Индия и ВТО в ходе реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:42, реферат

Краткое описание

Надо учитывать, что Индия в период активного импортзамещения последовательно применяла весь классический набор средств институциональной защиты внутреннего рынка, включая высокие тарифы на импортные товары, за исключением группы капитальных товаров, количественные ограничения ввоза, сложные таможенные процедуры. Регулирование иностранных инвестиций, жесткая система лицензий существенно сдерживали активность иностранного и местного предпринимательства. Государство проводило политику субсидирования сельского хозяйства, поддерживало системы помощи наиболее нуждающимся слоям населения, закупало товарную продукция малых предприятий и резервировало за ними исключительное право выпуска сотен видов продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

ИНДИЯ И ВТО В ХОДЕ РЕФОРМ.docx

— 32.78 Кб (Скачать файл)

 
Ссылки на коррупцию не объясняют  незначительность притока средств, поскольку это явление в странах  Юга носит всеобщий характер, а  различия в масштабах внешних  инвестиций очень велики. Скорее действует  традиционная для Индии волокита, бесконечные бюрократические рогатки, а также такой специфический  фактор как неприязненное отношение  индийского бизнеса к иностранному предпринимательству, что распространяется, в том числе, и на индийцев-нерезидентов. К тому же часть высших государственных  чиновников с плохо скрываемым неодобрением относится к приватизации госпредприятий, вызывая у потенциальных инвесторов опасения попятных движений в экономической  политике.

 
Главный экономист Национального  совета прикладных экономических исследований С. Го-карн справедливо считает, что  сравнительно слабая заинтересованность индийского бизнеса во вложении долгосрочных инвестиций в национальную экономику сдерживает зарубежных предпринимателей. Удручающим образом на них влияет также архаичная судебная система. На уровне федерального правительства и правительства штатов действует около 30 тыс. законодательных актов наряду с административными решениями и предписаниями. Старые законы сосуществуют с новыми, подчас противореча друг другу. В судебных инстанциях, по некоторым оценкам, застряло несколько десятков миллионов исков. В целом надо отметить неустойчивость институциональной среды, что негативно сказывается на возможности расширения позиций иностранного частного капитала.

 
Заинтересованность в привлечении  внешних частных инвестиций не мешает правительству Индии выставлять определенные требования. Например, в  производстве двигателей иностранные  фирмы обязаны использовать местные  компоненты, а импорт комплектующих  разрешается им на основе показателей  экспорта за предыдущий год. В связи  с этим США подали в 2001 г. жалобу в  ВТО, обвинив Индию в нарушении  ее обязательств по ст. III и XI ГАТТ 1994 г. и ст. II TRIMS. Разбором жалобы занимается комиссия с участием ЕС, Японии и  Республики Корея.

 
В финансово-кредитной сфере после  опасного прецедента в канун экономических  реформ, когда Индия вплотную столкнулась  с реальностью дефолта, правительство  с большой осторожностью привлекает заемные средства по официальным  каналам. Согласно оценке Всемирного банка, по уровню внешнего долга Индия относится  к группе стран с невысокими показателями. За годы реформ он увеличился с 83.7 млрд. до 98.2 млрд. долл., но его доля в ВВП  несколько снизилась. Дефицит баланса  по текущим торговым операциям составил в 90-е годы 1.1% ВВП (в 80-е годы - 1.7%) и, по предварительной оценке, в 2002 г. не превысит 1%. Как и многие развивающиеся  страны, Индия стремится сохранить  высокий уровень валютных резервов в качестве защиты национальной валюты и поддержания кредитного рейтинга. В феврале 2002 г. они достигли 50 млрд. долл. [11]

 
До 1991 г. обменный курс национальной валюты был завышен и регулировался. В самом начале реформ в два  этапа была проведена 20%-ная девальвация  рупии относительно основных конвертируемых валют. В марте 1993 г. введен ее плавающий  курс. С этого времени он определялся  рынком, хотя к участию в нем  дилеры допускались только с разрешения РБИ. Поскольку этот рынок недостаточно широк, то формируемый им обменный курс оказался чрезвычайно чувствительным к покупкам или продажам иностранной  валюты, проводимым РБИ. Поэтому в  августе 1994 г. вступило в силу решение  правительства о конвертируемости рупии по текущим операциям, хотя рупия не стала полностью конвертируемой и в этой области. Уполномоченные дилеры или банки могли проводить  операции по текущим переводам, но не выше определенной суммы. Курс рупии  по отношению к доллару постепенно снижается - с декабря 2000 г. по декабрь 2001 г. с 46.4 до 48.5 рупии.

 
Безусловным достижением правительства  стало поддержание невысокого уровня инфляции в годы реформ. Ее среднегодовой  показатель составлял 8.9% в 1971-1980 гг., 8.3 в 1981-1990 гг., 8.4 в 1991-2000 гг. и снизился, по оценке, до 3.3% в 2001 г. прежде всего  за счет высоких урожаев последних  лет.

 
В соответствии с соглашением 1997 г. страны-участницы ВТО обязались  с 1999 г. заметно повысить открытость своих финансовых рынков, снизить  барьеры на рынках банковских, страховых  услуг, расширить доступ нерезидентов к операциям с ценными бумагами. Для Индии подобная политика не была новой. Очень осторожно и дози-рованно  она проводила ее еще с конца 70-х годов XX в. Но с учетом процедур ВТО, как и многие другие страны, Индия сочла выгодным оговорить  право поэтапного открытия своего финансового  рынка.

 
В стране работают 194 отделения 41 иностранного банка. С 2001 г. разрешено повысить долю участия иностранных банков в  капитале и в портфельных инвестициях  с 20 до 49%. Они могут приобретать  пакеты акций национальных банков при  условии, что их доля голосующих акций  не превысит 10%. Принципиальным сдвигом  в банковском секторе можно считать  заявление министра финансов Синха  в феврале 2001 г. о намерении правительства  снизить свою долю в 27 контролируемых им банках (они охватывают 75% рынка  банковских услуг) с 51 до 33%, но при этом иностранцы не могут владеть более 20% их капитала. Приватизация государственных  банков не предусмотрена. РБИ поощряет организацию новых частных банков в сельских районах.

 
Отраслью прорыва, одновременно связанной  с TRIMS и TRIPS, стало в Индии производство программного обеспечения. Его развитие пользуется поддержкой государства, создающего зоны офшорного программирования, особые экономические зоны (технопарки), с  правом на беспошлинный импорт составляющих для экспортных производств, ввоз товаров  по сниженным таможенным пошлинам, освобождение от подоходного налога. В развитии этого сектора решающую роль играют заказы западных производителей, благодаря которым .70-80% программного обеспечения идет на экспорт. Занятость  в отрасли достигла 250 тыс. человек  и потребность в кадрах здесь  непрерывно растет. Производительность труда в отрасли в 2-3 раза ниже, чем у американских работников этой же сферы, но с учетом существенного  отставания заработной платы индийцев от американцев, продукция пользуется растущим признанием мирового рынка. Ее оборот достиг 10 млрд. долл. Оборот мирового рынка программного обеспечения  составляет 150 млрд., из них 130 млрд. приходится на США.

 
Для национального сельского хозяйства  в секторе высоких технологий создан упрощенный вариант компьютера (Simputer), который позволяет крестьянам получать информацию о ценах и  конъюнктуре на рынках сельскохозяйственных товаров страны. Несмотря на дешевизну (200 долл.) крестьяне его покупают, как правило, вскладчину.

 
За последние десятилетия Индия  добилась существенных успехов в  развитии национальной фармацевтической промышленности, продукция которой  успешно экспортируется. Требования ВТО жесткой защиты иностранных  патентов и высокие роялти в этой области (TRIPS), а именно по заимствованным патентам производится большая часть  лекарств в стране, может стать  препятствием для обеспечения населения  лекарствами по доступным ценам  и затруднит производителям доступ к новым технологиям. Успехом  Индии можно считать то, что  изменения в законе, регулирующем патентное право, будут приняты  не ранее 2005 г. По национальному законодательству срок действия патента - 14 лет, а в  фармацевтике, химической и пищевой  отраслях - 7 лет. Подписав Соглашение ГАТТ о торговле интеллектуальной собственностью (TRIPS), Индия обязалась привести в  соответствие с ним национальные законы. В докладе министерства торговли США говорится, что в Индии  слабо защищаются права интеллектуальной собственности и это вынуждает  их компании прекращать поставки новых  лекарственных технологий на индийский  рынок.

 
Конфликтная ситуация сложилась в  связи с экспортом стали в  США. Индия занимает 11 место в  мире по ее выплавке (2222 тыс. т). США ввели  ограничения на ее импорт из Индии  еще в 2001 г. и тогда же страна подала жалобу в ВТО на действия США. Результатов  пока нет. Возможно, Ин-Дия попытается переориентировать свой стальной экспорт  на Европу и Юго-Восточную Азию, но здесь трудно рассчитывать на успех  из-за усиливающейся конкуренции  аналогичной продукции Южной  Кореи (выплавка 3236 тыс. т стали в  год).

 
В ходе Уругвайского раунда впервые  проходили многосторонние переговоры о торговле услугами (GATS), затрагивающие 12 крупных секторов экономики и 161 субсектор. Индия считает особенно важным расширение прав временного въезда своих граждан в развитые государства, поскольку страна "располагает значительными сравнительными преимуществами в сфере услуг, в том числе компьютерных технологий, а также услугами в гостиничном деле, медицине, строительстве и ряде других". Кроме того, как считают представители Индии, по мере либерализации расширятся возможности предоставления услуг ее граждан за рубежом в таких капиталоемких отраслях, как банковское дело и телекоммуникации. Однако, по их мнению, со стороны развитых стран не принято никаких мер, способствующих передвижению физических лиц в рамках GATS.

 
Индия многократно выражала свою озабоченность  усилением со стороны развитых государств нетарифных ограничений, таких, как  экстерриториальность, временные оградительные  меры, антидемпинговые разбирательства, направленные против экспорта развивающихся  стран на основе ст. XV ГАТТ. Наряду с  этим ее представители высказываются  против применения стандартов защиты труда и окружающей среды в  целях ограничения экспорта развивающихся  стран. По их мнению, эти вопросы  не относятся к компетенции ВТО. "Наши возражения вызывают не стандарты  защиты окружающей среды как таковые, а возможность  злоупотребления  ими  в  протекционистских целях". Показателен пример экспорта в США ковров ручной работы, когда после введения в 1980 г. эмбарго на их ввоз из Ирана, Индия, занимавшая прежде здесь незначительную долю, резко увеличила свои поставки - до 45% всего импорта ковров. Введение ею трудовых стандартов и запрет широкого использования детского труда в отрасли привели бы к удорожанию и потере конкурентоспособности индийской продукции в условиях острой борьбы развивающихся стран за эту нишу на американском рынке. Вводимые развитыми странами жесткие технические и санитарные требования к упаковочным материалам, фитоконтроль (ст. X и XII), по мнению Индии, используются для дополнительного ограничения доступа на рынки развитых государств.

 
Число жалоб на нарушение статей ВТО ее членами выросло, как отмечено в докладе за 2001 г., со 156 в 1995 г. до 360 в 1999 г., правда, в 2000 г. оно несколько  снизилось. Несложно предположить, что  с ухудшением мировой экономической  ситуации количество конфликтных ситуаций возрастет. Индия с июля 1999 г. по июнь 2001 г. подала четыре жалобы с требованием  компенсировать ее потери в связи  с повышением ввозных пошлин на ее товары, в том числе морепродукты, которые рассматриваются в комиссиях.

 
Индия, как и многие развивающиеся  страны, обеспокоена тактикой индустриальных государств, которые добиваются принятия решений без учета особых интересов  партнеров по ВТО, находящихся в  менее благоприятных условиях. На конференции в Дохе Индия обвинила ЕС, одного из своих главных торговых партнеров, "в колониальном ведении  дел". Участие Индии в региональной торговле расширяется очень медленно. По ряду позиций она сумела отстоять свои интересы, отвергнув односторонние  преференциальные меры в области  текстиля и морепродуктов, которые  активно лоббировали ведущие  страны Запада. Еще одной выигранной позицией для Индии стало пресечение попытки Турции ввести дополнительные барьеры экспорту индийского текстиля на рынок этой страны с ссылкой  на создание ею таможенного союза  с ЕС в 1995 г.

 
Участие в ВТО ряд экономистов  и некоторые чиновники Индии  рассматривают как вредящее интересам  страны (девиз "WTO - Worst Trade Organization"). Но в 1998 г. премьер-министр Вадж-паи  объявил о специальной программе  связей с этой организацией с тем, чтобы правительство и представители  промышленности выработали совместный план действий по мониторингу за расширением  экспорта до 2005 г. За десятилетие реформ Индия повысила долю товарного экспорта в ВВП с 9 до 12%, а в мировом  экспорте - с 1.7 до 2.7%, заняв по этому  показателю одно из первых мест среди  развивающихся стран.

 
Будет ли проведен следующий этап либерализации  экономики в условиях резкого  обострения индо-пакистанского конфликта, вызванного нападением мусульманских террористов на здание индийского парламента в середине декабря 2001 г.? Возможность военного столкновения двух ядерных держав существенно изменила расстановку сил и внутри страны, и в регионе. Начало 2002 г. отмечено участившимися столкновениями на религиозной почве, что потребовало от правительства укрепления силовых ведомств. Во внешнеэкономической сфере кардинальным изменением стало определенное сближение Пакистана и США, после того как президент Мушараф поддержал американскую военную акцию в Афганистане. Едва ли такое сближение будет длительным, но в краткосрочном плане американцы постараются его сохранить. Однако это не помешало США предложить Индии расширить сотрудничество в поставках военной техники. Индия очередной раз продемонстрировала свою ядерную мощь, проведя в январе 2002 г. испытания баллистической ракеты, способной поразить любой пакистанский город. Будет ли правительство Индии свободно в принятии непопулярных мер, в том числе приватизации госпредприятий (сопротивление профсоюзов), дальнейшего открытия рынка покажет время.


Информация о работе Индия и ВТО в ходе реформ