Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:30, реферат
Опыт развития мировой экономики аккумулирован в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь, главной целью которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. Программой предусматривается создание национальной инновационной системы, которая должна обеспечить генерацию и использование новых знаний, новых технологий, товаров и услуг во всех сферах жизни белорусского общества. Сегодня инновационный путь развития отечественного производства — это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники.
Введение.......................................................................................................................3
1. Инновационный потенциал Республики Беларусь..............................................5
1.1.Содержание инновационного потенциала страны.............................................5
1.2. Анализ инновационного потенциала предприятий страны............................. 9
2. Заключение.............................................................................................................13
Список использованных источников.......................................................................15
Целесообразным следует сделать вывод, что преодоление недостатков развития научно-инновационной сферы позволит объединить усилия академической, вузовской и отраслевой науки в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе интенсификации инновационной деятельности.
1.2. Анализ инновационного потенциала предприятий страны
Для того чтобы лучше изучить
инновационный потенциал
Таблица 1.2.1 - Основные показатели деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц |
446 |
468 |
501 |
530 |
Списочная численность работников,
выполнявших научные |
32441 |
31712 |
31194 |
30437 |
из них имеют ученую степень |
||||
доктора наук |
739 |
748 |
744 |
720 |
кандидата наук |
3228 |
3193 |
3177 |
3099 |
из них исследователи |
20543 |
19879 |
19668 |
19315 |
Затраты на научные исследования и разработки – всего, млрд. руб. |
883,3 |
1140,6 |
2081,9 |
3537,8 |
в том числе: |
||||
внутренние затраты на научные исследования и разработки, млрд. руб. |
839,9 |
1072,7 |
1619,1 |
3059,7 |
Выполненный объем работ, млрд. руб. |
1162,8 |
1427,8 |
2225,6 |
4368,1 |
Как видно из данных таблицы, число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по сравнению с 2009 годом в 2012году возросли на 18,8% .
В целях продолжения работы
по созданию инновационной экономики
разработана Государственная
Рассмотрим данные Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь в 2011-2015 гг.:
Таблица 1.2.2 - Перечень проектов по созданию новых предприятий и производств (Могилевская обл.), имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 год.
Наименование проекта |
Организация-исполнитель |
Сроки реализации, годы |
Объемы финансирования, млн. рублей |
Строительство биогазового комплекса на очистных сооружениях в г. Бобруйске |
Бобруйское УДКПП «Водоканал» |
2014–2015 |
20 100 |
Строительство биогазовой установки в Кировском районе |
СПК «Рассвет» имени К.П.Орловского |
2010–2012 |
56 300 |
Строительство биогазовых установок в Шкловском районе |
ОАО «Александрийское» |
2013–2014 |
16 000 |
Строительство установки по активной дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Ново-Милеевка» в Могилевском районе |
СООО «ТДФ Экотех» |
2010–2012 |
18 266 |
Строительство |
ООО «Тайкун» |
2012–2015 |
9 700 |
Производство электроэнергии из возобновляемых источников в районе дер. Жуково Могилевского района |
2011–2014 |
4 200 | |
Строительство установки по активной дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Ново-Милеевка» в Могилевском районе |
СООО «ТДФ Экотех» |
2010–2012 |
18 266 |
Создание производства энергоэффективных электродвигателей, соответствующих требованиям европейских стандартов |
ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» |
2010–2015 |
25 100 |
Организация производства волоконно-оптических эндоскопов технического назначения |
ГУВПО «Белорусско-Российский университет» |
2013–2014 |
600 |
Организация вертикально интегрированного
деревообрабатывающего |
ИООО «ВМГ Индустри» |
2011–2014 |
230 665 |
Организация производства асфальтосмесительных установок на территории СЭЗ «Могилев» |
ЧДПУП «НИВА-ДОР» |
2011–2018 |
6 100 |
Расширение действующего производства комплектующих для машиностроения |
УЧНПП «Технолит» |
2011–2014 |
9 800 |
Строительство производства автоклавного кирпича в дер. Затишье Могилевского района |
ООО «Газосиликат» |
2012–2014 |
25 200 |
Организация производства средств личной гигиены на территории СЭЗ «Могилев» |
ИЧПУП «БелЭмса» |
2011–2016 |
32 748 |
Строительство завода по производству сжиженных углеводородных газов на территории СЭЗ «Могилев» |
ООО «Газхимресурс Бел» |
2012–2015 |
15 400 |
Строительство завода по производству
синтетических моющих средств и
товаров бытовой химии в г. |
ИЧПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» |
2011–2015 |
40 240 |
Для финансирования мероприятий Государственной программы в 2011 – 2015 годах намечается привлечение около 45 триллионов рублей,
Для более эффективной
реализации научно-технического потенциала
предстоит увеличить объем
Для реализации полного инновационного
цикла и внедрения научных
и научно-технических
С учетом прогноза наиболее перспективных
направлений науки и техники
для достижения максимальной отдачи
в области инновационной сферы
необходимо продолжить развитие приоритетных
направлений научно-
Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь в 2015 году ожидается увеличение валового внутреннего продукта по сравнению с показателем 2010 года в 1,45-1,5 раза, рост инвестиций в основной капитал – в 1,47 – 1,54 раза, рост производительности общественного труда – в 1,45 – 1,48 раза и снижение энергоемкости – на 26,6 – 30,1 процента.
В соответствии с концепцией Государственной программы и Пошаговой стратегией до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта предусматривается увеличение до 14 процентов экспорта высокотехнологичной продукции от общего объема экспорта.
Учитывая многолетний международный опыт оценки инновационности экономик стран Европейского союза, при формировании мероприятий программы и оценки их результативности целесообразно сопоставлять степень инновационного развития республики со странами ЕС.
Реализация пошаговой стратегии направлена на обеспечение роста производства и экспорта наукоемких и высокотехнологических товаров, адекватное ограничение или расширение импорта наукоемких и высокотехнологических товаров, соответствующим образом воздействующих на снижение или увеличение объемов национального экспорта вследствие межотраслевой диффузии; приоритетность развития отраслей и субъектов народного хозяйства, обеспечивающих разработку, ускоренное освоение высоких технологий и производство конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационный потенциал страны непосредственно зависит от инновационной политики государства. Основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести: разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций.
Среди ключевых направлений совершенствования и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить следующие:
- совершенствование налогового и другого законодательства в части предоставления реальных и значимых налоговых льгот для субъектов научной и инновационной деятельности, стимулирования труда авторов научных исследований и разработок;
- совершенствование механизмов финансирования и поддержки инновационной деятельности, в том числе путем создания механизмов венчурного финансирования;
- утверждение приоритетных направлений научно-технической деятельности на 2011-2015 годы и на перспективу;
- утверждение Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы и на перспективу;
- организация в Республике Беларусь венчурной деятельности;
- совершенствование порядка и условий проведения научно-технической (научной) экспертизы проектов заданий программ различного уровня и направленности и инновационных проектов;
- совершенствование государственного регулирования механизмов стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности.
Целесообразно сделать вывод: каждому государству необходимо уделять большое внимание активизации инновационной деятельности, ведь роль инноваций в экономике велика. Их разработка и внедрение позволяет не только повысить конкурентоспособность отечественных товаров, но и имидж государства, а также обеспечить устойчивость экономического роста и на этой основе — высокий уровень жизни граждан. Инновации — это оружие конкурентной борьбы в XXI веке. Овладевший им в совершенстве неизбежно превзойдет всех остальных.
Список использованных источников
1.Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации». — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2009.
2.Бостынец Н.Д. Инфраструктура
инновационной деятельности Республики
Беларусь: состояние и перспективы // Сборник
материалов Второй международной научно-практической
конференции "Проблемы развития инновационно-креативной
экономики". [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://econference.ru/blog/
3. Концепция Государственной
программы инновационного развития Республики
Беларусь на 2011-2015 гг.// Национальный правовой Интернет-портал
РБ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://pravo.by/main.aspx?
4. Основные показатели деятельности
организаций, выполнявших научные исследования
и разработки.// Национальный статистический
комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://belstat.gov.by/homep/
5. Петрасик Е.Л. Проблемы инновационного
развития экономики Республики Беларусь
и пути их решения // Сборник материалов
Второй международной научно-практической
конференции "Проблемы развития инновационно-креативной
экономики". [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://econference.ru/blog/
Информация о работе Инновационный потенциал Республики Беларусь