Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 01:54, курсовая работа
В условиях мировой глобализации производства и капитала конкурентоспособность национальной экономики приобретает особое значение. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, усилением взаимозависимости экономик практически всех стран мира. Снижение и отмена многих внешнеэкономических барьеров стирают границы между внутренним и внешним рынками. В этой связи мировой рынок необратимо превращается в единое поле конкурентной борьбы, и занимать на нем свое место может только та страна, в которой обеспечивается конкурентоспособность своих товаров. Внедрение новых методов торговли, в частности, электронного, позволяет покупателю выбрать подходящий ему товар с учетом соотношения его цены и качества практически в любой стране мира.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ................................................. 5
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности
национальной экономики....................................................................................... 5
1.2 Пути повышения конкурентоспособности страны........................................ 10
2. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ............ 13
2.1 Опыт инновационного развития в зарубежных странах............................... 13
2.2 Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь.... 17
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ................................................................................ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 34
Решению указанных задач в настоящее время препятствуют следующие проблемные вопросы развития МТБ науки [6; c. 70].
1. Высокая степень износа научного оборудования. Проведенный ГКНТ в 2009 г. анализ обеспеченности аналитическим и измерительным оборудованием (с первоначальной стоимостью более 20 тыс. у.е.) научных исследований, выполняемых в рамках государственных программ согласно приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности, показал, что при выполнении заданий программ используется около 38% оборудования и приборов, имеющих стопроцентный физический и моральный износ, а по отдельным группам оборудования этот показатель достигает 60–73%. Доля используемого оборудования, приобретенного в 2004–2006 гг., составляет в среднем по всем группам 35%, а в период с 2007 по 2009 г. – 27% (см. рисунок).
Основная масса уникального научного оборудования и приборов сосредоточена в организациях, относящихся к Национальной академии наук Беларуси (39%). Министерству образования (24%) и Министерству здравоохранения (17%) Республики Беларусь.
Вместе с тем, несмотря на достаточно высокую долю нового оборудования, значительная часть научных организаций нуждается в закупке современного оборудования и приборов для проведения научных исследований.
Кроме того, существенная часть оборудования, закупаемого из средств республиканского бюджета, используется узким кругом пользователей, отдельными лабораториями или кафедрами. Естественно, такая форма эксплуатации оборудования является крайне неэффективной, вследствие чего моральный износ оборудования наступает быстрее, чем физический. Для решения данной проблемы необходима качественная организация коллективного пользования дорогостоящим оборудованием и приборами.
2. Низкий объем финансирования развития МТБ науки в последние годы. В республиканском бюджете на 2010 г. на развитие МТБ науки предусмотрено 30667 176,3 тыс. руб. Несмотря на установленную пунктом 1 Плана мероприятий по развитию материально-технической базы науки на 2009–2012 годы, норму о выделении из республиканского бюджета в 2008–2010 гг. на названные цели не менее 10% общего объема финансирования науки, объем финансирования МТБ резко сокращается: 2008 г. – 6,8%; 2009 – 6,1%, 2010 – 5,8%. Так, в 2008 г. затраты на МТБ науки в пересчете на одного исследователя составили 1,5 млн руб. в год и фактически не изменились по сравнению с 2005 г. (1,45 млн руб.), а по сравнению с 2007 г. существенно сократились (2,0 млн руб.). В то же время Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» определены расходы на развитие МТБ науки в размере 86,5 млрд руб., что составляет 10% общего объема финансирования науки. В дальнейшем необходимо обеспечить полное освоение указанных средств, а также продолжить поступательное увеличение расходов на развитие МТБ науки как за счет бюджета, так и за счет иных источников [6; c. 72].
3. Наличие ограничений административного характера на закупку научными организация ми оборудования, в том числе за счет бюджетных средств. В настоящее время существуют следующие ограничения на закупку научными организациями оборудования за счет бюджетных средств:
• необходимость согласования закупок импортного оборудования с рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 17 января 2007 г. №6р;
• запрет на осуществление авансовых платежей по внешнеторговым договорам, введенный постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт»;
• необходимость дополнительного согласования с Министерством финансов перечней оборудования и предметов длительного пользования с поквартальной разбивкой.
Указанные
ограничения существенно
В
целях решения данного
• разрешить органам казначейства осуществлять оплату импортного научного оборудования на основании перечней, утверждаемых ГКНТ. без рассмотрения на заседаниях рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 17 января 2007 г. №6р;
• внести изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт», предусматривающие нераспространение действия данного постановления на операции по договорам закупки научного оборудования, приборов и комплектующих изделий согласно перечням, утверждаемым ГКНТ;
• Министерству финансов исключить практику дополнительного согласования перечней научного оборудования, приборов и комплектующих изделий с поквартальной разбивкой, а также предусмотреть возможность уточнения наименований и стоимости закупаемого научными организациями научного оборудования, приборов и комплектующих изделий согласно перечням, утверждаемым ГКНТ, в соответствии с заданием на государственную закупку и результатами конкурсного отбора, с последующим информированием ГКНТ о произошедших изменениях [6; c. 73].
Из
вышеизложенного следует, что недооснащение
(в том числе
В настоящее время следует признать факт возрождения в Беларуси фирменной науки, развитие которой идет по двум основным путям: создание собственных научных структур в недрах крупных предприятий и превращение бывших отраслевых институтов и предприятий в фирмы со своей научно-производственной базой. Безусловным преимуществом «фирменной» науки является ответственность разработчиков за прикладную актуальность своей научной продукции. Именно соответствие научного продукта, технологий международным или хотя бы государственным стандартам – один из основных факторов, который будет способствовать развитию белорусской науки.
Составляющими «фирменной» науки должны стать технопарки, научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые и инновационные центры в составе региональных инновационно-инфраструктурных комплексов и кластеров. В рамках этих комплексов необходимо наладить координацию сервисных фирм, трансферных центров, которые специализируются на передаче технологий, услугах производственного характера, связанного с новой техникой, на консалтинговых, информационных, юридических и других услугах. Наряду с коммерческими структурами в региональных инфраструктурных комплексах целесообразно использовать мировой опыт создания консорциумов и ассоциаций малых предприятий, научных организаций, вузов и некоммерческих объединений производителей наукоемкой продукции и ее потребителей.
Большинство белорусских предприятий пока не ставят перед собой стратегических целей на долгосрочную перспективу развития, а функционируют по 2–5-летним циклам. Полагаем, что стратегически важные для отраслей реального сектора экономики прикладные исследования целесообразно сконцентрировать в крупнейших производственных объединениях («БелАЗ», «Интеграл», «МАЗ», Новополоцкий НПЗ и т.п.), а при необходимости – в отдельных отраслях экономики, органах государственного управления.
В
настоящее время ГКНТ формируется
Программа развития отраслевой науки
Республики Беларусь на 2011–2015 годы, реализация
мероприятий которой позволит достичь
к 2015 г. повышенных показателей инновационного
развита страны.
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Обозначенные в предыдущей главе работы барьеры на пути активизации инновационного развития Республики Беларусь в совокупности определяют главную системную проблему – темпы развития, структура и научно-технический уровень ИР, инновационной деятельности пока не отвечают современным требованиям развития национальной экономики и повышения конкурентоспособности белорусской продукции.
Решение этой проблемы предстоит осуществлять в рамках построения НИС и создания адекватной экономической среды, исходя из стратегических целей инновационного развития.
Необходимо
четкое позиционирование страны в системе
международной научной и
С учетом наметившихся в стране тенденций в управлении экономикой (либерализация, использование рыночных механизмов) представляется необходимым и целесообразным существенно усовершенствовать отдельные аспекты управления инновационным развитием. Прежде всего это касается системы научно-технологического прогнозирования, определения целей и приоритетов научно-технологического развития.
Особенностью долгосрочного развития является высокая степень неопределенности, в принципе не позволяющая указать конкретные рынки новой продукции, которые станут развиваться через 20 лет. Вместе с тем определение направлений, по которым будет происходить интенсивное научно-технологическое развитие, вполне реально. Система формирования и реализации национальных приоритетов научно-технологического развития становится в современный период одним из ключевых элементов государственной политики не только в сфере научно-технологического развития, технологической модернизации и конкурентоспособности, но и социально-экономического развития.
Основными принципами формирования комплекса таких приоритетов являются: открытый порядок определения и обсуждения их перечня; вовлечение в этот процесс предпринимательских и научных коллективов, объединений, ассоциаций; разумное количество выделяемых национальных приоритетов научно-технологического развития; длительный горизонт планирования в сочетании с регулярным уточнением основных направлений реализации, задач и инструментов решения; сочетание среднесрочных и долгосрочных задач, ориентировочный срок реализации которых может варьироваться от 5–10 до 20 и более лет.
В целях продолжения работы по созданию и становлению инновационной экономики разработан проект Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы [21] (далее – государственная программа на 2011-2015 годы), которая призвана обеспечить решение важнейших для республики задач в следующем пятилетии.
Новая Государственная программа на 2011–2015 гг. направлена на достижение главных целей страны – вхождение Республики Беларусь в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира и перевод национальной экономики в режим интенсивного развития, а также она должна обеспечить решение важнейших для страны задач по сбалансированности экономики, значительному росту экспорта (в 2,2 раза), в том числе трехкратному росту объемов экспорта высокотехнологичной продукции, обеспечению положительного торгового баланса, решению вопросов импортозамещения.
В проект Государственной программы на 2011–2015 годы включено 966 инновационных проектов, из них 226 проектов V и VI технологических укладов, что составляет 23% от общего количества.
Планируется создание 208 новых предприятий и новых производств, 330 проектов направлены на модернизацию действующих предприятий, 428 проектов предусматривают внедрение новых технологий. Для финансирования мероприятий Государственной программы на 2011–2015 годы планируется привлечение 102,1 трлн. руб., и эта сумма в 4 раза превосходит объем финансирования ГПИР.
В соответствии с поручением Правительства сформирован перечень 100 важнейших проектов, предусмотренных к реализации в 2011–2015 гг.
К 2015 г. предполагается достичь следующих значений основных показателей инновационного развития:
- удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции – 20–21%;
- доли инновационно активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности – не менее 40%;
- удельного веса накопленной амортизации активной части основных средств промышленных предприятий – не более 53%;
- численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, – 38 тыс. человек;
- расходов республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность – 1,2–1,35% к ВВП.
В связи с поставленными задачами и необходимостью достижения основных показателей инновационного развития ГКНТ считает, что проект Государственной программы на 2011–2015 годы нуждается в существенной доработке.