Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 07:10, курсовая работа
Цель: показать возможность использования индикативного планирования как программу для развития на примере Пермского края.
Задачи:
изучить возможности индикативного планирования;
рассмотреть опыт использования индикативного планирования в различных странах;
создание модели индикативного планирования применительно к Пермскому краю.
Введение
Сущность индикативного планирования
Актуальность индикативного планирования
Индикаторы в системе индикативного планирования
Преимущества и недостатки индикативного планирования
Система государственного индикативного планирования национальной экономики в различных странах
Французское индикативное планирование
Система планирования Японии
Система макроэкономического планирования государственного регулирования в США
Другие модели индикативного планирования
Становление индикативного планирования в России
Индикативное планирование на примере Пермского края
Литература
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный университет»
Кафедра национальной экономики
и экономической безопасности
КУРСОВАЯ РАБОТА
Индикативный план развития на примере Пермского края
Исполнитель – студент IV курса
дневного отделения экономического факультета
специальности «Национальная экономика»
Сахибуллин Д.Ю.
Научный руководитель
д. э. н., профессор
Ж. А. Мингалева
Абляшев Артур
Пермь 2010
Содержание
Введение
Сущность индикативного планирования
Актуальность индикативного планирования
Индикаторы в системе индикативного планирования
Преимущества и недостатки индикативного планирования
Система государственного индикативного планирования национальной экономики в различных странах
Французское индикативное планирование
Система планирования Японии
Система макроэкономического планирования государственного регулирования в США
Другие модели индикативного планирования
Становление индикативного планирования в России
Индикативное планирование на примере Пермского края
Литература
Приложения
В условиях современной экономики одной из общих закономерностей развития в разных странах является повышение роли организационно - управленческих факторов. В нашей стране проблемы реформации систем управления носят особо острый характер, в связи со сменой модели развития, переходом к рыночным отношениям. Особое, даже исключительное, значение на современном этапе приобрела информационная сфера деятельности человека. Успех основан на системном и ситуационном подходах, утверждается стратегическое управление и отвергается технократическое мышление[1].
Важнейшим элементом стратегии является планирование. Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности.
Применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.
Актуальность обусловлена тем, что преобразования в политической жизни и социально-экономических отношениях в Российской Федерации, происходит в исключительно сложных условиях структурной перестройки хозяйства, перевода производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, ограничения ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Эта перестройка вызвана переходом с директивного управления на индикативное.
Цель: показать возможность использования индикативного планирования как программу для развития на примере Пермского края.
Задачи:
изучить возможности индикативного планирования;
рассмотреть опыт использования индикативного планирования в различных странах;
создание модели индикативного планирования применительно к Пермскому краю.
После демонтажа экономик социалистического типа роль института планирования в экономической жизни соответствующих государств все более ослаблялась; в настоящее время он уже не является основным звеном их хозяйственных механизмов. Исходя из постулата о принципиальной несовместимости директивно-централизованного управления экономикой и рыночного саморегулирования, правительства постсоциалистических стран, включая Россию, сознательно отказывались от традиционных процедур планирования. Между тем в индустриально развитой корпоративно-капиталистической экономике действуют и иные, помимо рыночных, механизмы саморегулирования и регулирования. Это прежде всего контрактная система и индикативное планирование.
В самых общих чертах индикативное планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования (координации) процессов:
—макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
—мезопланирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных
планах и программах региональных и местных властей;
—микропланирования, реализуемого в планах предприятий.
Индикативное планирование (ИП) — институт, относящийся и к сфере государственно-правовых отношений хозяйствующих субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых. В зарубежных странах ИП регулируется специальным законодательством, и органы государственной власти осуществляют применительно к нему особые организационные и координационные функции. Но все же ИП — это не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государством норм. Хозяйствующие субъекты оказывают значительное и во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и характер способов их достижения.
Индикативный план — это комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей цели социально-экономического развития, мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы. Особенностями индикативного плана являются рекомендательность и вариантность.
Структура индикативного плана включает следующие основные разделы:
1) показатели, характеризующие целевые установки социально-экономического развития;
2) показатели развития производства;
3) показатели состояния потребительского рынка;
4) показатели состояния и динамики факторов производства;
5) показатели развития экономики страны в региональном разрезе.
В состав индикативного плана входят:
1) важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны;
2) рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие;
3) необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов.
Можно выделить следующие подходы к определению понятия индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран.
Первый подход: ИП — это макропланирование при самостоятельности предприятий. Подобное понимание близко к трактовкам народнохозяйственного планирования в условиях полного хозрасчета в СССР в 90-е годы, а также к следующей современной интерпретации: «Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов».
Согласно второму подходу ИП — ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. Иными словами, основная функция ИП — информационно ориентирующая, по сути, выступающая и как мотивационная.
Сторонники третьего подхода, опираясь на опыт многих стран, особо подчеркивают, что индикативный план содержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на ИП, подстраиваясь под планы государства, даже если это для них необязательно.
В соответствии с четвертым подходом ИП — механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Речь идет о том, что помимо информационного значения такое планирование выполняет координирующую роль, т.е. предполагает согласование деятельности «центра», отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ.
Необходимость ИП в современной рыночной экономике объясняется недостатками рыночных механизмов саморегулирования и прямого вмешательства в экономику. Необходимо не заменять один институт (рынок) другим (планом), а искать сочетания, обеспечивающие оптимальное развитие общества. План должен больше походить на рынок в смысле свободы взаимодействия субъектов планового процесса, а рынок быть более организованным и защищенным от неопределенности.
Резюмируя, ИП можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным ее саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. Под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово-промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков и т.д.
Центральным элементом системы ИП является индикатор — интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики того или иного события, процесса, явления. В процессе ИП разрабатывается система взаимосвязанных индикаторов соответствие социально-экономической системы (СЭС) которым характеризует устойчивость ее развития.
Под индикатором следует понимать параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизм технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и саморазвиваться. Индикатор не может быть задан «точечно»; в отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, т. направленный во времени, характер. Индикаторы должны быт взаимосвязаны и адаптивны, т.е. регулярно корректироваться в процессе индикативного управления регионом.
Индикаторы могут иметь смысл предельных пороговых (минимальных и максимальных) объемов выпуска или уровней прибыльности для отдельных подсистем (региона, отраслей, отдельных предприятий), пределов налоговых ставок, характеристик равновесных (сбалансированных) режимов развития многоресурсных систем и т.д. Несоблюдение значений пороговых значений препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике. Наивысшая степень устойчивости и эффективности СЭС достигается при условии, что вся совокупность индикаторов находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного индикатора достигаются не в ущерб другим.
Впервые пороговые значения индикаторов были применены во Франции. В пятом плане (1966—1970 гг.) были предусмотрены так называемые показатели экстренного положения, или «индикаторы тревоги», которые сигнализировали о приближении критического состояния экономики и необходимости изменения проводимой экономической политики.
Установление «показателей экстренного положения» заключается в выборе некоторых наиболее важных параметров экономики, для которых задаются фиксированные нормы развития с допустимыми пределами. Преодоление одного из порогов означает вступление в критическую зону — неблагоприятную экономическую ситуацию. Это влечет необходимость ввода корректирующих мер или изменение одной из задач индикативного плана.
О приближении опасной ситуации судят по так называемым предвестникам (некоторым симптоматическим явлениям), в качестве которых выступают следующие специальные показатели:
ежегодный рост общего уровня цен на потребительские товары (более чем на 1% по сравнению со странами ЕС);
норма покрытия импорта экспортом — 90%;
темпы роста; -ВВП-2%;
промышленное производство — 2%;
инвестиции — 2,5%;
уровень занятости (число безработных не более 2,5% активного
населения).
Установление подобных индикаторов имело определенное практическое значение для реагирования на изменения, вызываемые рыночными процессами, но требовало усилий по формированию и не давало гарантий восстановления равновесия, обнаруженного индикаторами.
Позднее произошла замена «показателей экстренного положения» на систему «индикаторов, ассоциированных в план», предназначенных для аналитических работ (сравнения реальных тенденций экономики с плановыми расчетами) и не претендующих на автоматическое изменение экономической политики государства.
«Начало» и «конец» вектора индикатора соответствуют минимальному и максимальному пороговому значению, а направление — тенденциям долгосрочной стратегии органов госрегулирования. Таким образом, внутри предельных границ образуется так называемый индикативный коридор — экономический люфт ситуации, необходимый и достаточный для принятия решения.
Коридор очень важен. Индикаторы системы ИП хотя и имеют жесткий характер пороговых, минимальных и максимальных значений и вектор их направленности строго однозначен, но коридор дает время и возможность осуществить реагирующее воздействие. Необходимо установление адекватных границ коридора. Если коридорное значение индикатора задано неудачно, может произойти «сбой» всей системы, искажение показаний других индикаторов.
Информация о работе Индикативный план развития на примере Пермского края