Инновационный потенциал Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:30, реферат

Краткое описание

Опыт развития мировой экономики аккумулирован в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь, главной целью которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. Программой предусматривается создание национальной инновационной системы, которая должна обеспечить генерацию и использование новых знаний, новых технологий, товаров и услуг во всех сферах жизни белорусского общества. Сегодня инновационный путь развития отечественного производства — это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Инновационный потенциал Республики Беларусь..............................................5
1.1.Содержание инновационного потенциала страны.............................................5
1.2. Анализ инновационного потенциала предприятий страны............................. 9
2. Заключение.............................................................................................................13
Список использованных источников.......................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Целесообразным следует  сделать вывод, что преодоление  недостатков развития научно-инновационной  сферы позволит объединить усилия академической, вузовской и отраслевой науки в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе интенсификации инновационной деятельности.

 

 

1.2. Анализ инновационного потенциала предприятий страны

 

 

Для того чтобы лучше изучить  инновационный потенциал предприятий страны обратимся к статистическим данным:

 

Таблица 1.2.1 - Основные показатели деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки

 

2009

2010

2011

2012

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц

446

468

501

530

Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, человек

32441

31712

31194

30437

из них имеют ученую степень

       

доктора наук

739

748

744

720

кандидата наук

3228

3193

3177

3099

из них исследователи

20543

19879

19668

19315

Затраты на научные исследования и разработки – всего, млрд. руб.

883,3

1140,6

2081,9

3537,8

в том числе:

       

внутренние затраты на научные исследования и разработки, млрд. руб.

839,9

1072,7

1619,1

3059,7

Выполненный объем работ, млрд. руб.

1162,8

1427,8

2225,6

4368,1


Как видно из данных таблицы, число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по сравнению с 2009 годом в 2012году возросли на 18,8% .

В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики  разработана Государственная программа  инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Важной характеристикой белорусской экономики является высокая концентрация производства в промышленности. Организация инновационной деятельности на этих предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является одной из главных задач.

Рассмотрим данные Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь в 2011-2015 гг.:

 

Таблица 1.2.2 - Перечень проектов по созданию новых предприятий и производств (Могилевская обл.), имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 год.

Наименование проекта

Организация-исполнитель

Сроки реализации, годы

Объемы финансирования, млн. рублей

Строительство биогазового  комплекса на очистных сооружениях в г. Бобруйске

Бобруйское УДКПП «Водоканал»

2014–2015

20 100

Строительство биогазовой установки  в Кировском районе

СПК «Рассвет» имени К.П.Орловского

2010–2012

56 300

Строительство биогазовых установок  в Шкловском районе

ОАО «Александрийское»

2013–2014

16 000

Строительство установки по активной дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Ново-Милеевка» в Могилевском районе

СООО «ТДФ Экотех»

2010–2012

18 266

 Строительство ветроэлектростанций. Производство электроэнергии из возобновляемых источников в районе деревень Полыковичи, Купелы и Речки Могилевского района

ООО «Тайкун»

2012–2015

9 700

Производство электроэнергии из возобновляемых источников в районе дер. Жуково Могилевского района

 

2011–2014

4 200

Строительство установки по активной дегазации полигона твердых коммунальных отходов «Ново-Милеевка» в Могилевском районе

СООО «ТДФ Экотех»

2010–2012

18 266

Создание производства энергоэффективных электродвигателей, соответствующих требованиям европейских стандартов

ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»

2010–2015

25 100

Организация производства волоконно-оптических эндоскопов технического назначения

ГУВПО «Белорусско-Российский университет»

2013–2014

600

Организация вертикально интегрированного деревообрабатывающего комплекса

ИООО «ВМГ Индустри»

2011–2014

230 665

Организация производства асфальтосмесительных установок на территории СЭЗ «Могилев»

ЧДПУП «НИВА-ДОР»

2011–2018

6 100

Расширение действующего производства комплектующих для машиностроения

УЧНПП «Технолит»

2011–2014

9 800

Строительство производства автоклавного кирпича в дер. Затишье Могилевского района

ООО «Газосиликат»

2012–2014

25 200

Организация производства средств  личной гигиены на территории СЭЗ  «Могилев»

ИЧПУП «БелЭмса»

2011–2016

32 748

Строительство завода по производству сжиженных углеводородных газов  на территории СЭЗ «Могилев»

ООО «Газхимресурс Бел»

2012–2015

15 400

Строительство завода по производству синтетических моющих средств и  товаров бытовой химии в г. Осиповичи

ИЧПУП «Парфюмерно-косметическая  фабрика «Сонца»

2011–2015

40 240


 

Для финансирования мероприятий  Государственной программы в 2011 – 2015 годах намечается привлечение  около 45 триллионов рублей,

Для более эффективной  реализации научно-технического потенциала предстоит увеличить объем внедрения  НИОК(Т)Р в реальное производство и добиться максимально полного их использования в экономике.

Для реализации полного инновационного цикла и внедрения научных  и научно-технических разработок в производство дальнейшее совершенствование  действующей в стране системы  программ должно базироваться на выполнении государственных комплексных целевых  научно-технических программ, объединяющих государственные программы научных  исследований и государственные  научно-технические программы.

С учетом прогноза наиболее перспективных  направлений науки и техники  для достижения максимальной отдачи в области инновационной сферы  необходимо продолжить развитие приоритетных направлений научно-технической  деятельности и критических технологий, а именно следующих.

 

 

Согласно прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь в 2015 году ожидается увеличение  валового внутреннего продукта по сравнению  с показателем 2010 года в 1,45-1,5 раза, рост инвестиций в основной капитал – в 1,47 – 1,54 раза, рост производительности общественного труда –  в 1,45 – 1,48 раза и снижение энергоемкости – на  26,6 – 30,1 процента.

В соответствии с концепцией Государственной программы и Пошаговой  стратегией до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта предусматривается увеличение  до 14 процентов экспорта высокотехнологичной продукции от общего объема экспорта.

Учитывая многолетний  международный опыт оценки инновационности экономик стран Европейского союза, при формировании мероприятий программы и оценки их результативности целесообразно сопоставлять степень инновационного развития республики со странами ЕС.

Реализация пошаговой стратегии направлена на обеспечение роста производства и экспорта наукоемких и высокотехнологических товаров, адекватное ограничение или расширение импорта наукоемких и высокотехнологических товаров, соответствующим образом воздействующих на снижение или увеличение объемов национального экспорта вследствие межотраслевой диффузии; приоритетность развития отраслей и субъектов народного хозяйства, обеспечивающих разработку, ускоренное освоение высоких технологий и производство конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Инновационный потенциал  страны непосредственно зависит от инновационной политики государства. Основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести: разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение её в хозяйственный оборот; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентноспособоности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций.

Среди ключевых направлений совершенствования и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить следующие:

- совершенствование налогового и другого законодательства в части предоставления реальных и значимых налоговых льгот для субъектов научной и инновационной деятельности, стимулирования труда авторов научных исследований и разработок;

- совершенствование механизмов финансирования и поддержки инновационной деятельности, в том числе путем создания механизмов венчурного финансирования;

- утверждение приоритетных направлений научно-технической деятельности на 2011-2015 годы и на перспективу;

- утверждение Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы и на перспективу;

- организация в Республике Беларусь венчурной деятельности;

- совершенствование порядка и условий проведения научно-технической (научной) экспертизы проектов заданий программ различного уровня и направленности и инновационных проектов;

- совершенствование государственного регулирования механизмов стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности.

Целесообразно сделать вывод: каждому государству необходимо уделять большое внимание активизации  инновационной деятельности, ведь роль инноваций в экономике велика. Их разработка и внедрение позволяет  не только повысить конкурентоспособность  отечественных товаров, но и имидж  государства, а также обеспечить устойчивость экономического роста  и на этой основе — высокий уровень жизни граждан. Инновации — это оружие конкурентной борьбы в XXI веке. Овладевший им в совершенстве неизбежно превзойдет всех остальных.

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

1.Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организациях. Учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации». — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2009.

 

2.Бостынец Н.Д. Инфраструктура инновационной деятельности Республики Беларусь: состояние и перспективы // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции "Проблемы развития инновационно-креативной экономики". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econference.ru/blog/conf06/

 

3. Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.// Национальный правовой Интернет-портал РБ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100669&p2={NRPA}#Заг_Утв_1

 

4. Основные показатели деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки.// Национальный статистический комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/science.php

 

5. Петрасик Е.Л. Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь и пути их решения // Сборник материалов Второй международной научно-практической конференции "Проблемы развития инновационно-креативной экономики". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://econference.ru/blog/conf06/

 


Информация о работе Инновационный потенциал Республики Беларусь