Индустриальный период А. Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:07, реферат

Краткое описание

Адам Смит (англ. Adam Smith); — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Адам Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника.
В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледже в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746.

Содержание

1. Биография Адама Смита
2 Основные идеи экономического учения А. Смита
3 Философские и экономические взгляды

Вложенные файлы: 1 файл

В развитии и теории практики управления выделяют два крупных исторических периода.docx

— 27.08 Кб (Скачать файл)

План

1. Биография Адама Смита

2 Основные идеи экономического учения А. Смита

3 Философские и экономические взгляды

 

 

Адам Смит (англ. Adam Smith); — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Адам  Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) в городке  Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника.

В возрасте 14 лет поступил в Университет  Глазго, где два года изучал этические  основы философии. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледже в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746.

В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики.

Основой научной теории Адама Смита  было стремление взглянуть на человека с трех сторон:

* с  позиций морали и нравственности,

* с  гражданских и государственных  позиций,

* с  экономических позиций.

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и  позднее по предмету «достижение богатства».

В 1751 году Смит был назначен профессором  логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии.

В 1759 году Смит опубликовал статью, включающую в себя материалы из его  лекций. В этой статье Смит обсудил  стандарты этического поведения, которые  поддерживают общество в состоянии стабильности.

Известность Смит получил после  публикации книги «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» в 1776 году.

В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга, Шотландия, где он и умер после  продолжительной болезни 17 июля 1790 года.

 

Для существования естественного  порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел  в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита  — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности  системы, основанной на эгоизме, который  выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов.

 

 

 

 

*

 

Философские и экономические взгляды

 

 

Экономическая теория, которую Смит изложил в  «Исследовании о причинах и богатстве  народов», была тесно связана с  системой его философских представлений  о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков  Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и, в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно  из ключевых положений теории Адама  Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Труд, утверждал он, выступает и в  качестве мерила стоимости товара. При этом, Адам Смит имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.

 

Благосостояние  общества Адам Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным  средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей.

Согласно  теории Адама Смита первоначальная стоимость продукта при распределении  распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал  он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли  во вновь произведенной стоимости  снижается. Совокупный общественный продукт  делится на две основные части: первая — капитал — служит для поддержания  и расширения производства (сюда входит и зарплата рабочих), вторая идет на потребление непроизводительными  классами общества (собственниками земли  и капитала, государственными служащими, военными, учеными, лицами свободных  профессий и т. д.). От соотношения  этих двух частей зависит и благосостояние общества: чем больше доля капитала, тем быстрее растет общественное богатство, и, напротив, чем больше средств  уходит на непроизводительное потребление (прежде всего государством), тем  беднее нация.

 

Вместе  с тем А.Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу. (А. В. Чудинов)

 

 

 

 

Основные идеи экономического учения А. Смита

 

 

В своем  экономическом учении Адам Смит (1723-1790) ставил две цели. С одной стороны, он старался проникнуть во внутреннюю физиологию общества, с другой - описать  явления капитализма, проявляющиеся  внешним образом. Поэтому он использовал  два метода - эзотерический и эКзотерический.

Человеческое  общество Смит рассматривал как меновой  союз, а основным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. По его мнению, стремление отдельного индивида к выгоде совпадает  с интересами всего общества. Смит был сторонником свободной конкуренции, выступал против вмешательства государства  в экономику.

Знаменитый  труд А. Смита "Исследование о природе  и причинах богатства народов" состоит из пяти книг. В 1-й книге  содержится учение о труде как  источнике богатства, о разделении труда, о стоимости, о ценообразовании, деньгах, прибыли, различных формах доходов. Во 2-й книге Смит исследовал капитал, уделив основное внимание его  структуре. Третья книга посвящена  истории развития хозяйства. В 4-й  книге рассматриваются экономические  системы. В 5-й книге Смит исследует  вопросы финансово-налоговой политики, анализирует расходы и доходы государства.

Политика  Смита, которую он обосновывал, получила название фритредерства. Однако главные  заслуги в истории экономической  мысли принадлежат его экономической  теории.

Произведение  Смита "Исследование о природе  и причинах богатства народов" начинается с анализа проблемы разделения труда - крупной проблемы, всегда интересовавшей экономистов. Систематизировав уже  имеющиеся знания, начиная с древних  учений, Смит рассмотрел разделение труда  внутри мастерской, в мануфактуре, в  обществе, показал, как с развитием  разделения труда растет его производительность. При этом он сформулировал зависимость  количества продукта от числа лиц, занятых  полезным трудом, и от производительности труда. Смит не сумел разрешить проблему различия между разделением труда  внутри мануфактуры и в обществе. Он рассматривал общество как большую  мастерскую, утверждая, что нельзя охватить процесс разделения труда в целом; связь между отдельными производствами затемняется благодаря разбросанности отраслей и большому числу занятых  рабочих в каждой отрасли. Источник разделения труда Смит видел в  обмене. С ростом разделения труда  и развитием обмена он связал происхождение  денег.

Взгляды Смита на деньги значительно отличаются от взглядов меркантилистов и физиократов. Не считая деньги единственной формой богатства, он оценивал их как техническое  средство обмена. Выделяя функции  денег как меры стоимости и  средства обращения, главной Смит считал последнюю. Деньги он считал товаром, продуктом стихийного объективного процесса развития общества, всеобщим орудием торговли. Однако различия между металлическими и бумажными деньгами Смит не проводил.

Большое место Смит отводил вопросам стоимости. Он выделял рыночные цены, считая их случайными, зависящими от спроса и  предложения в обществе. Основу цены, по его мнению, составляет определённое количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. В каждом товаре он выделял два свойства:

полезность, или потребительную стоимость;

свойство  обмениваться на другую вещь.

Смит  подчеркивал, что труд представляет собой действительное мерило меновой  стоимости всех товаров. Стоимость  товара, по Смиту, - это естественное свойство вещи, которое она имеет  от природы. Поэтому Смит концентрировал внимание на количественных аспектах стоимости, ее величине, не понимая  качественного содержания стоимости.

Стоимость он рассматривал неоднозначно по отношению  к первобытному и цивилизованному  обществам. Для первобытного состояния Смит считал возможным определение стоимости двояким путем:

1. трудом, затраченным на производство  товара;

2. трудом, покупаемым в процессе обмена. В цивилизованном обществе количество  первого и второго видов труда,  в отличие от первобытного  общества, не совпадает, поскольку  это разные величины: второй вид  труда меньше первого. Пытаясь  разрешить этот вопрос, Смит ставит проблему из каких частей складывается стоимость? Ответ на этот вопрос получил название "догмы Смита". В результате размышлений Смит пришёл к выводу, что стоимость равна сумме трех видов доходов: заработной платы, прибыли и ренты.

Анализируя  капитал, Смит показал, что рост производства, создание мануфактурной промышленности - это результаты деятельности капитала. Под капиталом он понимал особый фонд производства, сумму средств производства, вещественный фактор производства. Смит разделял капитал на основной и оборотный. Под оборотным капиталом Смит понимал ту его часть, которая находится в обращении. Та часть капитала, которая не вступает в обращение, получила название основного капитала. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносит прибыль: основной - в производстве, оборотный - в сфере обращения.

Под заработной платой Смит понимал сумму  денег, которую получает товаропроизводитель, реализуя свой товар. Заработная плата  в его учении характеризуется  как стоимость труда.

Прибыль, по Смиту, является вычетом из продукта труда рабочего. Это результат  неоплаченного труда, присвоение чужого труда капиталистом.

Характеризуя  ренту, Смит дал несколько ее определений:

1. рента  как вычет из продукта труда  рабочего, который присваивают землевладельцы;

2. рента  как результат действия природных  факторов;

3. рента  как результат монополии на  сельскохозяйственную продукцию. 

Анализируя  воспроизводство в целом, Смит отождествляет  стоимость совокупного продукта с суммой доходов в обществе, считает, что весь произведенный продукт  идет в потребление. Игнорируя средства производства, Смит сделал шаг назад  по сравнению с Ф. Кенэ.

В трактовках труда Смит выделял производительный и непроизводительный труд. Производительным он считал труд, который обменивается на капитал, непроизводительным - труд, который обменивается на доход. Всю  сферу нематериального производства Смит считал непроизводительной.

Заключение

Разумеется, концепция Смита не стала последним  словом науки экономики; рыночный механизм не всегда работает успешно, и те два  экономиста, которые делят с Адамом Смитом звание величайших экономических  мыслителей, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс, показывают, что процесс роста имеет серьезные недостатки. Но прозрение остается прозрением. Теперь, через двести лет, удивляет не то, как ошибался Смит, но то, как глубоко и ясно он видел. В сущности, экономисты как экономисты, все еще являются его учениками.

Свои  последние 12 лет жизни Адам Смит провел в Эдинбурге, занимая весьма доходную должность таможенного  комиссара Шотландии. Но даже став человеком  обеспеченным, он не изменил своему привычному, скромному образу жизни  «настоящего ученого». Он приобрел репутацию человека чудаковатого, частенько  разговаривавшего с самим собой, забыв об окружающих, еще в юношеские  годы. Несмотря на всемирную известность, Смит не умел блистать в салонах  и так не научился прилично говорить по-французски. Да и разве во всем в этом дело?

 

 

В развитии и теории практики  управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.

 

Первый  период – донаучный – начинается с 9 – 7 – го  тысячелетия до нашей эры, до XVIII в.

Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые формы  упорядочения и организации совместного  труда существовали на стадии первобытно – общинного строя. Старейшины и  вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов  деятельности того периода.

Переход к производящей экономике  и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Информация о работе Индустриальный период А. Смита