Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2011 году.
Методы исследования: методы экономического и статистического анализа.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных к исследованию иностранных инвестиций выделены основные особенности инвестиционной деятельности как финансового явления, изучен опыт государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, исследована динамика и структура иностранных инвестиций Республики Беларусь, предложены мероприятия по улучшению инвестиционного климата путем совершенствования систем налогообложения и законодательной базы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ инвестиции2012.docx

— 73.95 Кб (Скачать файл)

В новом рейтинге Беларусь поднялась с последнего места  по показателю «Налогообложение», по которому в течение ряда последних лет  занимала 183-е место.

В перечень показателей доклада  «Ведение бизнеса-2012» включен новый  показатель «Доступ к электроэнергии», по которому Беларусь занимает 175-е  место, и это самый низкий уровень  среди показателей республики, требующий  оперативного принятия комплекса мер  в данной сфере.

Кроме того, принятые меры по созданию благоприятного инвестиционного  климата и выбранный курс Правительства  Республики Беларусь на либерализацию  экономических отношений получили признание в ежегодном докладе  Всемирного банка о регулировании  прямых иностранных инвестиций в  государствах мира «Инвестиции без  границ-2010». Беларусь заняла 54-е место  в данном рейтинге, оценивающем факторы  процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и  долгосрочное благополучие населения. В этом рейтинге Беларусь обошла Россию (63-е место) и Украину (69-е место).

По индексу экономической  свободы фонда «The Heritage Foundation»  в 2010 году Беларусь поднялась на 150-е  место (167-е место в 2009 году), по индексу  восприятия коррупции – на 127-е  место (151-е).

Опрос руководителей 500 коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительствами иностранных  компаний, из которых совместные предприятия  составили 55 %, иностранные – 43,6 %, представительства иностранных компаний – 1,4 %, проведенный в 2011 году Белорусским государственным университетом совместно с государственным научным учреждением «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» в 29 населенных пунктах (областных и районных центрах, крупных городах), показал некоторое ухудшение инвестиционного климата в республике.

Так, более половины респондентов указали на следующие факторы, в  наибольшей степени препятствующие притоку иностранных инвестиций: система валютного регулирования (74 % респондентов), нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса (61,4 %), система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (56,6 %), уровень налоговой нагрузки (53 %), а также доступ к финансовым ресурсам, уровень развития консалтинговых и других деловых услуг.

К числу факторов, которые  оценены респондентами как наиболее привлекательные, относятся порядок  регистрации собственности, возможности  развития производства новых товаров  и услуг, условия приобретения и  аренды недвижимости, система гарантий защиты прав собственности, качество транспортной инфраструктуры и логистики, условия  закрытия бизнеса, регулирование ценообразования  и иные.

Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции не стали  одним из главных факторов экономического роста республики, высокие темпы  развития экономики Беларуси в последние  годы, социально-экономическая и  политическая стабильность, активное сотрудничество с международными организациями  создают предпосылки для привлечения  иностранных инвестиций.

3.4 Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат Республики Беларусь

 

Несмотря на все старания белорусских  властей, многие эксперты и сами инвесторы  отмечают уровень налоговой нагрузки, как один из самых неблагоприятных  факторов белорусского инвестиционного  климата. Даже иностранные инвесторы, имеющие значительные привилегии, все  еще негативно отзываются о белорусской  системе налогообложения.

Вторым негативным факторов, являются условия получения финансовой поддержки  или льгот со стороны государства. Зачастую инвесторы недовольны тем, что государство создает неравные условия хозяйствования. Государственные  предприятия имеют преференции  не только по доступу к кредитным  ресурсам, но также по доступу на внутренний рынок, по участию в программе  государственных закупок. Даже тарифы, условия аренды для иностранцев  выше, чем для резидентов.

Еще одним негативным фактором является уровень бюрократии в стране. О  данной проблеме говорят уже на протяжении многих лет, однако государство пытается устранить последствия проблемы, а не ее причины. Часто, перспективные  инициативы «сверху» (принцип «одного  окна» и т.д.) гибнут из-за формализованности  местных властей. Иностранные инвесторы  недовольны законотворческой деятельностью министерств, Палатой представителей национального собрания и Администрации Президента. Пугают инвесторов даже не сами законопроекты, а то с какой скоростью они сменяют друг друга, внося суматоху в бизнес круги.

 

3.5 Основные направления улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь

 

Улучшение инвестиционного  климата осуществляется на основе обеспечения  открытости деятельности государственных  органов, правового регулирования  условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.

В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических  условий, снижения рисков и повышения  доверия к инвестированию предусматривается  реализация комплекса мер по следующим  направлениям:

- реформирование государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.

Ключевой предпосылкой для  прихода в Беларусь иностранных  компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения  организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Изменение структуры экономики  повысит эффективность ее функционирования, конкурентоспособность продукции  на внешних рынках, расширит возможности  привлечения прямых иностранных  инвестиций.

Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том  числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между  государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое  противоречие, когда стратегически  важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и  местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.

Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и  транспортная инфраструктура, система  коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другое. Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров).

В целях реформирования отношений  собственности планируются предоставление гражданам Республики Беларусь и  негосударственным юридическим  лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права  на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее  уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения, определение порядка передачи эксплуатирующим  организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных  экономических зон, предоставление Правительству Республики Беларусь полномочий самостоятельно проводить  реструктуризацию задолженности хозяйственных  обществ по платежам в республиканский  бюджет, связанным с получением долей (акций), приобретенных в процессе приватизации у государства;

- совершенствование системы налогообложения посредством снижения ставки налога на прибыль до 18 %, а также совершенствование налогового администрирования в целях снижения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его применения;

- обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и организация подготовки и переподготовки специалистов в области ведения этого учета, а также проведения дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность использования судебных и досудебных процедур для защиты своих прав;

- развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию секторов финансового рынка – банковского и страхового, рынка ценных бумаг). В этих целях необходимы внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала, а также обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования;

- оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. В целях создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования;

- создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси. Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:

- создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики);

- оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;

В соответствии с названными направлениями предусмотрены мероприятия  по улучшению инвестиционного климата  в Республике Беларусь согласно приложению Е.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, цели, поставленные во введении курсовой работы, достигнуты. Раскрыты понятия инвестиционного климата и методик его оценки, рассмотрены особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь на современном этапе, проведен анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь, высказаны ряд рекомендаций по улучшению инвестиционного климата. Текстовые высказывания подкреплены графическими изображениями, приложенными к курсовой работе.

Проведенное исследование приводит к  выводам:

1. Имеется тенденция улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь в целом и отдельных факторов;

2. Инвесторы незамедлительно реагируют  на все изменения инвестиционного  климата;

3. Наблюдается рост числа инвесторов, ожидающих улучшения инвестиционного  климата Республики Беларусь  и желающих расширять бизнес  в Республике Беларусь;

4. Существенно проявляются региональные  противоречия: «центр-периферия» и  «запад-восток», то есть центральные  и западные регионы Республики  являются более привлекательными  по оценкам инвесторов;

5. В большинстве компаний с  иностранным капиталом (52,6%) в  республике инвестировали страны непосредственные соседи, они менее критичны к инвестиционному климату Республики Беларусь по сравнению с остальными.

Основными путями улучшения институциональных  факторов (краткосрочная и среднесрочная  стратегия реформирования ПИИ-политики) должны стать:

- реформирование системы государственного  регулирования экономики;

- осуществление дальнейшей либерализации  экономики;

- реформирование инвестиционного  законодательства для защиты  иностранных инвестиций;

- реформирование судебно-арбитражной  системы;

- формирование активной политики  привлечения ПИИ в Республику  Беларусь. 

Основными путями улучшения экономических  факторов (долгосрочная стратегия должны стать):

- совершенствование торговой политики  и региональной интеграции (в  том числе со странами Европейского  союза);

- развитие инфраструктуры;

- развитие сектора страховых  услуг и финансового сектора,  что способствует реализации  наиболее эффективных и прибыльных  проектов;

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики