Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:30, реферат
Опыт развития мировой экономики аккумулирован в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь, главной целью которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. Программой предусматривается создание национальной инновационной системы, которая должна обеспечить генерацию и использование новых знаний, новых технологий, товаров и услуг во всех сферах жизни белорусского общества. Сегодня инновационный путь развития отечественного производства — это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники.
Введение.......................................................................................................................3
1. Инновационный потенциал Республики Беларусь..............................................5
1.1.Содержание инновационного потенциала страны.............................................5
1.2. Анализ инновационного потенциала предприятий страны............................. 9
2. Заключение.............................................................................................................13
Список использованных источников.......................................................................15
Содержание
Введение......................
1. Инновационный потенциал
Республики Беларусь......................
1.1.Содержание инновационного
потенциала страны.............
1.2. Анализ инновационного
потенциала предприятий страны........................
2. Заключение....................
Список использованных источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Реалии современного развития мирового сообщества ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития.
В настоящее время только инновационный путь развития экономики способен обеспечить повышение уровня наукоемкости продукции. Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, стратегия развития определяется эффективным использованием науки и, прежде всего, — высоких технологий.
По мнению академика Г. Лыча для перехода на инновационный путь развития необходимо наличие нескольких факторов: во-первых, это — научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска и последующего развития инновационного процесса; во-вторых, постоянный рост количества участников инновационной деятельности; в-третьих, развитая система институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности; в-четвертых, это востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц.
Опыт развития мировой
экономики аккумулирован в
Внедрение инноваций, высокий уровень научно-технического развития является определяющим с точки зрения выполнения главной задачи — повышения качества и уровня жизни своих граждан.
«Инновационный путь развития
— одна из приоритетный задач социально-экономического
развития страны, которая определяет
стратегическую цель государственной
научно-технической и
Реализация этого направления требует повышения роли научных исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста.
Высокие технологии становятся главным фактором повышения жизненного уровня людей в любой стране. Высокий уровень инноваций, степень их практического внедрения в производство являются основополагающими признаками постиндустриальной державы. В этой связи развитие высоких технологий и их практическое воплощение является одним из главных факторов, определяющих место Беларуси в системе современной глобальной конкуренции.
Поэтому одним из перспективных путей становления Республики Беларусь как экономически развитого, сильного государства является расширение инфраструктуры инновационной деятельности.
1.1. Понятие и содержание инновационного потенциала
В экономической теории выделяют
научно-технический, производственный,
трудовой, экспортный, производственный,
природно-ресурсный потенциалы. Обобщенно
под потенциалом принято
Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот.
К таким возможностям
можно отнести следующую
- интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
- материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);
- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);
- кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
- инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
- дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).
В широком смысле, под
инновационным потенциалом
Республика Беларусь имеет
мощный научно-технический потенциал,
значительные достижения в различных
отраслях науки и техники, заделы
в фундаментальных
Основными причинами такого состояния являются:
1) экономическая ситуация в республике;
2) отсутствие у большинства руководителей
и научных работников знаний в области
менеджмента, маркетинга;
3)недостаточность собственных
4)ограниченные возможности финансовой
поддержки государства;
5)недостаточная развитость финансово-кредитной
системы.
В Беларуси отсутствует присущая рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Республика не достигла ещё состояния «инновационной восприимчивости».
На сегодняшний день низкий уровень наукоёмкости белорусской экономики не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции (доля последней в общем объеме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 9 раз меньше, чем в США и в 4 раза меньше, чем в России). В результате этого основу товарного экспорта Беларуси составляет продукция средней (18%) и низкой (78%) наукоемкости, являющаяся более материало- и энергоемкой.
Негативные тенденции
в научной и научно-технической сфере:
· уменьшение объемов научно-исследовательских
работ и численности исследователей;
· отток из научной среды специалистов
среднего возраста;
· устаревание материально-технической
базы.
Проблема новаций и
их создателей имеет особое значение
для Республики Беларусь, поскольку,
не располагая достаточными природными
ресурсами, страна выбрала интеллектуально-
Одна из проблем, препятствующих развитию инновационного бизнеса, заключается в медленном развитии системы малых и средних инновационных предприятий. Мешают их развитию правовые и административные барьеры, ограниченный доступ к финансированию, слабая исследовательская база, а также сложности в обеспечении правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, высокий уровень правонарушений в этой области, а также недобросовестная конкуренция в научно-технической сфере. Чаще основной сферой деятельности малого бизнеса становится торговля (90%), в то время как доля малых фирм, реально соответствующих облику инновационного предприятия, не превышает 2% в России и Украине, и 1,4% в Беларуси.
Главная причина низкой инновационной активности субъектов хозяйствования в стране связана с недостатком финансовых ресурсов и, соответственно, ограниченным доступом к ним. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в монетарной, кредитно-денежной и фискальной системах страны содержатся значительные неиспользованные резервы для стимулирования инновационной активности отечественных предприятий и национальной экономики в целом.
Недостаточная эффективность взаимодействия между бизнесом и исследовательскими институтами является общей проблемой как для развитых стран, так и для государств переходного периода.
Кроме того, важной проблемой для республики является создание на ее территории действенного механизма венчурного финансирования рисковых инновационных проектов, которое можно охарактеризовать как финансирование профессиональными инвестиционными (венчурными) фондами, созданными за счет капитала инвесторов — юридических и физических лиц, инновационных предприятий, инновационных проектов, с конечной целью получения высокого дохода.
Говоря о причинах этой проблемы, следует в первую очередь отметить невосприимчивость экономики нашей страны к высоким рискам венчурных инвестиций. Сложно найти объект для венчурного инвестирования — предприятий с перспективой быстрого роста капитализации. Нестабильность законодательства не позволяет инвесторам планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу в условиях, когда венчурные инвестиции рассчитаны на срок от 3 до 7 лет. Неразвитость фондового рынка, существование теневого сектора экономики затрудняют свободный выход венчурного бизнеса из проинвестированных компаний.
К типичным проблемам, испытываемым субъектами инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, можно отнести:
• несовершенство законодательных основ их деятельности;
• отсутствие эффективного
механизма финансового
• отсутствие отлаженной
системы взаимодействия между
действующими субъектами
• недостаточная
• недостаточная инновационная активность научных организаций;
• низкая инновационная восприимчивость промышленных предприятий.
Серьезной проблемой в развитии научно-инновационной сферы является обеспечение ускоренного развития науки в регионах. Ускоренное социально-экономическое развитие регионов республики вряд ли возможно без существования развитой научно-инновационной сферы, а для этого требуются большие финансовые ресурсы. Региональная научно-техническая политика должна быть нацелена на стимулирование инновационной деятельности с учетом условий и потребностей. Важным условием ускорения развития региональной науки выступает совершенствование региональной структуры специализированных советов по защите докторской и кандидатской диссертаций. Система аттестации докторов и кандидатов наук характеризуется большой территориальной концентрацией (из 175 советов по защите диссертаций 135 находится в г. Минске). Создание в регионах советов по защите диссертаций, расширение полномочий действующих позволят на местах интенсифицировать подготовку специалистов высшей квалификации, и это будет основой для выполнения научно-исследовательских работ.
В последние годы возникли
серьезные проблемы с обновлением
и поддержанием в работоспособном
состоянии материально-
Анализ состояния системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в данной сфере имеется ряд проблем, требующих незамедлительного решения.
На сегодняшний день образовательные
стандарты подготовки специалистов
по инновационным специальностям в
Республике Беларусь не адаптированы
к реальным потребностям современной
экономики. Существует необходимость
в организации системы
Информация о работе Инновационный потенциал Республики Беларусь