Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Глубокое изучение процессов и явлений на рынке труда, выработка эффективной государственной политики на этом рынке в Беларуси невозможны без теоретического обобщения особенностей белорусской модели рынка труда, выявления и формулирования основных закономерностей становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Изучение закономерностей функционирования рынка труда не может прерываться, так как сама экономическая жизнь ставит перед наукой задачу продолжать исследования, углубляя разработку тех или иных вопросов теории и практики функционирования рынка труда вообще, и в переходной экономике, в частности. Дальнейшее исследование проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике требуется и для того, чтобы дать правильную оценку реальному положению на рынке труда и на этой основе усовершенствовать прогнозные оценки развития ситуации на рынках труда, его последствий, и разработать адекватные меры для ее стабилизации и смягчения одного из наиболее негативных последствий экономических реформ переходного периода - массовой безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

инстит-рынка -труд.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 8]

В полном объеме обеспечивалась предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. На 2012 г. 61,2 тыс. безработных, или 45% от числа состоявших на учете, получали пособие по безработице. (табл.2.10).

Таблица 2.10 - Выплата пособия по безработице, тыс.чел.

 

Показатели

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

 

получали пособие

в % к числу состоящих на учете

получали пособие

в % к числу состоящих на учете

Республика

Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

59,7

 

10,0

10,6

10,2

7,5

8,2

8,5

4,7

45,7

 

51,0

46,3

46,8

52,4

47,4

46,7

28,7

61,2

 

12,1

10,2

10,1

7,3

8,4

9,0

4,0

45,0

 

51,5

45,3

43,5

48,3

45,2

50,0

26,3


П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 8]

Реализация мероприятий Программы способствовала решению главной задачи - сохранению контроля над ситуацией на рынке труда, предотвращению значительного роста регистрируемой безработицы. Ее уровень не вышел за социально допустимые пределы, безработица не превратилась в угрожающий фактор дестабилизации в обществе [14, с. 8].

Подходы к разрешению существующих проблем отражены в разработанной совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и другими заинтересованными Государственной программе занятости населения Республики Беларусь. Ее основными задачами являются недопущение массовой регистрируемой безработицы, поддержание стабильной ситуации на рынке рабочей силы, удержание уровня регистрируемой безработицы в социально-допустимых пределах, обеспечение предусмотренной законодательством социальной поддержки безработных граждан.

В течение 2012 года конъюнктура рынка рабочей силы Республики Беларусь оставалась трудоизбыточной. По состоянию на 1 января 2013 года предложение превысило спрос в 4,3 раза, в том числе по рабочим - в 3,5 раза, по специалистам и другим и служащим - в 7,3 раз. Показатель регистрируемой безработицы в республике в течение 2012 года колебался от 3,0% до 3,3% к численности экономически активного населения и на конец 2012 года составил 3,1%, на учете состояло 136,1 тыс. безработных (табл.2.11).

Таблица 2.11 - Уровень безработицы в Республике Беларусь

 

 

Месяц

Число безработных на

начало месяца,

тыс. чел.

Уровень безработицы,    %

к      трудоспособному      населению   в   трудоспособном

возрасте

к экономически

активному населению

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

102,9

109,3

112,8

115,8

118,2

116,3

115,8

118,7

124,0

127,1

128,6

130,3

130,5

130,5

137,4

143,4

145,7

146,5

144,2

141,3

140,5

140,7

139,4

138,7

137,9

136,1

1,80

1,91

1,98

2,03

2,07

2,01

2,0

2,05

2,1

2,2

2,2

2,3

2,3

2,26

2,38

2,48

2,52

2,53

2,49

2,42

2,41

2,41

2,39

2,37

2,36

2,33

2,3

2,4

2,5

2,6

2,7

2,6

2,6

2,7

2,8

2,9

2,9

3,0

3,0

3,0

3,1

3,3

3,3

3,3

3,3

3,2

3,2

3,2

3,2

3,2

3,1

3,1


П р и м е ч а н и е - Источник: [13, с. 11]

Темпы роста безработицы значительно замедлились. В течение 2011 года уровень безработицы возрос на 0,2 процентного пункта (с 2,1% до 2,3%), в 2012 году - на 0,7 процентного пункта (с 2,3% до 3%), в 2012 году - на 0,1 процентного пункта. В то же время сохраняется значительная дифференциация по уровню безработицы среди регионов республики (от 4,0% в Витебской области до 2,9% в Минской области и 1,6% в г. Минске), а также повышенная напряженность на рынке труда в ряде городов и районов республики.

Рост уровня безработицы отмечен в Брестской, Гомельской, Гродненской и Минской областях (наиболее существенно в Брестской области - с 3,1% до 3,8%, что в значительной степени связано с ужесточением визового режима с Польшей, и часть населения, которая ранее занималась торговой деятельностью в Польше вынуждена трудоустраиваться в Брестской области), в Могилевской области показатель регистрируемой безработицы стабилизировался на уровне 3,6% в Витебской области и г. Минске - несколько снизился [13, с. 11].

Повышение напряженности на рынке труда в связи с ростом безработицы отчетливо проявляется в изменении восприятия безработицы населением.

Обострение проблемы безработицы в Беларуси  выражается в следующем:

  • усилении региональной дифференциации по уровню безработицы. Безработица достаточно жестко локализуется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. На замкнутость безработицы влияет ряд факторов, главные из которых: 1) моноотраслевая специализация многих городов и районов; 2) низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жилье; 3) различия в подходе местных властей к проведению экономических преобразований; 4) направленность государственной финансовой помощи;
  • увеличении продолжительности безработицы. Еще одной неблагоприятной тенденцией является увеличение средней продолжительности безработицы. Как свидетельствует опыт практически всех стран, столкнувшихся с феноменом длительной безработицы, быстро нарастающая в период спада численность длительно безработных очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть ее может лечь постоянным балластом на систему социального обеспечения. Поэтому рост длительности безработицы представляет для Беларуси возможно более серьезную проблему, чем увеличение общего числа безработных;
  • структурная безработица. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи. Уровень безработицы колеблется в зависимости от образования. В меньшей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, т.е. обладающие определенной специальностью и достаточно высокой квалификацией. Среди лиц с неоконченным высшим, неполным средним и общим средним образованием уровень безработицы наиболее высок. Индикаторами наличия избыточной занятости на предприятиях могут служить как количественные показатели (вынужденные отпуска и работа по сокращенному графику, невыплаты заработной платы и пр.), так и качественные показатели (оценки руководителей).
  • снижение эффективности системы государственной помощи безработным, выразившееся, в частности, в увеличении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Наименее социально защищенной категорией на рынке труда являются безработные, в отношении которых государством предусмотрены гарантии выплат пособия по безработице и доплат на иждивенцев, выплат материальной и иной помощи;
  • расширении масштабов скрытой безработицы  [13, с. 12].

Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНО- СТИ ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

        3.1  Основные направления по обеспечению эффективности Институтов рынка труда в Республике Беларусь

 

Основное направление корректировки стратегии управления рынком труда Республики Беларусь состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25–30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются обьединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.

Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда. Активные меры, в отличии от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и  семейного предпринимательства  на максимально благоприятных  условиях государственными субсидиями  и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

- обеспечение географической  мобильности населения и рабочей  силы путем представления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление каждому  ищущему работу полной информации  о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

- организация общественных  работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;

- финансирование работы  в частных фирмах молодежи  путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;

- специальное техническое  оборудование на обычных предприятиях  рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;

- стимулирование расширения  предпринимательской деятельности  и сверхурочных работ, а тем  самым и более полной занятости  путем снижения налогообложения  с прибыли и личных доходов [15, с. 17].

Действенная политика занятости  Республики Беларусь должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму.  В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах.  Основными формами государственного регулирования рынка труда Республики Беларусь должно состоять и быть направленно на:

  • сохранение, поддержание и создание рабочих мест;
  • регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;
  • предоставление государственных гарантий занятости.

Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

  • содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;
  • целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;
  • реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;
  • становление и развитие муниципальной собственности;
  • совершенствование законодательства в сфере занятости;
  • разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;
  • введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов;
  • совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ [13, с. 21].

Информация о работе Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь