Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2011 году.
Методы исследования: методы экономического и статистического анализа.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных к исследованию иностранных инвестиций выделены основные особенности инвестиционной деятельности как финансового явления, изучен опыт государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, исследована динамика и структура иностранных инвестиций Республики Беларусь, предложены мероприятия по улучшению инвестиционного климата путем совершенствования систем налогообложения и законодательной базы государства.
По прогнозу Конференции
Организации Объединенных Наций
по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2011
году потоки прямых иностранных инвестиций
будут увеличиваться и
Вместе с тем посткризисное
состояние деловой среды
Больше всего прямые иностранные инвестиции в 2010 году под воздействием кризиса снизились в сфере услуг. Сокращение отмечалось во всех основных отраслях услуг (деловые услуги, финансы, транспорт и связь, а также коммунальная сфера), хотя и разными темпами.
Один из крупнейших показателей сокращения потоков прямых иностранных инвестиций отмечен в финансовом секторе.
Доля прямых иностранных инвестиций, приходящаяся на обрабатывающую промышленность, увеличилась почти до половины всего объема прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем в отраслях обрабатывающей промышленности, чувствительных к циклам деловой активности, таких как металлургия и электронная промышленность, инвестиции сократились.
Химическая промышленность (включая фармацевтическую) демонстрировала свою сопротивляемость на протяжении всего кризиса, а в таких отраслях, как производство продовольствия, напитков и табака, текстильных изделий и предметов одежды, а также автомобилестроение, в 2010 году наметилось оживление.
Прямые иностранные инвестиции в отрасли добывающей промышленности, не пострадавшей во время кризиса, в 2010 году сократились.
Кроме того, наметились следующие тенденции в мировых инвестиционных процессах:
- растет приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой и развивающиеся страны;
- операции в сфере трансграничных слияний и поглощений играют первостепенную роль в политике мировых прямых иностранных инвестиций;
- возрастает значение частных фондов прямых инвестиций и других коллективных инвестиционных фондов в сфере трансграничных слияний и поглощений;
- отмечается рост производства товаров и услуг ТНК;
- прогнозируется возможное ухудшение инвестиционного климата, что во многом связано с мировым кризисом и усилением протекционизма в развитых странах.
3.2 Виды, формы прямых иностранных инвестиций и направления их привлечения в Республике Беларусь
Прямые иностранные инвестиции включают следующие виды:
- вклад в уставный фонд (в форме материальных и нематериальных активов, денежных средств);
- займы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, полученные от инвестора;
- прочие прямые инвестиции (стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации, кроме взносов в уставный фонд, а также суммы задолженности за товары, работы, услуги прямому инвестору, включая задолженность по договорам оперативного лизинга и договорам аренды).
Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Республики Беларусь является создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов «green field», что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики.
Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов «brown field» – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. При этом приватизация в Республике Беларусь проводится в соответствии с трехлетними планами приватизации, а на примере восьми открытых акционерных обществ государственным учреждением «Национальное агентство инвестиций и приватизации» будут внедрены и отработаны передовые технологии осуществления приватизационных сделок по продаже малых и средних предприятий стратегическому инвестору. Конечной целью является создание прозрачной, открытой и понятной системы управления приватизацией, разработка четкой коммуникационной стратегии привлечения прямого инвестора и взаимодействия с ним, популяризация основных преимуществ и выгод, создание положительного имиджа приватизации, внедрение эффективной пошаговой схемы и технологии приватизации государственных организаций – от подготовки к продаже в целях получения максимальной прибыли до постпродажного мониторинга проекта и оценки полученных от него экономических и социальных выгод.
Республика Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт.
С учетом приоритетности вложения средств иностранных инвесторов определены следующие направления привлечения прямых иностранных инвестиций:
- в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);
- в создание и развитие кластеров
– объединенной на основе производственно-
- в традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность).
Прямые иностранные инвестиции
необходимо направить в импортозамещающие
производства, имеющие одновременно
и экспортоориентированный
3.3 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2010 году 0,11 % (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).
Постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов на душу населения с 47 долларов США в 2005 году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы.
В общем объеме прямых иностранных инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 %, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 %, финансовый лизинг – 0,1 %.
В 2005–2010 годах иностранные инвесторы вкладывали капитал преимущественно в развитие торговли и общественного питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы пришлось около 74 % общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.
Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики в 2005–2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7 %), Кипр (4,4 %), Германия (1,7 %), Великобритания (1,4 %), США (1,2 %).
Число организаций с иностранным капиталом, работающих в стране, увеличилось с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике.
В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.
Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается незначительным – лишь 30 %, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 %.
Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008–2010 годах запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.
Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и продвижения экспорта служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению.
Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.
В целях создания прозрачных и комфортных условий для иностранного инвестора, в частности предоставления дополнительных гарантий по защите иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, активизирована работа с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, 15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 года, 29 июля 2011 г. подписаны базовые соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.
31 декабря 2010 г. ратифицировано
Рамочное соглашение между
Для совершенствования работы с инвесторами и повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь образовано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.
В докладе Всемирного банка
«Ведение бизнеса-2012» по индексу
легкости ведения бизнеса Беларусь
заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись
с 91-го места в 2010 году (с учетом произошедшей
корректировки методологии
По итогам доклада «Ведение бизнеса-2012» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.
Беларусь добилась значительного прогресса по трем показателям: «Уплата налогов» – 156-е место (183-е в докладе «Ведение бизнеса-2011»), «Защита инвесторов» – 79-е место (108-е) и «Ликвидация компаний» – 82-е место (98-е). Отмечены успехи по показателю «Регистрация собственности» – 4-е место в мире (6-е в докладе «Ведение бизнеса-2011»).
Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики