Инновационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - обоснование и разработка вопросов повышения эффективности и оценки эффективности технических и организационных нововведений.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие инновации;
• Ознакомиться с различными классификациями инноваций
• Определить значение инновационной деятельности в развитии предприятия
• Затронуть теоретические элементы нововведений
• Дать оценку эффективности технических и организационных нововведений

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Полная лицензия, применяемая крайне редко, предусматривает  передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет лицензии, что равносильно  продаже патента.

Патентно-лицензионный трансферт инноваций должен осуществляться с учетом экономических интересов страны. Если новшество или нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в стране - патентодержателе, то продажа лицензии иностранному государству может нанести ощутимый экономический вред. Это особенно характерно для беспатентных лицензий, представляющих собой лицензионные соглашения на продажу незапатентованного изобретения, ноу-хау или другого производственно-технологического достижения. По своей сущности беспатентная лицензия аналогична продаже научно-технических разработок, которые по каким-либо причинам не были задействованы в стране, где эти достижения получены. По таким лицензиям интеллектуальная собственность практически не защищена. Следовательно, трансферт инноваций нуждается в продуманном технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений.

 

                                                                                                                                      9

В общей характеристике технологических укладов принято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада. Например, в пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т. д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. В формирующееся ядро нового, шестого, технологического уклада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                        10                                                                                                                                    1.2. Классификация инноваций

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа);

внедрение продукции  с новыми свойствами;

использование нового сырья;

изменения в  организации производства и его  материально-технического обеспечения;

появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие  инновации, трактуя его как изменение  с целью внедрения и использования  новых видов потребительских  товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

По определению, данному  в «Концепции инновационной политики», инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового

или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

                                                                                                                                                   11

Инновация возникает  в результате использования результатов  научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования  требуют разработки их классификации. Ниже предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них.

Классификатор инноваций:

1. Области применения инноваций: управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

2. Этапы НТП, результатом которых стали инновации: научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности инноваций: "бум", равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления инноваций: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность инноваций: высокая, низкая, стабильная.

7. Эффективность инноваций: экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся  по областям применения и этапам НТП:

- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

 

                                                                                                                                                12

- технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

- информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом  Ф. Валентой, позволяет последовательно  проследить переходы от инноваций более  низкого уровня к более высокому:

- инновации нулевого порядка -- регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

- инновации первого порядка -- изменение количественных свойств системы;

- инновации второго порядка -- перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

- инновация третьего порядка -- адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- инновации четвертого порядка -- новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные

признаки системы не меняются -- происходит некоторое улучшение  их полезных свойств (оснащение существующего  электровоза более мощным двигателем);

 

                                                                                                                                                13

- инновации пятого порядка -- новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

- инновации шестого порядка -- новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);

- инновации седьмого порядка -- новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                     14

1.3. Значение инновационной деятельности в развитии предприятия

Некоторые крупные предприятия достигли выдающихся результатов в крупномасштабных инновациях.

Сильная мотивация. При создании компьютера IBM360, аппарата Xerox 914, разработке синтетической резины и каталитического крекинга в  нефтехимии, создании флоат-стекла фирмой Pilkington, а также в работе Bell Telephone Laboratories имела место сильная мотивация. Каждая компания рисковала суммами до миллиардов долларов. Однако, добившись успеха, IBM и Xerox завоевали прочные позиции в своих отраслях, нефтехимическая промышленность могла удовлетворить срочный спрос военного времени, а Bell At&T могла защитить свое монопольное положение, расширить базу доходов, предотвратить устаревание крупнейших в мире частных активов.

Ясная потребность. В названных выше случаях потребность  была ясна и выражена в технико-экономических характеристиках системы, каждой из важных подсистем и взаимодействующих подсистем. С самого начала были приняты все меры к тому, чтобы не сформулировать потребности с точки зрения определенных технологий или решений.

Многовариантный подход. Многовариантный подход использовался  как на стадии фундаментальных, так  и прикладных исследований. В научно-технических  программах крупных корпораций этот метод служил другим целям:

- - формирует дух соревновательности между членами каждой рабочей группы программы;

- стимулирует приверженность ученых и специалистов своим программам;

- придает работе дух срочности;

- дисциплинирует ученых, критикующих подходы друг друга;

- поощряет изобретательность и использование в проекте базовых знаний;

- предотвращает необоснованный выбор какого-либо варианта.

Окончательный выбор варианта лучше делать как  можно позже на основе анализа  всей полученной информации. В итоге, многовариантный подход всегда более  эффективен. По этой причине почти  все крупные компании, реализующие

                                                                                                                                                          15

крупномасштабные  инновационные проекты, сознательно  поощряют параллельные разработки.

Учет мнения потребителей. Учет мнения потребителей и участие последних в проекте  обеспечивает соответствие технических  условий последним потребностям, а также участие в разработке системы людей, которые будут  заниматься ее производством, монтажом, обслуживанием или использованием. Такое участие обеспечивается на всех уровнях организации, а не только на техническом или руководящем. Для стимулирования взаимодействия, рабочие группы размещаются в физической близости от структур НИОКР, производства, маркетинга. Подчас людей вывозят в места, где они могут легко контактировать друг с другом.

Дисциплина. Высокая  научно-техническая дисциплина поддерживается за счет подбора высококвалифицированных  кадров и назначения лидера, глубоко  знающего организационные вопросы работы по программе. Из рабочих групп удаляются неспособные сотрудники. Например, Bell Laboratories регулярно проводила выборочную проверку деятельности ученых и за десять лет десять из каждых десяти из них были переключены на решение других задач. IBM нацелила своих наиболее талантливых специалистов на решение своих 360 программ и систематически удаляла из этих программ людей, которые не показывали значимые результаты.

Сроки. Сроки  реализации инновационных проектов в вышеназванных фирмах были длиннее, чем в среднем по отрасли. Bell, Xerox и IBM планируют на десятилетия вперед и их руководители начинают инновационные программы еще тогда, когда производственные линии полностью загружены на семь - десять лет вперед.

Энтузиасты. Важные разработки доверяются энтузиастам. Винсент Ларсон - председатель IBM - сформировал свой стиль работы в компании в ее инновационный период. Он поощрял рабочие группы разрабатывать изделия, которые по своим характеристикам намного превосходят изделия конкурентов. Трудно было найти в IBM инновацию, появившуюся на плановой основе, а не в результате этого соревнования.

Алистер Пилкингтон, возглавлявший работы по созданию флоат-стекла, ныне занимает пост председателя компании Pilkington Brothers и является первым лицом, находящимся вне прямой связи с основателями. Bell Labs вырастила

                                                                                                                                                       16

собственную плеяду Нобелевских лауреатов (Шеннон, Шокли и Пайерс). Каждая фирма нашла способ поощрения таких энтузиастов иногда даже за большой вклад в проекты, которые потерпели неудачу на рынке.

Информация о работе Инновационные процессы