Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В условиях мировой глобализации производства и капитала конкурентоспособность национальной экономики приобретает особое значение. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, усилением взаимозависимости экономик практически всех стран мира. Снижение и отмена многих внешнеэкономических барьеров стирают границы между внутренним и внешним рынками. В этой связи мировой рынок необратимо превращается в единое поле конкурентной борьбы, и занимать на нем свое место может только та страна, в которой обеспечивается конкурентоспособность своих товаров. Внедрение новых методов торговли, в частности, электронного, позволяет покупателю выбрать подходящий ему товар с учетом соотношения его цены и качества практически в любой стране мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ................................................. 5

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности

национальной экономики....................................................................................... 5

1.2 Пути повышения конкурентоспособности страны........................................ 10

2. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ............ 13

2.1 Опыт инновационного развития в зарубежных странах............................... 13

2.2 Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь.... 17

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ................................................................................ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 34

Вложенные файлы: 1 файл

13,35.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

     Государственными  заказчиками в недостаточной  степени раскрыт потенциал приоритетных направлений по созданию и развитию высокотехнологичных предприятий и производств в отраслях (регионах) в разрезе технологических укладов, видов высокотехнологичной продукции и показателей инновационного развития. Кроме того, не нашли отражения следующие перспективные направления:

     - в металлургии – использование собственных сырьевых ресурсов;                                            

     - в автомобилестроении и автобусном производстве – расширение модельного ряда;

     - производство компьютеров и компьютерной периферии;

     - производство медицинской техники, современного диагностического оборудования (аппараты УЗИ, лабораторное оборудование, мобильные аппараты искусственной вентиляции легких, дефибрилляторы);

     - создание производств на основе лазерной техники (косметологические лазеры; оборудование для лазерной деревообработки, лазерной сварки; резка, обработка металлов и др.);

     - производство компонентов для энергосберегающих технологий и альтернативных энергетических источников (солнечных элементов, гелиоэлектростанций, водонагревательных установок, ветроэнергетических установок, оборудования для биоэнергетики);

     - производство новых материалов (тонких пленок, многослойных упаковочных и других полимерных пленок с наноструктурированными слоями, нанотрубок, нановолокон, наностекла, нанопроволоки, нанофольги, твердых растворов, износостойких материалов, сложных сплавов, керамики, углеродных материалов, новых типов волокон высокомодульных, бикомпонентных, адгезионно-активных для кордной промышленности, трудногорючих, не накапливающих статическое электричество, содержащих новые типы полимерных и других наполнителей, биоразлагаемых волокон), композитов с наночастицами, нановолокнами,  наномодифицированной поверхностью наноструктурированными слоями покрытий.

     ГКНТ  считает, что для безусловного достижения целевых показателей инновационного развития страны в 2015 г. государственные  заказчики в процессе доработки  отраслевых (региональных) разделов Государственной  программы на 2011–2015 годы должны в полной мере учесть поручение Правительства в части:

     - создания новых направлений (подотраслей) экономического развития (предприятий, производств);

     - включения дополнительного числа высокотехнологичных проектов, в том числе V и VI технологических укладов;

     - принятия разработанных ГКНТ и Минэкономики значений показателей и индикаторов инновационного развития;

     - включения дополнительного количества подведомственных базовых предприятий в Государственную программу на 2011–2015 гг. для решения вопросов наращивания экспорта и импортозамещения с выпуском инновационной продукции;

     - создания холдингов, развития отраслевой науки и проектно-конструкторских организаций.

     Развитие  национальной инновационной  системы. Направления развития НИС необходимо определять в соответствии с Концепцией национальной инновационной системы Республики Беларусь с учетом изменяющихся экономических условий.

     Совершенствование инновационных институтов должно осуществляться по следующим основным направлениям:

     - расширение спроса на инновации в экономике и поддержка инновационного бизнеса;

     - развитие конкурентной среды, и прежде всего среды для технологической конкуренции;

     - стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов, капитализацию интеллектуальной собственности посредством налоговых и иных инструментов стимулирования;

     - поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса;

     - создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологических секторов экономики, в том числе путем совершенствования регулирования на соответствующих рынках продукции (услуг), оптимизации существующих инструментов поддержки инноваций применительно к особенностям перспективных секторов экономики;

     - развитие научно-технического потенциала и повышение его эффективности;

     - повышение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на основе реформирования государственного сектора науки;

     - повышение эффективности и результативности государственных расходов на науку и инновации за счет расширения состава инструментов финансирования государственного сектора науки, совершенствования конкурсного финансирования научных исследований;

     - создание междисциплинарных «центров превосходства» по прорывным направлениям технологического развития путем создания национальных исследовательских центров («национальных лабораторий») и поддержки формирования исследовательских университетов. Реорганизация сектора государственных научных центров с целью повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ;

     - содействие развитию внутрифирменной корпоративной науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности, центров коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий образцов лучшей практики в организации внутрифирменных инновационных систем;

     - государственная поддержка развития инжиниринга и проектной деятельности, в том числе путем организации проектов создания инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных центров; содействие предприятиям в проведении технологического аудита;

     - модернизация кадровой политики сектора исследований и разработок путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку.

     В предстоящий пятилетний период важно  сосредоточить внимание на развитии институтов инфраструктуры НИС, обеспечивающей спрос на инновации со стороны производства и доступ компаний к необходимым технологическим новшествам, одновременно ориентирующим сферу ИР на создание инновационных решений, в которых нуждается бизнес. В целом доработка НИС связана с реализацией следующих основных направлений:

     - формирование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, а также расширение доступа компаний к источникам долгосрочных инвестиций; развитие финансовой инновационной инфраструктуры, формирование целостной системы поддержки инноваций на основе институтов развития (банки, страховые фонды, венчурная компания и др.); создание с государственным участием фондов прямых инвестиций для повышения капитализации инновационных компаний, а также государственных или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий инновационного бизнеса; развитие венчурного финансирования. Инновационная финансовая инфраструктура должна быть направлена на поддержку бизнеса не только на ранних стадиях, но и на этапе «взросления» инновационных компаний. Пока инновационные проекты малых предприятий финансируются государством через инновационные фонды на возвратной основе.

     Государство не берет на себя функции снижения рисков малых инновационных предприятий, не рассчитывая на то, что успешные проекты окупят за счет налоговых выплат в бюджет не оправдавшие себя инновационные идеи, получившие государственную поддержку. Мировой же опыт ориентирует именно на безвозмездную поддержку всех прошедших экспертизу и отбор инновационных идей малых предприятий. Такой опыт использован и Россией, создавшей Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, механизм функционирования которого признается эффективным. При этом важно иметь в виду следующее: оценивая результаты развития малых инновационных предприятий, исследователи, как правило, основное внимание обращают на экономические условия их функционирования. Безусловно, это важный аспект, но не менее важным, а возможно, главным является наличие инновационных идей в сфере генерирования знаний.

     Предпринимательство – не прерогатива частного сектора. Оно характерно и становится все более значимым и для государственных предприятий. Условиями развития инновационного предпринимательства прежде всего являются качество подготовки специалистов в вузах и средних учебных заведениях, развитие их творческих способностей как предпосылки появления эффективных инновационных идей [12; c. 28].

     Государственная поддержка реализации перспективных инновационных идей (по опыту других стран) должна стать безвозмездной, окупаемой за счет успешных инноваций. Для этого предстоит создать бюджетный фонд поддержки малых инновационных предприятий на начальных стадиях их развития либо реализовать этот механизм в рамках Белинфонда;

     -  повышение эффективности созданной инновационной инфраструктуры (центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т.д.); развитие инновационных кластеров.

     Относительно  новым направлением в развитии инфраструктуры является формирование инновационных кластеров. К определению понятия «кластер» существует два подхода. Согласно первому, более узкому, кластером является производственная сеть, объединяющая тесно связанные фирмы (включая поставщиков) в рамках цепочки добавленной стоимости. Во втором случае в сеть включены научно-исследовательские институты, университеты, сетевые фирмы, специфические потребители и др. В этом виде кластер представляется полноценной локальной инновационной системой, ограниченной территориальной близостью участников и/ или промышленно-технологическим профилем. Относительно новым направлением сетевого развития является формирование инновационных кластеров – самодостаточных локальных сетей для реализации проектов полного инновационного цикла;

     - развитие отечественными предприятиями кооперационных связей в целях получения информации для инноваций. Пока предприятия в основном замкнуты на собственный потенциал и слабо повышают интенсивность использования внешних информационных ресурсов. Между тем инновационная активность предприятий в большой степени зависит от разнообразия и структуры их взаимосвязей с источниками информации, знаний, технологий, опыта, от человеческих и финансовых ресурсов. Такие связи стимулируют возникновение самих идей осуществления инноваций, способствуют их продвижению по стадиям инновационного цикла. Инновации по своей природе являются воплощением новых знаний. Импульс к началу инновационной деятельности, как правило, поступает из соответствующих источников информации. Реализация нововведений в производственной практике, в свою очередь, требует использования разнообразных результатов научно-технологической деятельности – патентов на изобретения, ноу-хау, готовых технических решений, стандартов и т.п., которые служат источниками необходимой информации;

     - страхование инновационных рисков – важнейший метод снижения рисков инновационной деятельности. Страхование – это система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения. Национальное законодательство Беларуси в данной области позволяет страховать большую часть инновационных рисков как рисков предпринимательских, однако страхование рисков, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности (ИС), законодательством не предусмотрено.

     Учитывая, что объекты ИС являются главным  содержанием инновации, наиболее подверженным именно инновационным рискам, предстоит разработать направления развития страхования подобных рисков, отразить в законодательстве Республики Беларусь вопросы страхования объектов интеллектуальной собственности и определить комплекс мероприятий по совместной работе заинтересованных предприятий, государственных органов, общественных организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ИС, а также ассоциации страховщиков для обеспечения развития страхования ИС в Беларуси. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     конкурентоспособность национальной экономики – это способность открытой для международной конкуренции страны, ее субъектов хозяйствования производить и продавать свои товары (услуги) на мировых рынках, обеспечивая высокую производительность общественного труда, эффективное использование ресурсов, повышение рентабельности активов, расширенное воспроизводство, стабильно высокий (относительно других стран) уровень валового накопления, конечного потребления, доходов и заработной платы своих граждан в расчете на душу населения.

     Целью повышения конкурентоспособности  национальной экономики (страны) является удовлетворение потребностей мировых  рынков в товарах и услугах, повышение  качества и уровня жизни, доходов  и благосостояния населения страны и обеспечение экономического роста.

     Основным  средством достижения этой цели является повышение экономической и социальной эффективности общественного производства, что предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение:

     - устойчивого и эффективного экономического роста;

     - стабильности общего уровня цен;

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики