Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:07, реферат
Адам Смит (англ. Adam Smith); — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Адам Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника.
В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледже в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746.
1. Биография Адама Смита
2 Основные идеи экономического учения А. Смита
3 Философские и экономические взгляды
План
1. Биография Адама Смита
2 Основные идеи экономического учения А. Смита
3 Философские и экономические взгляды
Адам Смит (англ. Adam Smith); — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.
Адам Смит родился в июне 1723 (точная дата его рождения неизвестна) в городке Керколди в шотландском округе Файф, в семье таможенного чиновника.
В возрасте 14 лет поступил в Университет Глазго, где два года изучал этические основы философии. В 1740 году он поступил в Бейллиол-Колледже в Оксфорде и закончил обучение в нем в 1746.
В 1748 году Смит начал читать лекции
в Эдинбурге. Именно подготовка лекций
для студентов этого
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон:
* с
позиций морали и
* с гражданских и государственных позиций,
* с экономических позиций.
Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства».
В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии.
В 1759 году Смит опубликовал статью, включающую в себя материалы из его лекций. В этой статье Смит обсудил стандарты этического поведения, которые поддерживают общество в состоянии стабильности.
Известность Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году.
В 1778 году Смит был назначен главой таможенного управления Эдинбурга, Шотландия, где он и умер после продолжительной болезни 17 июля 1790 года.
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.
Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов.
*
Философские и экономические взгляды
Экономическая теория, которую Смит изложил в «Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и, в конечном счете рост общественного благосостояния.
Одно
из ключевых положений теории Адама
Смита — необходимость
Труд, утверждал он, выступает и в качестве мерила стоимости товара. При этом, Адам Смит имел в виду не тот объем труда, что затрачен на производство продукта, а тот, что можно приобрести за данный продукт. Деньги представляют собой всего лишь один из видов товара, не являясь главной целью производства.
Благосостояние общества Адам Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию. Однако степень разделения труда, подчеркивал он, напрямую связана с размерами рынка: чем шире рынок, тем выше уровень специализации выступающих на нем производителей.
Согласно
теории Адама Смита первоначальная
стоимость продукта при распределении
распадается на три части: заработную
плату, прибыль и ренту. С ростом
производительности труда, отмечал
он, происходит повышение заработной
платы и ренты, зато доля прибыли
во вновь произведенной стоимости
снижается. Совокупный общественный продукт
делится на две основные части: первая
— капитал — служит для поддержания
и расширения производства (сюда входит
и зарплата рабочих), вторая идет на
потребление
Вместе с тем А.Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу. (А. В. Чудинов)
Основные идеи экономического учения А. Смита
В своем
экономическом учении Адам Смит (1723-1790)
ставил две цели. С одной стороны,
он старался проникнуть во внутреннюю
физиологию общества, с другой - описать
явления капитализма, проявляющиеся
внешним образом. Поэтому он использовал
два метода - эзотерический и
Человеческое
общество Смит рассматривал как меновой
союз, а основным признаком человеческой
природы считал склонность к обмену,
торговле. По его мнению, стремление
отдельного индивида к выгоде совпадает
с интересами всего общества. Смит
был сторонником свободной
Знаменитый
труд А. Смита "Исследование о природе
и причинах богатства народов"
состоит из пяти книг. В 1-й книге
содержится учение о труде как
источнике богатства, о разделении
труда, о стоимости, о ценообразовании,
деньгах, прибыли, различных формах
доходов. Во 2-й книге Смит исследовал
капитал, уделив основное внимание его
структуре. Третья книга посвящена
истории развития хозяйства. В 4-й
книге рассматриваются
Политика
Смита, которую он обосновывал, получила
название фритредерства. Однако главные
заслуги в истории
Произведение
Смита "Исследование о природе
и причинах богатства народов"
начинается с анализа проблемы разделения
труда - крупной проблемы, всегда интересовавшей
экономистов. Систематизировав уже
имеющиеся знания, начиная с древних
учений, Смит рассмотрел разделение труда
внутри мастерской, в мануфактуре, в
обществе, показал, как с развитием
разделения труда растет его производительность.
При этом он сформулировал зависимость
количества продукта от числа лиц, занятых
полезным трудом, и от производительности
труда. Смит не сумел разрешить проблему
различия между разделением труда
внутри мануфактуры и в обществе.
Он рассматривал общество как большую
мастерскую, утверждая, что нельзя охватить
процесс разделения труда в целом;
связь между отдельными производствами
затемняется благодаря
Взгляды Смита на деньги значительно отличаются от взглядов меркантилистов и физиократов. Не считая деньги единственной формой богатства, он оценивал их как техническое средство обмена. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной Смит считал последнюю. Деньги он считал товаром, продуктом стихийного объективного процесса развития общества, всеобщим орудием торговли. Однако различия между металлическими и бумажными деньгами Смит не проводил.
Большое место Смит отводил вопросам стоимости. Он выделял рыночные цены, считая их случайными, зависящими от спроса и предложения в обществе. Основу цены, по его мнению, составляет определённое количество труда, воплощенного в товаре. Это количество труда Смит называл меновой стоимостью, или стоимостью. В каждом товаре он выделял два свойства:
полезность, или потребительную стоимость;
свойство обмениваться на другую вещь.
Смит подчеркивал, что труд представляет собой действительное мерило меновой стоимости всех товаров. Стоимость товара, по Смиту, - это естественное свойство вещи, которое она имеет от природы. Поэтому Смит концентрировал внимание на количественных аспектах стоимости, ее величине, не понимая качественного содержания стоимости.
Стоимость он рассматривал неоднозначно по отношению к первобытному и цивилизованному обществам. Для первобытного состояния Смит считал возможным определение стоимости двояким путем:
1. трудом, затраченным на производство товара;
2. трудом,
покупаемым в процессе обмена.
В цивилизованном обществе
Анализируя капитал, Смит показал, что рост производства, создание мануфактурной промышленности - это результаты деятельности капитала. Под капиталом он понимал особый фонд производства, сумму средств производства, вещественный фактор производства. Смит разделял капитал на основной и оборотный. Под оборотным капиталом Смит понимал ту его часть, которая находится в обращении. Та часть капитала, которая не вступает в обращение, получила название основного капитала. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносит прибыль: основной - в производстве, оборотный - в сфере обращения.
Под заработной платой Смит понимал сумму денег, которую получает товаропроизводитель, реализуя свой товар. Заработная плата в его учении характеризуется как стоимость труда.
Прибыль, по Смиту, является вычетом из продукта труда рабочего. Это результат неоплаченного труда, присвоение чужого труда капиталистом.
Характеризуя ренту, Смит дал несколько ее определений:
1. рента
как вычет из продукта труда
рабочего, который присваивают
2. рента
как результат действия
3. рента
как результат монополии на
сельскохозяйственную
Анализируя воспроизводство в целом, Смит отождествляет стоимость совокупного продукта с суммой доходов в обществе, считает, что весь произведенный продукт идет в потребление. Игнорируя средства производства, Смит сделал шаг назад по сравнению с Ф. Кенэ.
В трактовках
труда Смит выделял производительный
и непроизводительный труд. Производительным
он считал труд, который обменивается
на капитал, непроизводительным - труд,
который обменивается на доход. Всю
сферу нематериального
Заключение
Разумеется, концепция Смита не стала последним словом науки экономики; рыночный механизм не всегда работает успешно, и те два экономиста, которые делят с Адамом Смитом звание величайших экономических мыслителей, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс, показывают, что процесс роста имеет серьезные недостатки. Но прозрение остается прозрением. Теперь, через двести лет, удивляет не то, как ошибался Смит, но то, как глубоко и ясно он видел. В сущности, экономисты как экономисты, все еще являются его учениками.
Свои последние 12 лет жизни Адам Смит провел в Эдинбурге, занимая весьма доходную должность таможенного комиссара Шотландии. Но даже став человеком обеспеченным, он не изменил своему привычному, скромному образу жизни «настоящего ученого». Он приобрел репутацию человека чудаковатого, частенько разговаривавшего с самим собой, забыв об окружающих, еще в юношеские годы. Несмотря на всемирную известность, Смит не умел блистать в салонах и так не научился прилично говорить по-французски. Да и разве во всем в этом дело?
В развитии и теории практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.
Первый период – донаучный – начинается с 9 – 7 – го тысячелетия до нашей эры, до XVIII в.
Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно – общинного строя. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.