Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является - обоснование и разработка вопросов повышения эффективности и оценки эффективности технических и организационных нововведений.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие инновации;
• Ознакомиться с различными классификациями инноваций
• Определить значение инновационной деятельности в развитии предприятия
• Затронуть теоретические элементы нововведений
• Дать оценку эффективности технических и организационных нововведений
Введение
В условиях рыночной
экономики функционирование и развитие
промышленных предприятий во многом
обусловлены эффективной работо
Кризис инновационной
сферы промышленности, помимо объективных
причин, связанных с реформированием
и спадом в экономике, обусловлен
также отсутствием целенаправле
Кроме того, в
связи с переходом
Проблемы инновационной деятельности находят свое отражение в многочисленных научных публикациях. Это связано с возрастанием роли
инновационной деятельности как важнейшего фактора повышения эффективности деятельности промышленных предприятий.
Вопросы организации, управления, финансирования, оценки экономической эффективности инновационных проектов затрагиваются в работах украинских ученых С.А.Воеводиной, В.Е. Гонколя, З.М. Соколовской, В.М. Хобта и зарубежных Б. Твисса, П. Уайта, Л. Водачка, О. Водачковой, В.Г. Долгова, А.А. Коренного.
Сложившееся положение
во многом обусловлено сложностью и
многогранностью проблем
В связи с этим целью курсовой работы является - обоснование и разработка вопросов повышения эффективности и оценки эффективности технических и организационных нововведений.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
Раздел I.Тоеретическая суть инноваций и характеристика инновационных процессов, эффективность использования нововведений.
1.1. Основные понятия и
Инновация (от английского, «innovation») означает нововведение как
результат практического или научно-технического
освоения новшества. В современной концепции
инноватики принято различать нововведения-продукты,
нововведения-процессы производственно-
Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.
Новация. При
обновлении ассортимента продукции, средств
производства и услуг используются
научно-технические, технологические,
организационно-экономические
Истоки совершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся в окружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являются результатом проведения фундаментальных научных исследований, которые подразделяются на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и поисковые НИР.
Поисковые НИР имеют целью выдвижение и обоснование нового метода удовлетворения общественных потребностей, его экспериментальную проверку. В ходе поисковых научно-исследовательских работ результаты открытия или теоретического знания получают возможность найти практическое применение. При этом начальная стадия функционирования нового метода характеризуется весьма низкими показателями полезного действия. На этой стадии отличные качественные показатели нового метода еще не перешли в высокие количественные результаты.
Изобретение. Изобретением считается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность. Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляется в ходе эскизно-технического проектирования на стадии ОКР.
Жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение
масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.
Жизненный цикл технологии.
Жизненный цикл технологии производства
также складывается из четырех фаз.
Первая связана с зарождением
нововведений-процессов в
На доминирование
Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого
рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.
Технологический уклад характеризуется
единым техническим уровнем
В современной теории инноватики чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-либо.
Жизненный цикл технологического
уклада имеет три фазы развития и
определяется периодом в 100 лет. Первая
фаза приходится на его зарождение
и становление в экономике
предшествующего
Следует заметить, что после этого всплеска, в развитии наступает более спокойное время, на протяжении которого отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной и промышленной (до 20 лет) собственности. Однако монопольное положение с течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации-монополисты приступают к лицензированию технологии
производства
своих изделий. В результате ускоряется
распространение нововведений-
Равновесное распространение нововведений-процессов в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией инноваций.
Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, т. е. способностью сохранения количественных характеристик постоянными по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды.
Наиболее типичными
для диффузных процессов
Специально создаваемые органы в сфере патентно-лицензионной деятельности охраняют и удостоверяют права патентодержателя на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства продукции. Лицензию на использование такого рода инноваций выдает владелец патента. В наиболее распространенных случаях лицензирование представляет собой процесс передачи промышленной собственности на основании соглашения договаривающихся сторон.
Лицензионное
соглашение на передачу патентных прав
оформляется договором купли-
Простая лицензия ограничивает объем производства продукции, ее реализацию лицензиатом на определенной территории, запрещает продажу лицензии третьим лицам, в то время как лицензиар может осуществить ее вторичную продажу.
Исключительная
лицензия дает право лицензиату монопольно
распоряжаться предметом