Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2011 году.
Методы исследования: методы экономического и статистического анализа.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных к исследованию иностранных инвестиций выделены основные особенности инвестиционной деятельности как финансового явления, изучен опыт государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, исследована динамика и структура иностранных инвестиций Республики Беларусь, предложены мероприятия по улучшению инвестиционного климата путем совершенствования систем налогообложения и законодательной базы государства.
В новом рейтинге Беларусь поднялась с последнего места по показателю «Налогообложение», по которому в течение ряда последних лет занимала 183-е место.
В перечень показателей доклада «Ведение бизнеса-2012» включен новый показатель «Доступ к электроэнергии», по которому Беларусь занимает 175-е место, и это самый низкий уровень среди показателей республики, требующий оперативного принятия комплекса мер в данной сфере.
Кроме того, принятые меры по
созданию благоприятного инвестиционного
климата и выбранный курс Правительства
Республики Беларусь на либерализацию
экономических отношений
По индексу экономической свободы фонда «The Heritage Foundation» в 2010 году Беларусь поднялась на 150-е место (167-е место в 2009 году), по индексу восприятия коррупции – на 127-е место (151-е).
Опрос руководителей 500 коммерческих
организаций с иностранными инвестициями
и представительствами
Так, более половины респондентов
указали на следующие факторы, в
наибольшей степени препятствующие
притоку иностранных
К числу факторов, которые
оценены респондентами как
Несмотря на то, что прямые
иностранные инвестиции не стали
одним из главных факторов экономического
роста республики, высокие темпы
развития экономики Беларуси в последние
годы, социально-экономическая и
политическая стабильность, активное
сотрудничество с международными организациями
создают предпосылки для
Несмотря на все старания белорусских властей, многие эксперты и сами инвесторы отмечают уровень налоговой нагрузки, как один из самых неблагоприятных факторов белорусского инвестиционного климата. Даже иностранные инвесторы, имеющие значительные привилегии, все еще негативно отзываются о белорусской системе налогообложения.
Вторым негативным факторов, являются
условия получения финансовой поддержки
или льгот со стороны государства.
Зачастую инвесторы недовольны тем,
что государство создает
Еще одним негативным фактором является
уровень бюрократии в стране. О
данной проблеме говорят уже на протяжении
многих лет, однако государство пытается
устранить последствия
3.5 Основные направления улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь
Улучшение инвестиционного
климата осуществляется на основе обеспечения
открытости деятельности государственных
органов, правового регулирования
условий хозяйственной
В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация комплекса мер по следующим направлениям:
- реформирование государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.
Ключевой предпосылкой для
прихода в Беларусь иностранных
компаний является сокращение доли государственного
сектора и приватизация государственного
имущества. При этом обеспечивается
рациональное использование ресурсов
и производственного
Изменение структуры экономики
повысит эффективность ее функционирования,
конкурентоспособность
Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.
Незадействованным механизмом
привлечения инвестиций, в том
числе и прямых иностранных, является
частно-государственное
Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другое. Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров).
В целях реформирования отношений
собственности планируются
- совершенствование системы налогообложения посредством снижения ставки налога на прибыль до 18 %, а также совершенствование налогового администрирования в целях снижения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его применения;
- обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и организация подготовки и переподготовки специалистов в области ведения этого учета, а также проведения дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность использования судебных и досудебных процедур для защиты своих прав;
- развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию секторов финансового рынка – банковского и страхового, рынка ценных бумаг). В этих целях необходимы внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала, а также обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования;
- оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. В целях создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования;
- создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси. Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:
- создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики);
- оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;
В соответствии с названными
направлениями предусмотрены
Таким образом, цели, поставленные во введении курсовой работы, достигнуты. Раскрыты понятия инвестиционного климата и методик его оценки, рассмотрены особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь на современном этапе, проведен анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь, высказаны ряд рекомендаций по улучшению инвестиционного климата. Текстовые высказывания подкреплены графическими изображениями, приложенными к курсовой работе.
Проведенное исследование приводит к выводам:
1. Имеется тенденция улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь в целом и отдельных факторов;
2. Инвесторы незамедлительно
3. Наблюдается рост числа
4. Существенно проявляются
5. В большинстве компаний с
иностранным капиталом (52,6%) в
республике инвестировали
Основными путями улучшения институциональных
факторов (краткосрочная и
- реформирование системы
- осуществление дальнейшей
- реформирование
- реформирование судебно-
- формирование активной
Основными путями улучшения экономических факторов (долгосрочная стратегия должны стать):
- совершенствование торговой
- развитие инфраструктуры;
- развитие сектора страховых
услуг и финансового сектора,
что способствует реализации
наиболее эффективных и
Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики