Индия и ВТО в ходе реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:42, реферат

Краткое описание

Надо учитывать, что Индия в период активного импортзамещения последовательно применяла весь классический набор средств институциональной защиты внутреннего рынка, включая высокие тарифы на импортные товары, за исключением группы капитальных товаров, количественные ограничения ввоза, сложные таможенные процедуры. Регулирование иностранных инвестиций, жесткая система лицензий существенно сдерживали активность иностранного и местного предпринимательства. Государство проводило политику субсидирования сельского хозяйства, поддерживало системы помощи наиболее нуждающимся слоям населения, закупало товарную продукция малых предприятий и резервировало за ними исключительное право выпуска сотен видов продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНДИЯ И ВТО В ХОДЕ РЕФОРМ.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

ИНДИЯ И ВТО В ХОДЕ РЕФОРМ

 
Надо учитывать, что Индия в  период активного импортзамещения  последовательно применяла весь классический набор средств институциональной  защиты внутреннего рынка, включая  высокие тарифы на импортные товары, за исключением группы капитальных  товаров, количественные ограничения  ввоза, сложные таможенные процедуры. Регулирование иностранных инвестиций, жесткая система лицензий существенно  сдерживали активность иностранного и  местного предпринимательства. Государство  проводило политику субсидирования сельского хозяйства, поддерживало системы помощи наиболее нуждающимся  слоям населения, закупало товарную продукция малых предприятий  и резервировало за ними исключительное право выпуска сотен видов  продукции.

 
Это означало, что в экономике  страны были сильны административные механизмы, искажавшие функционирование рыночной среды. Однако необходимо учитывать  особые условия Индии с ее гигантской безработицей и нищетой. Признавая  неэффективность государственного регулирования экономических процессов, следует признать, что во многом оно было объективно запрограммированным, а его реализация продиктована стремлением  избежать социально-экономических  потрясений. Сопротивление в ходе реформ проведению мер, связанных с  практикой ВТО, вызвано именно тем, что сокращение госсубсидий сельскому  хозяйству, ассигнований на системы  общественного распределения для  бедноты может отрицательно повлиять на положение миллионов людей, усилить  политическую нестабильность.

 
Пакет экономических реформ, принятый в июне 1991 г., отражал прежде всего  интересы окрепшего частного сектора, возросшие ресурсы которого позволяли  проводить собственные решения  в сфере производства и услуг, не оглядываясь на государственное  регулирование. Одним из основных моментов реформ стало разрушение "царства  лицензий", как определяли индийские  политики делицензирование, предусмотренное  новой промышленной политикой. Лицензирование было отменено для большинства отраслей промышленности, за исключением оборонных  и социально значимых, а также  мелкого производства. Влияние государства  в экономике должно было сокращаться  также путем коммерциализации и  приватизации части его предприятий.

 
Принципиально важным было намерение  правительства усилить экспортную ориентацию экономики. В восьмом  пятилетнем плане Индии (1992-1997 гг.) либерализация  внешней торговли была объявлена  как одна из основных задач. В подтверждение  этого был либерализован импорт  542 товаров, базовый потолок импортных тарифов был ограничен 35%, расширен перечень товаров в открытой генеральной лицензии (свободный экспорт).

 
Попытки расширения ниши на мировом  рынке ныне чрезвычайно усложнились  для Индии по сравнению, например, с 70-ми годами, когда вырвались вперед азиатские тигры первой волны. Качество продукции обрело новое содержание, включающее не только обязательные стандарты, но и современный дизайн, сети послепродажного  обслуживания для товаров длительного  пользования и т.д. Дешевый труд, которым в изобилии располагает  Индия, не может сыграть роль стимулятора  экспорта.

 
По мнению известного индийского экономиста Б. Деброя, во внешнеэкономической сфере  в ходе реформ должны быть решены ряд  основных задач, каждая из которых связана  со сферой деятельности ВТО. Это - постепенное  снижение тарифов и переход к  адвалорному обложению. Поэтапная  отмена количественных ограничений  импорта, которые, как предполагается, будут сведены к узкому перечню  товаров, проходящих по открытой генеральной  лицензии. В октябре 1995 г. министерство торговли издало классификацию экспортных и импортных товаров на основе гармонизированной системы, описывающей  около 10.5 тыс. тарифных линий. Если до 1991 г. было около 8 тыс. товаров, подвергавшихся количественному регулированию, то к концу 90-х годов их число снизилось почти до 1.2 тыс.

 
Перечень подлежащих количественным ограничениям импортных товаров  включает такие основные группы, как  сельскохозяйственные продукты, мочевина, текстиль и готовые текстильные  изделия, некоторые потребительские  товары. Индия мотивировала перед  ГАТТ сохранение количественных ограничений  ссылкой на ст. XVIIIB, касающуюся состояния  платежного баланса. В двусторонних соглашениях с такими торговыми  партнерами как ЕС, Австралия и  Новая Зеландия, Индия согласилась  на постепенную отмену всех количественных ограничений к марту 2003 г., но после  того как она проиграла аналогичный  спор с США в ВТО, возможно, ей придется осуществить отмену в более  короткие сроки. Импорт подержанного капитального оборудования разрешен при условии, что оно может использоваться не менее пяти лет.

 
Экспортные субсидии, которые ранее  варьировались от сектора к сектору, должны быть унифицированы. Сохраняются  два их основных типа - изъятия из налогообложения экспортной прибыли  и более низкая процентная ставка по экспортным кредитам по сравнению  с внутренними. Такая практика запрещена  правилами ВТО, но на Индию с подушевым  доходом ниже 1 тыс. долл., они не распространяются. Однако, если экспорт страны конкурентоспособен по определенной товарной группе, экспортные субсидии для нее постепенно отменяются независимо от размера подушевого дохода. (Экспортная конкурентоспособность  определяется как превышение 3.25% в  мировом экспорте данного товара). Индия конкурентоспособна в экспорте драгоценных камней и изделий  из них и экспортные субсидии для  этой группы должны быть сняты после 2003 г.

 
Правительство заявило о намерении  довести экспорт страны до 90-100 млрд. долл., повысив долю в мировой  торговле до 1% по сравнению с 0.6% в  середине 90-х годов. Определенная амбициозность  в области внешней торговли, хотя преждевременно говорить о переходе Индии к модели экспортной ориентации, оживила ее отношения с ВТО.

 
Индия - одна из основательниц ГАТТ. Она стала членом этой организации  в 1947 г. и с 1995 г. входит в ВТО, где  пользуется заметным влиянием. По сравнению  с другими развивающимися странами Индия располагает наибольшим числом своих граждан в штате сотрудников  ВТО. Индийские представители умело  используют тонкости переговорных процессов, добиваясь, в частности, предоставления различным отраслям хозяйства так  называемого адаптационного периода, который может продолжаться от 4 до 7 лет. Примером может служить  практика Индии в вопросе о  запрете ограничений импорта  другими мерами, прежде всего количественными  квотами, помимо тарифов (ст. XI ГАТТ 1994 г.). В мае 1997 г. страна представила  свой план поэтапной отмены таких  ограничений в соответствии со ст. XVIIIB ГАТТ в отношении 2.4 тыс. тарифных линий, рассчитанный на 9 лет. План получил  поддержку развивающихся стран, но был оспорен развитыми государствами  как слишком растянутый. Индия  согласилась на семилетний период, который в ходе дальнейших переговоров  был сокращен до шести лет, начиная  с 1997 г.

 
Индия, часто кооперируясь с Бразилией, выступает в качестве главного оппонента  индустриальных государств, отстаивая  позиции стран Юга. Так, она выдвинула  концепцию "особого и дифференцированного  подхода" к развивающимся странам  и переходным экономикам прежде всего  в области финансовых услуг и  информационных технологий. Как показывает практика ВТО, каждый участник организации  защищает, прежде всего, собственные  интересы. Можно предположить, что  принятие в ВТО Китая в 2001 г. ослабит  позиции Индии как одного из лидеров  стран Юга, а кооперация этих двух стран мало вероятна.

 
Индия активно участвовала в переговорах  Уругвайского раунда в 1986-1993 гг. и ратифицировала соответствующие документы в  Маракеше в апреле 1994 г. Ее представители  считали необходимым распространить режим наибольшего благоприятствования  на всех ее торговых партне-ров, включая  нечленов ВТО. Антидемпинговое законодательство вступило в силу с 1995 г. Меры по либерализации  торговли, проводимые Индией были одобрены ВТО еще в 1998 г., но тем не менее  отмечалось, что нужно снизить  меры защиты металлургической и кожевенной промышленности. В ходе этого раунда Индия добилась, чтобы ее базовый  телекоммуникационный сектор, банковский сектор и страхование получили право  на адаптационный период.

 
Значительные разногласия между  Индией и ВТО возникли по вопросам экспорта сельскохозяйственной продукции. Представитель страны на обсуждении Соглашения по сельскому хозяйству  в 2000 г. отмечал, что искажения в  мировой торговле сельскохозяйственными  товарами коренятся в массированных  внутренних субсидиях аграрному  сектору, проводимых развитыми странами. Это ведет как к переизбытку  продукции, так и к ограничениям на ее ввоз в эти страны, а также  к демпингу.

 
Для изменения такого положения  было предложено сократить субсидии развитыми странами, расширить доступ на их рынки аграрной продукции из развивающихся государств. Сельское хозяйство - единственная отрасль, для  которой ВТО допускает дотации. Суть переговоров заключается в  установлении их уровня, который в  странах Севера намного порядков выше, чем в странах Юга. В то же время недовольство партнеров  вызывают требования правительства  Индии, чтобы импорт зерновых осуществлялся  государственными компаниями. Эта проблема обрела для Индии особую актуальность с середины 90-х годов, поскольку  страна добилась увеличения сбора зерновых и готова экспортировать примерно 10 млн. т этой продукции ежегодно. Кроме  того, рост пищевой промышленности позволяет Индии увеличивать  свой экспорт готовой продукции.

 
В ходе дискуссий по Соглашению Индия  неоднократно обращала внимание, особенно группы Квадро, на огромные масштабы субсидирования сельского хозяйства в развитых странах. Они достигают 1 млрд. долл. в день и сводят на нет возможные  выгоды либерализации этой сферы  для развивающихся государств. Более  того, в начале 2002 г. конгресс США  начал обсуждение проекта закона, существенно увеличивающего субсидии фермерам. Представители Индии настаивают на необходимости учитывать принципиальное различие между преимущественными  экспортерами аграрной продукции и  странами, которые, как и Индия, используют аграрную продукцию в основном для  обеспечения внутреннего спроса, субсидируют фермеров в целях  продовольственной безопасности и  роста сельской занятости. Ссылаясь на ст. XXVIII ГАТТ, представители Индии  считают необходимым провести дополнительные переговоры по ряду критически важных аграрных товаров, на которые страна в соответствии с уругвайским  раундом уже снизила ввозные  тарифы. В сложившихся условиях Индия  намерена продолжать переговоры с США, ЕС, Австралией и Аргентиной, добиваясь  снижения ими импортных тарифов.

 
Большим разочарованием для Индии  было сохранение ограничений на важнейшие  виды ее экспорта, по которым первоначально  были достигнуты соглашения в Дохе о расширении доступа (текстиль, готовая  одежда, продукция сельского хозяйства  и некоторые другие). Особенно болезненны ограничения на текстильные товары, занимающие лидирующие позиции в  структуре ее экспорта. Основной импортер США намечает дальнейшее ограничение  свободы торговли текстилем с  Индией, ссылаясь на то, что она "остается одним из наиболее защищенных рынков в мире".

 
Традиционно острая проблема для Индии - увеличение экспорта готовой промышленной продукции. За годы импортзамещающей индустриализации доля готовых промышленных товаров  в ее экспорте возросла в основном за счет трудоемких изделий - готовая одежда, ювелирные изделия, хлопчатобумажная пряжа, текстильные и кожевенные товары, игрушки, изделия из пластмассы. Политика резервирования в целях сохранения занятости в мелких производствах низкотехнологичных товаров, в том числе ремесленных и кустарных, которые составляли до половины экспорта, существенно снизила его конкурентоспособность. По оценке Всемирного банка, в 1998 г. Индия по уровню конкурентоспособности заняла 50-ое место среди 53 стран. На четвертой министерской конференции ВТО в Дохе (ноябрь 2001 г.) ее генеральный директор М. Мур отметил, что в мировой торговле с середины 80-х годов устойчиво возрастала доля развивающихся стран, причем значительный рост экспорта пришелся на страны, экспортирующие готовую продукцию, а не сырье. Однако Индия, по оценкам ВТО, не входит в число крупнейших экспортеров такой продукции, сохранив свою позицию в качестве крупнейшего импортера [10] .

 
Как показал опыт ряда развивающихся  стран, улучшение качества продукции  и экспортных возможностей во многом связано с использованием иностранного частного капитала, привлечением с  его участием ноу хау и технологий для обновления производственных мощностей. Реформы 90-х годов также были ориентированы  на то, что проводимая либерализация  и сокращение государственного вмешательства  в экономику помогут увеличению иностранных инвестиций. Меры, повышающие открытость внутреннего рынка для  притока финансового капитала, отвечали требованиям ГАТТ/ВТО.

 
Чтобы улучшить инвестиционный климат, в 35 важных отраслях иностранные инвесторы  автоматически получили право на 51%-ное участие в акционерном  капитале компаний. Любой компании разрешалось привлекать иностранные  инвестиции, если при этом не менялось соотношение долей иностранного и местного капитала. В более сложных  случаях заявку рассматривает Бюро стимулирования иностранных инвестиций. РБИ автоматически одобряет соглашения по привлечению иностранной технологии в отрасли, входящие в специальный  перечень, в том числе металлургия, электрооборудование, фармацевтика и  т.д. Разрешен свободный вывоз из стран прибылей и инвестиций. С 45 странами заключены соглашения об избежании  двойного обложения.

 
По оценкам индийских экономистов, страна нуждается в поступлении  порядка 10 млрд. долл. внешних частных  инвестиций в год в первую очередь  для расширения и модернизации отсталой инфраструктуры. Однако реальные поступления  за 1991-2001 гг. составили около 23.6 млрд. долл., что принципиально не отличается от их притока в 80-е годы (15 млрд. долл.). По некоторым наблюдениям, объем  поступлений сокращается. В последнее  десятилетие XX в. приток частных инвестиций в развивающиеся страны несмотря на финансовые кризисы в государствах азиатского региона, Мексике, Бразилии, Аргентине, постепенно увеличивался: 36 млрд. долл. в 1991 г., 173 млрд. в 1997 г. и 178 млрд. в 2000 г. По степени риска для иностранных  инвесторов Индия имела 40% по 100%-ной  шкале. В 2000 г. в ходе опроса менеджеров 1 тыс. крупнейших компаний мира Индия  получила всего 16% предпочтений в качестве принимающей стороны. В 1999 г. новые  частные инвестиции из-за рубежа составили 2.2 млрд. долл.

Информация о работе Индия и ВТО в ходе реформ