассматривать иностранные инвестиции в связи с инфляцией, то возможны различные варианты последствий.

В отличие от иностранных кредитов и займов прямые иностранные инвестиции (производственные) создают дополнительные рабочие места и производственный спрос на внутреннем рынке. Но если иностранные финансовые инвестиции передают заказы на строительно-монтажные работы, оборудование и технологии иностранным фирмам, это ведет к сужению внутреннего рынка, сокращению занятости, а в конечном итоге, к росту инфляции. Может быть и эффект импорта инфляции. Завоз и внедрение дорогих материалов и технологий ведет к росту инфляции издержек, спровоцированных зарубежными инвестициями.

Подводя общий итог, мы делаем вывод о том, что не инвестиционное увеличение денежной массы, а главным образом спад производства является главным инфляционным фактором в последние пять лет. Опасения о том, что политика инвестиционной экспансии приведет к росту инфляции и разрушит ростки стабилизации экономики сильно преувеличены. Экономику из глубокого кризиса выведут только крупные производственные инвестиции. Массовое изменение потоков финансовых ресурсов из сферы портфельно-коммерческого оборота в производственную и дополнительная эмиссия (рост госрасходов и льготных инвестиционных кредитов), может на первых порах увеличить инфляцию. Но при этом будет создаваться материальная база дефляции. Затем будет срабатывать мультипликационный эффект. По расчетам специалистов, 1 млрд. строительно-монтажных работ воспроизводит в других отраслях около 225 млн. руб. амортизационных средств и примерно 290 млн. руб. прибыли. Рост производства на основе обновленного основного капитала даст самый эффективный антиинфляционный результат, а экономика в целом обретет устойчивый рост производства и инвестиций.

 

Заключение

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский, долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал.

Итак, необходимо заметить, что Россия является страной, инвестиции в которой могут принести огромную прибыль, но также велик риск потери средств инвестора. Имеет место большое число факторов, негативно играющих на привлечение инвестиций в экономику РФ, которые заметно снижают инвестиционную привлекательность нашей страны. Основные задачи правительства на сегодняшний день - это улучшение инвестиционного климата, путём изменения законодательства по защите прав и интересов инвесторов. Следует указать, что это не единственная, но наиболее весомая, проблема привлечения инвестиций в Россию.

На современном этапе ситуация нормализовалась. Россия на сегодняшний день занимает достойные позиции на мировом рынке, и в первую очередь это связано с огромнейшей сырьевой базой (добыча газа, нефти, полезных ископаемых). В условиях глобализации экономики и резкого увеличения доли ТНК в общем объеме мирового оборота иностранные инвестиции занимают ведущее место в функционировании экономики. Сотрудничество с ведущими европейскими державами, а так же со странами СНГ, организация крупных экономических союзов: Таможенный союз, вступление в ВТО - все это в значительной мере оказывает влияние не только на мировую экономику, но и на каждую отдельную страну, где можно создать благоприятные условия для привлечения иностранного капитала.

 

Список использованной литературы.

1. Макроэкономика : учебник для  бакалавров / А. В. Аносова, И. А. Ким, С. Ф. Серегин ; под ред. С. Ф. Серегиной. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М. : Издательство  Юрайт, 2013. -- 527 с. -- Серия : Учебники НИУ  ВШЭ.

2. Макроэкономика: учебник/О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская.-М.:ДиС,2012.-496 с.

3. Макроэкномика: учебник/Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская.-М.: НИЦ ИНФА-М, 2013, 202 с.

4. Иностранные инвестиции: учебное  пособие/ А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова.-2-е  изд.,стер.-М.:КНОРУС, 2013.-270 с.

5. Макроэкономика: учебное пособие/В.П. Васильев, Ю.А Холоденко.-М.:ДиС, 2012, 208 с.

6. Инвестиции: учебник/Т.В. Теплова.-М.:Издательство  Юрайт, 2011, 724с.

7. Возможные модели государственных  направленных инвестиций для  России.-Спб.Деловой Петербург,2012.- Режим  доступа: www.dp.ru

8. Министерство финансов РФ.-Режим  доступа: www.minfin.ru

9. Министерство экономического  развития РФ.- Режим доступа: www.economy.gov.ru

10. Федеральная служба государственной  статистики.- Режим доступа: www.gks.ru

 

 


Информация о работе Инвестиционный кризис в РФ